УДК 37
Праксио-ориентированные ресурсы подготовки иностранных обучающихся в современной российской высшей школе
Курдубова Варвара Вениаминовна – старший преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.
Аннотация: В статье обосновывается необходимость моделирования, разработки и внедрения праксио-ориентированного ресурсного обеспечения подготовки иностранных обучающихся в современных российских образовательных организациях высшего образования.
Ключевые слова: иностранные обучающиеся, образовательная организация высшего образования, праксиологический подход, ресурсы.
Подготовка иностранных обучающихся в современной российской высшей школе имеет следующие специфические особенности: вариативность числа прибывающих на обучение иностранных граждан; иррегулярность состава стран-представителей и взаимоотношений между ними; нестабильность востребованности направлений подготовки; разноуровневая предметная и языковая готовность иностранных обучающихся к освоению предлагаемых образовательных программ. Можно констатировать, что реализация образовательной программы осуществляется в изменяющихся, слабо-прогнозируемых образовательных условиях; ситуациях неопределенности, риска, недостатка информации, что обуславливает необходимость обеспечения образовательного процесса специально разработанными ресурсами. В качестве наиболее предпочтительной научной основы для разработки таких ресурсов в данной образовательной ситуации выступает праксиология – научное знание об эффективной деятельности в изменяющихся условиях, в ситуациях рисков и неопределенности [1;2]. Под праксио-ориентированными ресурсами будем понимать ресурсы, концептуальные основания которых представлены праксиологическим подходом.
В Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного осуществляется научно-методическая деятельность, направленная на создание праксио-ориентированного ресурсного обеспечения подготовки иностранных обучающихся. Эта деятельность включает два этапа: моделирование и разработку праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся.
На первом этапе строится модель праксио-ориентированного ресурсного обеспечения подготовки иностранных обучающихся в современных образовательных организациях высшего образования, включающая следующие виды ресурсов: дидактические; информационные; методические; диагностические; страноведческие ресурсы. (Рисунок 1).
Рисунок 1. Модель праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся в современной российской образовательной организации высшего образования.
Рассмотрим более подробно каждый компонент модели.
Дидактические ресурсы обеспечивают педагогическое сопровождение педагогических работников, реализующих образовательную программу –это программные продукты, позволяющие создавать учебные и контрольно-измерительные материалы с предустановленным уровнем сложности).
Информационные ресурсы разрабатываются для праксио-ориентированного педагогического сопровождения иностранных обучающихся, осваивающих образовательную программу в условиях разноуровневой готовности, на неродном языке. Включают учебные и справочные материалы, разработанные с использованием методов визуализации и когнитивного сжатия информации, адаптированные для аудиторной и самостоятельной учебной деятельности, осуществляемой на неродном языке.
Диагностические ресурсы обеспечивают праксио-ориентированное сопровождение педагогических измерений. Представлены программным продуктом, позволяющим осуществлять педагогические измерения.
Методические ресурсы обеспечивают праксио-ориентированное сопровождение педагогических работников и иностранных обучающихся, касающееся организации учебной деятельности. Содержат методические рекомендации для проведения всех видов занятий, описание методик, используемых в рамках педагогических измерений.
Страноведческие ресурсы представлены справочными материалами образовательно-страноведческого характера, обеспечивают кросс-культурное страноведческое сопровождение участников образовательного процесса.
На втором этапе научно-методической деятельности, направленной на создание праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся, осуществляется наполнение содержанием модели ресурсного обеспечения, представленной на Рисунке 1.
В рамках научно-методической деятельности был разработан информационно-дидактический программный комплекс «Математика для иностранных обучающихся» (далее – ИДПК), позволяющий решать задачи информационного, дидактического, диагностического, методического, страноведческого программного сопровождения подготовки иностранных обучающихся в рамках отдельной предметной области.
Информационно-дидактический программный комплекс содержит три компонента: конструктор дидактического сопровождения; информационно-дидактический пакет; диагностический инструментарий (Рисунок 2).
Рисунок 2. Архитектура информационно-дидактического программного комплекса «Математика для иностранных обучающихся».
Рассмотрим каждый компонент ИДПК.
Конструктор дидактического сопровождения – программный пакет, представляющий собой генератор математических тестов открытого и закрытого типов. Тесты можно дифференцировать по уровню сложности путём изменения управляющих параметров. Основные особенности пакета заключаются в ориентации на вариативности создаваемых задач, что достигается с помощью текстового процессора LATEX и мощностей языка Python. Пакет состоит из управляющей оболочки, синтаксического анализатора задач, предметной логики, системы форматирования и базы данных задач. Предметная логика представляет набор абстракций, которые могут быть использованы в задачах. База данных задач существует в виде JSON-файлов на специально созданным языке формирования задач. Генератор задач может быть использован преподавателем при проведении практических и контрольных работ, создании индивидуальных материалов для учащихся. Реализована возможность формирования билетов для промежуточной аттестации обучающихся и создания сборников индивидуальных заданий в формате.
Второй компонент ИДПК – информационно-дидактический пакет –
представлен информационными и методическими материалами (учебные материалы для обучающихся и педагогических работников, адаптированные для обучения на неродном языке, в электронном виде) и электронными учебно-методическими пособиями для применения в предметной области «Математика».
Третий компонент информационно-дидактического программного комплекса – диагностический инструментарий, представленный электронными тестами, позволяющими осуществить оценку:
- априорной готовности иностранного обучающегося к освоению образовательной программы российской образовательной организации высшего образования (методика изложена в [3]);
- готовности иностранных обучающихся к освоению отдельного этапа образовательной программы (методика представлена в [4]);
- готовности профессорско-преподавательского состава к реализации образовательных программ в рамках отдельной учебной дисциплины (методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К.Замфира в модификации А.Реана); экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) [5];
- характеристических параметров образовательной среды образовательной организации высшего образования для иностранных обучающихся (диагностика по В.А.Ясвину [6]).
Внедрение информационно-дидактического программного комплекса «Математика для иностранных обучающихся» в образовательный процесс способствовало повышению образовательных результатов и продуктивности подготовки, тем самым доказав результативность моделирования праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся в современной российской высшей школе.
Список литературы
- Девятловский Д.Н., Игнатова В.В. Дефиниция понятия «Праксиологические умения будущего специалиста» // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-3. – С. 581-586.
- Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. №4.
- Монахова Л.Ю., Танюхина В.В. Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению в военных вузах // Человек и образование. – 2012. – № 1 (30). – С. 112-116.
- Курдубова В.В., Шахвердова Е.О. Методика оценивания готовности иностранного обучающегося к освоению образовательных программ // Вопросы педагогики. 2021. № 10-2. С. 203-207.
- ТЕСТотека [Электронный ресурс]. – URL: http://testoteka.narod.ru/ms/0.html (дата обращения: 01.05.2023).
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 366 с.