УДК 336.22

Юридически значимые признаки обособленных подразделений при их налогообложении

Есина Валентина Сергеевна – студент магистратуры Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева.

Аннотация: В данной статье анализируется правовая сущность и основные признаки обособленных подразделений, учитываемые при налогообложении последних в соответствии с требованиями федерального налогового законодательства. Автором рассматриваются теоретические и практические аспекты налогообложения обособленных подразделений, указываются их основные критерии правила исчисления обязательных платежей.

Ключевые слова: обособленное подразделение, территориальная обособленность, филиал, представительство, иное обособленное подразделение.

Современная цивилистика крайне слабо прорабатывает проблему обособленных подразделений (ОП) юридических ниц. Вследствие этого, в законах данному вопросу также уделяется мало внимания. Этот факт, в частности, подтверждается Гражданским кодексом РФ. В то же время в практической деятельности мы сталкиваемся с довольно широким спектром различных ОП, которые создаются юридическими лицами. Мы считаем, что правовое положение данных образований должно быть унифицировано с учетом их межотраслевого статуса.

Если говорить про налогообложение обособленных подразделений юр. лиц налоговая законодательная база в РФ является несовершенной в ряде вопросов:

  • в установлении объекта и условий исчисления и перечисления налоговых платежей обособленными подразделениями;
  • в порядке налогообложения в случае, когда в разных регионах России у организации открыт ряд ОП;
  • в доказывания налоговыми органами того факта, что обособленные подразделения предприятия функционируют и получают прибыль и т.д.

Несмотря на существующее правовое регулирование сферы налогообложения ОП, вопросы правовой этиологии и статуса данных образований остаются проблемными и остроактуальными. Мы считаем, что в области гражданско-правовых отношений допускается оперировать определением обособленных подразделений из ГК РФ, но с учетом принципов хозяйственной деятельности и условий налогообложения в РФ, полагаем, что самым верным определением интересующих нас образований будет являться определение, которое закрепляется в ст. 11 НК РФ. Его преимущество заключается в том, что оно на законодательном уровне закрепляет основные юридические признакам представительства или филиала, при соответствии которым данные образования облагаются налогами.

У ряда российских ученых находим мнение, что единственная на сегодня юридическая характеристика ОП может использоваться лишь в сфере регулирования налоговых отношений, на что есть прямое указание в НК РФ. Ее нельзя применять как общеправовое понятие для объяснения сущности обособленных подразделений юрлиц и определения возможности их функционирования в других формах кроме представительств и филиалов. Незначительность формальных и функциональных признаков указывает на то, что один работник или группа сотрудников, которые работают вне места нахождения предприятия, уже могут считаться обособленным подразделением [3].

У нас есть основания полагать, что вышеприведенное утверждение не является верным, ведь именно в НК РФ перечисляются ключевые признаки ОП организации, при которых оно может вести хозяйственную деятельность. Опустив то, что закрепленное в ст. 11 НК РФ понятие носит собирательный характер, мы можем определить обособленное подразделение как любое территориально удаленное от основной организации подразделение, на территории которого созданы стационарные места для работы сотрудников. Подразделение организации признается обособленным вне зависимости от того, отражается его создание в учредительных или прочих организационно-распорядительных документах, или нет. Также на признание подразделения обособленным не влияют полномочия, которыми оно наделяется. Под стационарным рабочим место в этом случае подразумевается рабочее место, которое создано на срок 1 месяц и более. [1].

В актуальной правоприменительной практике используется определение ОП, закрепленное в НК РФ. В то же время с учетом содержания письма ФНС РФ от 17.09. 2021 года № АБ-4-14/13284@ необходимо отметить, что ОП организации признается обособленным при существовании в нем стационарных рабочих мест, созданных на срок от 1 месяца, вне зависимости от полномочий подразделения и отражения его существования в организационно-распорядительной документации предприятия. [2].

Для целей применения законодательных норм о налогообложении к ОП относят:

  • филиалы, которые выполняют все или часть функций организации;
  • представительства, представляющие интересы организации;
  • другие обособленные подразделения.

В чем заключается разница между филиалом и подразделением? Первый является ОП юридического лица, который территориально удален от места нахождения головной организации и осуществляет ее функции (полностью или частично), включая функции представительства. Представительство же занимается представлением интересов головной организации и их зашитой. Прочие ОП (торговые объекты, цеха, строительные площадки) не наделяются статусом представительства или филиала.

Чтобы признать определенное подразделение юрлица обособленным нужно установить, соответствует ли оно значимым с юридической точки зрения признакам ОП, содержащимся в ст. 11 НК РФ. К ним относятся:

  1. нахождение подразделения на территориальном удалении от головной организации;
  2. наличие в ОП как минимум одного рабочего места стационарного формата, созданного на период от 1 месяца;
  3. подконтрольность объекта с рабочим местом головной организации;
  4. трудоустройство в ОП как минимум одного сотрудника.

Современная правоприменительная практика считает самыми проблемными вопросами в сфере налогообложения ОП вопросы, связанные с содержанием понятия «стационарное рабочее место», с определением и документальным подтверждением территориальной обособленности ОП, выявлением факта выполнения хозяйственной деятельности не в рамках общего процесса. Учитывая правовые положения законодательных документов и практику их применения, важно отметить, что рабочее место относится к стационарным в том случае, когда оно оборудовано для выполнения работниками их должностных обязанностей на срок от 1 месяца. Отправка сотрудников организации для временного осуществления рабочих функций в другое место само по себе не говорит об учреждении ОП. Если рабочее место оформлено как стационарное только документально, без фактического его оборудования, нет оснований считать, что юридическое лицо оснастило стационарное рабочее место. Чтобы рабочее место считалось технически оборудованным, оно должно отвечать всем требованиям для выполнения работниками их должностных обязанностей. Организация может быть поставлена на юридический учет в месте работы своего ОП вне зависимости от того, в какой форме организована трудовая деятельность ее сотрудников (командировка, вахта), сколько каждый работник находится в ОП.

«Территориальной обособленностью» в свете рассмотрения термина ОП для целей налогообложения является место нахождения ОП, которое отличается от места нахождения головной организации. Это может быть даже формальное различие – номер строения при единых данных в других частях адреса (город, улица, дом). Таким образом, территориально удаленными могут считаться подразделения, находящиеся с основной организацией в рамках одной административно-территориальной единицы (муниципального образования).

Мы считаем, что в уставных документах юридического лица и в положении об ОП должен указываться адрес регистрации и фактического нахождения подразделений. Если в документах местом регистрации организации определено муниципальное образование (например, г. Санкт-Петербург Ленинградской области), то ОП должно располагаться за пределами данного МО, чтобы у них с головной организацией были разные адреса (например, в г. Сосновый Бор Ленинградской области).

Резюмируя все вышесказанное, считаем, что необходимо разработать единый правовой акт ведомственного характера, в котором будут закреплены все указанные положения и прочие разъяснения по поводу налогообложения ОП. Это будет иметь большое значение для единообразного применения законодательства в области налогообложения юридических лиц и разращения аналоговых споров. Поэтому в рамках дальнейшего реформирования налогового законодательства и его модернизации предлагаем создать и начать применять письмо ФНС РФ или приказ Минфина РФ о правовом статусе, разновидности, признаках и специфике налогообложения ОП организаций, которые работают на территории России.

Список литературы

  1. Часть перваяНалогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // «Российская газета» от 6 августа 1998 года № 148-149.
  2. Письмо Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2021 года № АБ-4-14/13284@ «О постановке организаций на учёт в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом» // URL: https://www.gara№t.ru/products/ipo/prime/doc/402717032 (дата обращения: 21.08.2023).
  3. Смолицкая Е. Е. Гражданско-правовые институты, понятия и термины в налоговом праве : монография. - М., 2018. - 29 с.
  4. Шайхутдинова Н. П. О некоторых проблемах межотраслевого согласования терминов в нормах трудового права // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. - 2008. - № 1. - С. 171.

Интересная статья? Поделись ей с другими: