УДК 37

Праксио-ориентированные ресурсы подготовки иностранных обучающихся в современной российской высшей школе

Курдубова Варвара Вениаминовна – старший преподаватель кафедры Математики и инженерной графики Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного.

Аннотация: В статье обосновывается необходимость моделирования, разработки и внедрения праксио-ориентированного ресурсного обеспечения подготовки иностранных обучающихся в современных российских образовательных организациях высшего образования.

Ключевые слова: иностранные обучающиеся, образовательная организация высшего образования, праксиологический подход, ресурсы.

Подготовка иностранных обучающихся в современной российской высшей школе имеет следующие специфические особенности: вариативность числа прибывающих на обучение иностранных граждан; иррегулярность состава стран-представителей и взаимоотношений между ними; нестабильность востребованности направлений подготовки; разноуровневая предметная и языковая готовность иностранных обучающихся к освоению предлагаемых образовательных программ. Можно констатировать, что реализация образовательной программы осуществляется в изменяющихся, слабо-прогнозируемых образовательных условиях; ситуациях неопределенности, риска, недостатка информации, что обуславливает необходимость обеспечения образовательного процесса специально разработанными ресурсами. В качестве наиболее предпочтительной научной основы для разработки таких ресурсов в данной образовательной ситуации выступает праксиология – научное знание об эффективной деятельности в изменяющихся условиях, в ситуациях рисков и неопределенности [1;2]. Под праксио-ориентированными ресурсами будем понимать ресурсы, концептуальные основания которых представлены праксиологическим подходом.

В Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного осуществляется научно-методическая деятельность, направленная на создание праксио-ориентированного ресурсного обеспечения подготовки иностранных обучающихся. Эта деятельность включает два этапа: моделирование и разработку праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся.

На первом этапе строится модель праксио-ориентированного ресурсного обеспечения подготовки иностранных обучающихся в современных образовательных организациях высшего образования, включающая следующие виды ресурсов: дидактические; информационные; методические; диагностические; страноведческие ресурсы. (Рисунок 1).

1 1

Рисунок 1. Модель праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся в современной российской образовательной организации высшего образования.

Рассмотрим более подробно каждый компонент модели.

Дидактические ресурсы обеспечивают педагогическое сопровождение педагогических работников, реализующих образовательную программу –это программные продукты, позволяющие создавать учебные и контрольно-измерительные материалы с предустановленным уровнем сложности).

Информационные ресурсы разрабатываются для праксио-ориентированного педагогического сопровождения иностранных обучающихся, осваивающих образовательную программу в условиях разноуровневой готовности, на неродном языке. Включают учебные и справочные материалы, разработанные с использованием методов визуализации и когнитивного сжатия информации, адаптированные для аудиторной и самостоятельной учебной деятельности, осуществляемой на неродном языке.

Диагностические ресурсы обеспечивают праксио-ориентированное сопровождение педагогических измерений. Представлены программным продуктом, позволяющим осуществлять педагогические измерения.

Методические ресурсы обеспечивают праксио-ориентированное сопровождение педагогических работников и иностранных обучающихся, касающееся организации учебной деятельности. Содержат методические рекомендации для проведения всех видов занятий, описание методик, используемых в рамках педагогических измерений.

Страноведческие ресурсы представлены справочными материалами образовательно-страноведческого характера, обеспечивают кросс-культурное страноведческое сопровождение участников образовательного процесса.

На втором этапе научно-методической деятельности, направленной на создание праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся, осуществляется наполнение содержанием модели ресурсного обеспечения, представленной на Рисунке 1.

В рамках научно-методической деятельности был разработан информационно-дидактический программный комплекс «Математика для иностранных обучающихся» (далее – ИДПК), позволяющий решать задачи информационного, дидактического, диагностического, методического, страноведческого программного сопровождения подготовки иностранных обучающихся в рамках отдельной предметной области.

Информационно-дидактический программный комплекс содержит три компонента: конструктор дидактического сопровождения; информационно-дидактический пакет; диагностический инструментарий (Рисунок 2).

2

Рисунок 2. Архитектура информационно-дидактического программного комплекса «Математика для иностранных обучающихся».

Рассмотрим каждый компонент ИДПК.

Конструктор дидактического сопровождения – программный пакет, представляющий собой генератор математических тестов открытого и закрытого типов. Тесты можно дифференцировать по уровню сложности путём изменения управляющих параметров. Основные особенности пакета заключаются в ориентации на вариативности создаваемых задач, что достигается с помощью текстового процессора LATEX и мощностей языка Python. Пакет состоит из управляющей оболочки, синтаксического анализатора задач, предметной логики, системы форматирования и базы данных задач. Предметная логика представляет набор абстракций, которые могут быть использованы в задачах. База данных задач существует в виде JSON-файлов на специально созданным языке формирования задач. Генератор задач может быть использован преподавателем при проведении практических и контрольных работ, создании индивидуальных материалов для учащихся. Реализована возможность формирования билетов для промежуточной аттестации обучающихся и создания сборников индивидуальных заданий в формате.

Второй компонент ИДПК – информационно-дидактический пакет

представлен информационными и методическими материалами (учебные материалы для обучающихся и педагогических работников, адаптированные для обучения на неродном языке, в электронном виде) и электронными учебно-методическими пособиями для применения в предметной области «Математика».

Третий компонент информационно-дидактического программного комплекса – диагностический инструментарий, представленный электронными тестами, позволяющими осуществить оценку:

  1. априорной готовности иностранного обучающегося к освоению образовательной программы российской образовательной организации высшего образования (методика изложена в [3]);
  2. готовности иностранных обучающихся к освоению отдельного этапа образовательной программы (методика представлена в [4]);
  3. готовности профессорско-преподавательского состава к реализации образовательных программ в рамках отдельной учебной дисциплины (методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К.Замфира в модификации А.Реана); экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) [5];
  4. характеристических параметров образовательной среды образовательной организации высшего образования для иностранных обучающихся (диагностика по В.А.Ясвину [6]).

Внедрение информационно-дидактического программного комплекса «Математика для иностранных обучающихся» в образовательный процесс способствовало повышению образовательных результатов и продуктивности подготовки, тем самым доказав результативность моделирования праксио-ориентированных ресурсов подготовки иностранных обучающихся в современной российской высшей школе.

Список литературы

  1. Девятловский Д.Н., Игнатова В.В. Дефиниция понятия «Праксиологические умения будущего специалиста» // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-3. – С. 581-586.
  2. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. №4.
  3. Монахова Л.Ю., Танюхина В.В. Исследование уровней готовности иностранных курсантов к обучению в военных вузах // Человек и образование. – 2012. – № 1 (30). – С. 112-116.
  4. Курдубова В.В., Шахвердова Е.О. Методика оценивания готовности иностранного обучающегося к освоению образовательных программ // Вопросы педагогики. 2021. № 10-2. С. 203-207.
  5. ТЕСТотека [Электронный ресурс]. URL: http://testoteka.narod.ru/ms/0.html (дата обращения: 01.05.2023).
  6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 366 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: