УДК 32.01

Значение политико-географической номенклатуры при изучении учебной дисциплины «Геополитика» студентами первого курса, обучающихся по специальности «Таможенное дело»

Ульянова Валентина Владимировна – доцент кафедры Международного бизнеса и туризма Амурского государственного университета.

Аннотация: В статье анализируется роль политико-географической номенклатуры при изучении учебной дисциплины «Геополитика», которая реализуется в учебном процессе у студентов первого курса, обучающихся по специальности «Таможенное дело». В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в АМГУ в 2018-2023 гг. с целью выявления ключевых проблем совершенствования качества обучения студентов в рамках учебной дисциплины «Геополитика» при современных требованиях ФГОС. За исследуемый период в опросе приняло участие более 250 студентов. На основе полученных результатов автор предлагает содержание политико-географической номенклатуры и особенности технологии изучения её студентами.

Ключевые слова: политико-географическая номенклатура, геополитика, геполитическая культура, геополитическое мироустройство, геополитическое мировоззрение.

В соответствие с требованиями ФГОС нового поколения в личностном развитии студентов, обучающихся по специальности «Таможенное дело» значительную роль, играют не только общепрофессиональные и профессиональных компетенции, но и общекультурные. Большой воспитательный и познавательный потенциал в формировании общекультурных компетенций у будущих специалистов в области таможенного дела представлен в учебной дисциплине «Геополитика», которая изучается на первом курсе. Эта учебная дисциплина предполагает знания и умения, направленные на построение глобальных ценностей и налаживание цивилизационного подхода в современном международном диалоге стран мира, в основе которого лежит формирование субъективного геополитического критического мышления.

В связи с стремительными геополитическими изменениями, происходящими в современном мире, а также появлением новых геополитических явлений и нарастающих противоречий, вопрос о политико-географической культуре современной молодежи остается в настоящее время весьма актуальным. В структурном отношении геополитическая культура включает представление о геополитической картине мира и методах ее исследования, геополитическое критическое мышление и язык геополитической науки. Язык геополитической науки, представленный политико-географической номенклатурой и геополитическими картами – это основной инструментарий, позволяющий ориентироваться в геополитическом мироустройстве.

Однако, ежегодно проводимый опрос студентов первого курса позволил определить, что большинство опрашиваемых (82% респондентов) затрудняются в выборе примеров геополитического содержания, имеют проблемы (74% из опрошенных респондентов) с пространственным (географическим) расположением стран и регионов мира и их названиями, испытывают сложности в понимании геополитических процессов и определении особенностей геополитического положения, геополитических границ и интересов стран мира.

В большей степени (98% респондентов) опрашиваемые студенты из источников информации ориентируются на развлекательные интернет-ресурсы, при этом в меньшей степени интересуются геополитическими событиями и политическими интернет-обзорами. Как показало проведенное исследование, осознанное желание у студентов обсуждать политические события, выражать и аргументировать свою точку зрения сдерживаются недостаточностью знаний о названиях геополитических объектов, процессов и фактов. Результаты опроса показывают две противоречивые тенденции. С одной стороны, студенты первого курса имеют не высокий уровень кругозора и словарного запаса по геополитике, что препятствует пониманию и осмыслению материала при изучении учебной дисциплины «Геополитика». С другой стороны, им также интересны такие формы учебной работы, как политические дебаты, круглый стол связанные с необходимостью аргументировать свой выбор, защитить собственную позицию, умением приводить примеры стран и регионов мира, геополитических объединений и процессов.

В современных условиях формирования у студентов системы общекультурных геополитических теоретических знаний и практических умений особую роль приобретает учебно-справочная геополитическая номенклатура включающая перечень названий политико-географических объектов и процессов с их кратким историческим, политическим и географическим дискурсом, а также общепринятой аббревиатурой. Геополитическая номенклатура позволяет студентам не только расширить активный и пассивный запас слов, который они используют при характеристике геополитических особенностей и интересов стран и регионов мира, геополитических концепций, закономерностей и процессов, но и быть в тренде современной геополитической ситуации и понимать суть политических, экономических и культурных связей между странами мира.

Изменения в политической сфере проецируются на политико-географические названия, поэтому номенклатура, это особый пласт общекультурных, общенаучных и специфических знаний, который отражает происходящие в современном мире геополитические события. Она обогащает базовые понятия, по ней можно судить о развитии геополитики как науки. Межпредметный и метапредметный характер геополитики способствует интеграции знаний из разных областей науки, что обуславливает особенности отбора материала для содержания номенклатуры, предусматривающего знания из политологии, истории и географии.

О роли номенклатуры в изучение разных учебных дисциплин писали многие авторы [1]. Как правило, широко обсуждаются вопросы об эффективных методах и приемах освоения географической номенклатуры и совершенствования списка её названий. При этом, вопросы о возможностях и особенностях использования номенклатуры при изучении учебной дисциплины «Геополитика» в научных исследованиях отсутствуют или представлены фрагментарно. В этой связи, нами была разработана политико-географическая номенклатура, которую студенты изучали и запоминали осмысленно работая над ключевыми характеристиками предложенных названий используя разные источники геополитической информации. Особое внимание уделялось приемам сравнения, аналогии и визуализации объектов изучения. Весь перечень обязательных политико-географических названий был упорядочен и объединен в следующие тематические логические модули, связанные с разделами и темами, представленными в рабочей программе дисциплины «Геополитика»:

  1. Становление геополитики и геополитические концепции. Модуль включает: перечень персоналий, внесших значительный вклад в развитие геополитики; название исторических регионов и центров, связанных с становлением геополитики, как науки; глобальные геополитические системы.
  2. Страны и регионы мира. Модуль включает: названия стран и регионов мира согласно классификации ООН, их местоположение на политической карте мира; официальные названия столиц стран мира; мировые столицы и глобальные города геополитического значения, не являющиеся национальными столицами; геополитические мезорегионы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании; дуальные страны; группы стран внутри мезорегионов (например, Скандинавия, Прибалтика, Бенилюкс, Балканские, Альпийские, Иберийские страны, Магриб и др.); страны по форме правления, политическому устройству и режиму.
  3. Типы государств по международному признанию. Модуль включает: названия несостоявшихся, частично-признанных, непризнанных государств, протогосударств, зависимых территорий, территорий с оспариваемым статусом, арендованных территорий, оккупированных территорий, экстерриториальных объектов (дипломатические представительства в странах мира, сеттльменты, военные базы и объекты, научно-исследовательские базы и др.) и особых территориальных зон мира.
  4. Анклавы и эксклавы. Территориальные коридоры.
  5. Интеграционные глобальные и региональные международные политические объединения стран мира. Модуль включает: названия крупнейших международных и региональных организаций, отражающих геополитические интересы стран мира (например, АСЕАН, БРИКС, АС, МЕРКОСУР, НАТО, НАФТА, СНГ, ШОС, ЕС и другие) и их аббревиатуру; трансконтинентальных макрорегионов мира, международных транспортных коридоров, зон безвизового режима, зон свободной и преференциальной торговли, таможенных союзов, валютных союзов, военных союзов и политических союзов.
  6. Международные территории. Модуль включает: названия международных территорий; территорий с оспариваемым статусом и зависимых государственных территорий; международных проливов, каналов, рек и озер; международных территорий морского дна; буферных зон и ничейных территорий.

В период с 2018 г. по 2023 г. было проведено исследование с целью выявить влияние политико-географической номенклатуры на формирование мотивации у студентов к предмету, их позиционность и аргументацию в выборе геополитических событий, а также изменений в качестве знаний по учебной дисциплине «Геополитика». Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что для студентов первого курса механическое заучивание политико-географической номенклатуры представляет определенную трудность. Наибольшую сложность составляет работа с геополитическими картами, с определением расположения объектов относительно друг друга и выявлением их особенностей. Не все студенты первоначально справлялись с полученными заданиями. В связи с чем была разработана технология изучения политико-географической номенклатуры предусматривающая разные формы работы и уровни сложности:

  1. На первом этапе предусматривался репродуктивный уровень сложности задания. Студенты знакомились с списком названий и используя разные источники информации определяли правильное произношение и написание названия регионов и стран, с учетом нормативного ударения, зафиксированного в международных и региональных географических и политических словарях. В дальнейшем они пытались по памяти произнести название.
  2. На втором этапе, продуктивном уровне сложности, необходимо было определить происхождение названия, основные свойства, признаки, виды, его значение, а также установить причинно-следственные связи с геополитическими событиями, фактами, объектами или процессами, выявить межпредметные и метапредметные связи, указать какие изменения с ним происходили в историческом контексте. На этом уровне сложности студенты не только составляли геополитическую справку об объекте или процесс, но и должны были уметь показывать его на карте.
  3. На третьем, творческом уровне сложности студентам предлагалось привести примеры современных геополитических процессов и событий, где используется данное название и смоделировать возможные его изменения.

В процессе работы с номенклатурой студенты использовали справочные материалы, словари по политологии, истории и географии, интернет-ресурсы, картографический материал, анализ научных статей по геополитике, а также выполняли проектные учебно-исследовательские работы и моделировали тематические геополитические карты. В результате номенклатура для студентов стала инструментом индивидуального научного исследования, самоконтроля, формирования базы для аргументации собственной точки зрения, развития пространственного мышления и осознанного критического геополитического мировоззрения.

При изучении теории и практики по дисциплине студенты опирались на знание номенклатуры, а также использовали ее некоторые названия как самостоятельные понятия и основу для проектной деятельности, что значительно совершенствовало качество знаний и учебного процесса. Использование при изучении номенклатуры системно-деятельностного, практико-ориентированного и межпредметного подходов, а также поисковой и творческой деятельности способствовало формированию понимания современного геополитического мироустройства и расширения геополитического кругозора. Осмысленное изучение номенклатуры, способствовало запоминанию не только расположения геополитических объектов и процессов, но и их ключевых характеристик.

В конце изучения учебной дисциплины, анализ ответов опрошенных студентов на вопросы, которые характеризуют их мотивацию к изучению геополитики, показал, что у большинства опрошенных студентов появился интерес к предмету (86% из опрошенных) и желание узнать больше информации о геополитических процессах в современном мире (82% респондентов). Более 72% из опрошенных респондентов свободно используют политико-географические названия при характеристике геополитических интересов и особенности геополитического положения стран и регионов мира.

Таким образом, изучение политико-географической номенклатуры в курсе «Геополитика» способствует повышению качества обучения студентов, их мотивации к исследовательской деятельности и изучению учебной дисциплины, а также расширению их геополитического кругозора и формированию гражданской геополитической позиции.

Список литературы

  1. Максаковский В.П. Географическая культура : учебное пособие для студентов вузов. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. – 1998. – 416.
  2. Смульский С. В. Геополитика как система теоретических знаний и методология анализа международных отношений // Актуальные проблемы российской геополитики / под общ. ред. В.А. Михайлова. – М., 2004. – С.15.
  3. Окунев И. Ю. Политическая география : учебник для вузов / И. Ю. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство «АспектПресс», 2021. – 512 с.
  4. Колосов В. А. Геополитика и политическая география : учебник для вузов. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 479 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: