УДК 372.853

Способы повышения познавательного интереса на уроках физики

Злобина Светлана Павловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физико-математического и информационно-технологического образования Шадринского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается один из возможных способов повышения познавательного интереса к физике – это использование в процессе обучения народного фольклора в виде сказок, загадок, пословиц, поговорок. Рассмотрены основные понятия, входящие в состав народного фольклора. Представлены примеры использования сказок, загадок, пословиц и поговорок для объяснения физических явлений, процессов.

Ключевые слова: народный фольклор, физика, методика обучения физике, познавательный интерес.

Учебный предмет «Физика» всегда считался в процессе обучения довольно сложным, малоинтересным для учащихся. Доказать, что физика - интересный, нужный и важный учебный предмет – это одна из главных задач учителя-предметника.

Одним из возможных способов поднятия познавательного интереса к физике может служить использование на уроках средств народного фольклора. Применение данного средства на уроках способствует приобщению к народному творчеству, воспитывается любовь к родной природе, национальному самосознанию и, конечно, повышается познавательный интерес к физике.

Успешно использовал сказки в собственной педагогической деятельности великий русский педагог К. Д. Ушинский. В своем труде он отметил значение сказок, назвав их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики» [5, С. 63]. По мнению Г. Н. Волкова «сказка, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Материалом для народных сказок была жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи и окружающая природа» [1, С. 68]. Многие физические явления при внимательном их рассмотрении можно увидеть в сказках. Для иллюстрации явления трения качения подойдёт отрывок из русской народной сказки «Царевна лягушка»: «Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам. Катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет, да идет за ним – не остановится ни на часок».

Например, на этапе закрепления темы «Потенциальная и кинетическая энергия» можно показать мультфильм «Яблоко» (по мотивам сказки «Яблоко» В. Г. Сутеева). Перед просмотром учитель ставить ученикам задачу – увидеть проявление кинетической или потенциальной энергии или их вместе в мультфильме и результаты занести в таблицу (табл.1.).

Таблица 1. Кинетическая и потенциальная энергия в мультфильме «Яблоко».

Действие

Вид энергии

1

Заяц скачет к дереву (пример)

Кинетическая

2

 

 

 

 

В ходе просмотра учитель будет делать остановки, чтобы обсудить, какая энергия и в каком действии была замечена.

В мультфильме отражена реализация духовно-нравственного воспитания, а именно ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. Это является личностным результатом, согласно федеральному стандарту. Для достижения его на уроке, будет полезно обсудить сюжет мультфильма. Главная мысль заключается в том, что возникающие споры и разногласия нужно решать мирно и, по справедливости. Все персонажи прикладывали усилия, чтобы яблоко оказалось на земле, поэтому каждому досталась награда в виде кусочка яблока. Нельзя принижать ценность участия какого-то из персонажей, ведь все старались по-своему.

Язык формул, законов и аксиом понятен далеко не всем. Нужно постараться приблизить науку к реальной жизни, чтобы физика становилась предметом довольно простым для восприятия. Для этого использовать на уроках нечто родное, близкое и понятное – традиции, обычаи, устройство быта, еда своего региона.

Помимо сказок целесообразно использовать на уроках физики загадки. В древности загадка служила средством проверки мудрости, имела познавательную ценность. В словаре В. И. Даля загадка определена как «иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки» [2, С. 562]. В своих работах Г. Н. Волков определяет, что использование загадок ценно, так как совокупность сведений приобретается учащимися в процессе активной мыслительной деятельности [1]. По мнению Г. В. Нездемковской загадки обогащают детей разнообразными знаниями о явлениях природы, свойствах предметов, поведении животных и др. К примеру, загадки о временах года содержат знания, которые подсказывают, чем отличается одно время года от другого [4]. Из этого следует, что загадки приучают детей анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету.

В народном фольклоре одно из важных мест занимают пословицы и поговорки. Как указано в словаре В. И. Даля «пословица – это краткое изречение, поучение, больше в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора» [2, С. 308]. По мнению Т. Ф. Кузиной пословицы и поговорки выступают в качестве источника разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления [3]. В пословицах, так же, как и в и сказках много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, в них нашли отражение многие физические явления, с которыми с давних пор сталкивались люди. Например, в пословице «коси коса пока роса, роса – долой, и мы домой» сказано, что совершать покос следует в утренние часы. В физике она объясняется существованием трения и использованием росы в качестве смазки, так влага уменьшает силу и облегчает срезание травы косой.

Использование народного фольклора на уроках физики не только знакомит школьников с народной мудростью, но и повышает познавательный интерес к предмету, способствует формированию значимости физики для объяснения окружающих человека явлений, процессов.

Список литературы

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студентов сред. и высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / М. : Академия, 1999. 168 с. URL: https://clck.ru/32c7pn (дата обращения 2.08.2023).
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. П [Электронный ресурс] / М. : Изд. общ-ва любителей Российской словесности, 1865. 508 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl02000000629?page=308&rotate=0&theme=white (дата обращения: 12.07.2023).
  3. Кузина Т. Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М. : Школа – Пресс, 1998. 142 с.
  4. Нездемковская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогики России [Электронный ресурс] / М. : Эдитус, 2011. 28 с. URL: https://www.rulit.me/books/zarozhdenie-i-razvitie-etnopedagogiki-rossii-read-357402-21.html (дата обращения: 27.06.2022).
  5. Ушинский К. Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову» [Электронный ресурс] / Санкт-Петербург : Типография М. Меркушева, 1906. 100 с. URL: https://vk.com/doc145309287_632964117?hash=tyCDHPSLQfKvGfSoxppST68n3SR1zTqOKaHopWlVVPs&dl=OCNz9iYZggw8PJ7Ktlc5M1FKs2bD8xxHw0otqxIzdac (дата обращения: 20.06.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: