УДК 34

Защита от недобросовестной конкуренции

Фомичёв Олег Александрович – магистрант Волгоградского государственного университета

Аннотация: Защита от недобросовестной конкуренции является одним их фундаментальных методов регулирования экономических отношений в государстве. Актуальность данной темы для исследования не исчерпывает себя, в связи с растущим экономическим потенциалом корпораций, основывающихся на различных факторах, который и направлен на охват большего количества потребителей и занимание большего процента рынка. В указанной статье автор исследует вопрос регламентации установленного порядка в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов, направленный на поддержание добросовестной конкуренции на основе имеющихся нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: конкуренция, хозяйствующий субъект, рынок, экономические взаимоотношения, законодательное регулирование.

Защита от недобросовестной конкуренции является одним их фундаментальных методов регулирования экономических отношений в государстве. Актуальность данной темы для исследования не исчерпывает себя, в связи с растущим экономическим потенциалом корпораций, основывающихся на различных факторах, который и направлен на охват большего количества потребителей и занимание большего процента рынка. В указанной статье автор исследует вопрос регламентации установленного порядка в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов, направленный на поддержание добросовестной конкуренции на основе имеющихся нормативно-правовых актов. Для продолжения темы необходимо понимать, что такое конкуренция, и законодатель в п. 7 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции» дает определение указанного понятия, согласно которому конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [4]. Также законодатель и указывает на то, что недобросовестная конкуренция – деятельность хозяйствующего субъекта или субъектов, направленная на получение определенных выгод и преимущества, с помощью определенных «рычагов», недоступных для остальных, которые противоречат правоустановленным нормам.

 Деятельность каждой организации, ведущей деятельность на территории Российской Федерации подпадает под установление правоограничивающих норм, способствующих здоровому развитию экономики. Законодатель создал для обеспечения конкурентоспособности каждого предприятия  исполнительный орган – Федеральную антимонопольную службу России (Далее ФАС РФ), основной задачей которой стоит надзор за соблюдением антимонопольного законодательства. Необходимо понимать, что государство предопределило сферы, в которых установлена монополия на то или иное направление деятельности. В основном такие сферы имеют стратегические особенности, конкуренция в которых не рассматривается государством, как необходимая, и, с учетом созданных условий на внутреннем и мировом рынке, ее реализация невозможна с учетом того, что спрос на товар не зависит от цены, и эффективность создания необходимых условий, не выгодна. Однако к монополиям, которые можно отнести к естественным [4], относятся лишь ограниченный круг предприятий, зафиксированных в разрешительном списке, и указанное положение данных хозяйствующих субъектов, оценивается государством как законная.

Действия государства, направленные на защиту от недобросовестной конкуренции, полностью обоснованы нынешним временем. Часто можно услышать из СМИ и иных информационных источников об усовершенствовании экономической и законодательной поддержки бизнеса. Конкуренция всецело влияет на экономическое пространство внутри государства. Создаются условия, направленные на обеспечение общего доступа к имеющимся механизмам обеспечения защиты.

За нарушение комплекса мер по обеспечению антимонопольного законодательства, предусмотрена ответственность за недобросовестную конкуренцию, которое может повлечь уголовную, административную и гражданскую ответственность. Но необходимо помнить, что за одно и тоже правонарушение преступление, никто не может быть наказан дважды, в связи с чем необходимо подвергать сомнению действия лиц, однако нарушение антимонопольного законодательства может повлечь нарушение и иных прав.

Например, законодателем в указанном ранее ФЗ РФ № 135, в статье 14.1 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации» [4] приводятся общие положения, как один из видов недобросовестной конкуренции. ФАС РФ, в чьи полномочия входит организация контроля и надзора за соблюдением антимонопольного законодательства, даже без заявления пострадавших субъектов, может провести расследование, в результате которого «нарушителю» может грозить штраф, предупреждение либо предписание об устранении имеющихся нарушений. Для более развернутого рассмотрения вопроса о защите от недобросовестной конкуренции, можно рассмотреть пример реализации надзора ведомственным органом исполнительной власти, указанном выше.

Так, при изучении дела № 002/01/14.1-187/2023 АМЗ от 6 февраля  2023 г ФАС РФ [7], было установлена одна из регулируемых форм недобросовестной конкуренции, в частности, одной из компаний, занимающийся предоставлением услуг по обучению вождения и изучению правил дорожного движения для дальнейшего получения водительских прав, выпустила видеоролик, с содержанием дискредитационных сведений конкурента в той же сфере деятельности, а именно, данная организация в созданном видеоролике и загруженном в социальную сеть для общего доступа, указывает на низкое качество предоставляемых услуг конкурента, не соответствующих общей действительности. В результате рассмотренного обращения, ФАС РФ от имени руководителя вынесло предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В рассматриваемой ситуации, указанный орган исполнительной власти вынес предупреждение, и это только один из рычагов регулирования рассматриваемых отношений. ФАС РФ, в соответствии со ст. 23 ФЗ № 135, имеет огромный спектр полномочий, однако он ограничен. Даже с учетом того, что они имеют возможность проводить проверки, есть несколько вопросов, которые необходимо рассмотреть законодателю для продвижения механизма регулирования взаимоотношений, возникающих в сфере рыночной экономики.

Одним из указанных факторов, отмеченных юристами и самой ФАС, это то, что данный орган исполнительной власти в пределах своего направления, не входит в число органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Также, в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" ФАС РФ, не относится к органам исполнительной власти, имеющим право использовать результаты оперативно-розыскной деятельности, что также негативно отражается на защите прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. С учетом нагрузки и значительного объема необходимой доказательственной базы, а также направлением деятельности органа дознания, получение возможности проведения в сфере рассмотрения антимонопольного законодательства ФАС РФ, значительно усилило бы контроль и усовершенствовало процесс получения и реализации информации. А усиление контроля играет не малую роль в указанном направлении, ведь не секрет, что субъекты предпринимательской деятельности вынуждены порой заключать договоры на кабальных для себя условиях с целью получения энергетических ресурсов, что не может не сказаться на их финансовом положении. Безусловно, положительным моментом для таких субъектов является установление государством тарифов на энергоносители, т.е. хотя бы в этом направлении государство гарантирует некую относительную стабильность, хотя проблему завышения тарифов субъектами естественных монополий также нельзя исключать. Следовательно, в качестве совета государственным органам, контролирующим деятельность, осуществляемую в соответствующей сфере, необходимо предложить предпринимать более жесткие меры, направленные на недопустимость злоупотребления доминирующим положением на рынке [6, c. 163-179].

Также, в связи с возникшей в последние годы ситуацией, в результате которой западные предприятия ушли с российского рынка, с учетом понижения конкуренцией во многих сферах, отечественные предприятия могут искусственно завысить цены на выпускаемую и реализуемую продукцию, хоть закупочная стоимость была по старым ценам. Данное явление возникло в первые месяцы пандемии, начала СВО, что негативно сказывается на мелком и среднем бизнесе, не имеющем возможности создавать блага на невыгодных для себя условиях. Также к действиям недобросовестной конкуренции, можно отнести действия по взбросу ложной информации в СМИ о дальнейшей нехватке какой-либо из продукции. Такие действия возможно отнести к ущемлению прав потребителей и реальному распределению спектра экономической возможности граждан на приобретение и пользования имеющихся благ, например, распространение информации о невозможности экспорта каких-либо лекарств, и рекламирование альтернативы.

Таким образом, для обеспечения прав и законных интересов предприятий, обнаружения и профилактики недобросовестной конкуренции, считаем необходимым рассмотреть возможность предоставления полномочий оперативно-розыскной деятельности, что будет способствовать защите, в первую очередь потребителей, пользующимися благами, созданными предприятиями. Также необходимо усилить контроль информационного поля, для противодействия применения незаконных методов в привлечение потребителей.

Еще одной из мер повышения эффективности является увеличение штрафов для компаний за нарушение антимонопольного законодательства. Ведь максимальная планка штрафов за нарушение антимонопользного законодательства  в виде нескольких миллионов рублей не будет образующей реакцией на нарушение, данное наказание не несет в себе для крупных хозяйствующих субъектов каким-либо специфическим обстоятельством, профилактирующим указанные выше нарушения. Организации прекрасно понимают, что в период ухода зарубежного бизнеса с российского рынка, к ним не будет применена жесткая санкция, поэтому бдительность контролирующей организации на основании своих полномочий в исполнительной системе с увеличением штрафов, поможет укрепить позиции пострадавших предприятий.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Российская газета. – № 238-239. – 08.12.1994.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – № 25 – 17.06.1996 – ст. 2954.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // Российская газета. – № 256. – 31.12.2001.
  4. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29 декабря 2022 г.).
  5. Иншакова, А.О. Европейские минимальные правовые стандарты в российском антимонопольном регулировании (часть 2) / А. О. Иншакова // Цивилист. – 2010. – № 3 (июль-сентябрь). – С. 90–97.
  6. Иншакова А.О. Гармонизация российского антимонопольного регулирования с минимальными правовыми стандартами ЕС // Вестник РУДН. – 2009. – Т. № 5 – С. 163-179.
  7. Предупреждение № 002/01/14.1-187/2023 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства – https://br.fas.gov.ru/to/bashkortostanskoe-ufas-rossii/6ba75b0b-cf87-4108-b5d5-78f9b2f5fc9a/.

Интересная статья? Поделись ей с другими: