УДК 373.24

К проблеме раннего выявления потенциально одаренных детей в дошкольном образовании

Жиенбаева Сайра Нагашыбаевна – доктор педагогических наук, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан)

Исаева Жибек Кайруллиновна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института раннего развития детей Министерства просвещения (г. Астана, Республика Казахстан)

Адамова Манара Елекеновна – магистр педагогических наук, директор Института раннего развития детей Министерства просвещения (г. Астана, Республика Казахстан)

Смакова Анар Долдабековна – заведующая Ясли-садом № 95 (г. Астана, Республика Казахстан)

Аннотация: В статье рассматривается современная концепция дошкольного образования детей и научные исследования, призванные обосновать положительное влияние качественного дошкольного образования на жизнь ребенка и раннего выявления потенциально одаренных детей в дошкольном образовании на его академические достижения в будущем. Был проведен анализ зарубежных и отечественных источников, исследований по образованию с акцентом на оценку существенных изменений в секторе дошкольного образования и обсуждение перспектив раннего выявления потенциально одаренных детей дошкольного образования и дальнейшей работы с ними. Были выделены вопросы, которые неизбежно должны стать частью казахстанской политики в области образования: доступность организаций дошкольного образования, высококачественное образование (самообразование), работа с талантливыми и одаренными детьми. Статья выполнена в рамках программно-целевого финансирования научно-технической программы OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки» (2021-2023 гг., Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина).

Ключевые слова: современная концепция дошкольного образования, научные исследования, работа с талантливыми и одаренными детьми.

Организация дошкольного образования, инновации и одаренные дошкольники – предмет серьезного изучения современного образования. Современные воспитатели дошкольных образовательных учреждений всегда должны быть восприимчивы ко всему новому [1]. Инновации как работа с талантливыми и одаренными детьми дошкольного возраста возникают тогда, когда появляются способы решения проблемы, когда выясняется противоречие между желанием и фактическим результатом. Статья посвящена поиску и нахождению решений этих проблем.

В настоящее время особое внимание уделяется новым открытиям в области раннего выявления потенциально одаренных детей, развития их интеллекта, таланта, креативности и других областей их индивидуальных способностей.

Физическое, социальное и когнитивное развитие у маленьких детей происходит быстро и изменчиво, и важно выявить одаренность как можно раньше, поскольку она также генетически детерминирована [2].

Исследования показывают, что одаренные дошкольники реже отмечаются в исследованиях и литературе по образованию одаренных детей; их можно охарактеризовать как тех, кто обещает выступать на высоком уровне благодаря своему продвинутому или/и ускоренному развитию [3].

Воспитатели и учителя дошкольного образования, которые занимаются обучением одаренных воспитанников, не имея надлежащей подготовки в этой области могут препятствовать развитию интересов и потенциала детей. Самым большой проблемой, препятствующей более быстрому развитию одаренного ребенка, является именно слабая осведомленность и низкая квалификация преподавательского состава, приводящая к созданию нестимулирующей атмосферы.

Исследования [3], [4] привлекают внимание к проблеме недостаточно квалифицированных или даже неквалифицированных специалистов в области выявления особенностей одаренных воспитанников и учащихся дошкольного образования и дальнейшей работы с ними.

«Учителя, которые не прошли никакой подготовки или не имеют опыта работы в сфере образования одаренных и которые неохотно используют стандартизированные тесты способностей и достижения, могут полагаться только на одаренное поведение для выявления чрезвычайно высоких … способностей у маленьких детей» [5, с. 553]. Ряд исследователей [6-7] считают, что учителя недостаточно квалифицированы для выявления одаренных детей и в процессе определения и диагностики, как правило, упускают из виду довольно многих из них. Вот почему выявление потенциала одаренности, который проявляется у некоторых детей дошкольного возраста, особенно важно в первые годы их быстрого развития. «Без раннего выявления потенциально одаренные дети дошкольного возраста подвергаются риску развития ранних признаков неуспеваемости, характеризующихся отсутствием интереса к академическим занятиям и склонностью скрывать свои способности, чтобы казаться более похожими на типично развитых детей, с которыми они общаются в саду и затем в школе» [7, с. 65]. Повышение квалификации и переподготовка педагогов дошкольных учреждений для работы с одаренными детьми один из стратегических вопросов образования.

Современное дошкольное и среднее образование нуждаются в педагогически и психологически компетентных руководителях и специалистах образования, компетентных в области межличностных отношений, лидерства и социальных навыков, обладающими предметными, психологическими и педагогическими знаниями. Чтобы обеспечить адекватное обучение и другой опыт одаренных детей, воспитатели дошкольных учреждений должны обладать [7] знаниями, позволяющими:

  • распознавать источник и природу способностей одаренных детей;
  • понимать их когнитивные, социальные и эмоциональные особенности, потребности и любые конкретные трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети;
  • использовать доступ к передовому контенту, информации и идеям;
  • уметь разрабатывать дифференцированные учебные программы для удовлетворения уникальных интересов, интеллектуальных и эмоциональных потребностей одаренных детей и содействовать самостоятельному обучению;
  • быть компетентным в создании безопасной и благоприятной среды, позволяющей одаренным детям выражать свою уникальность, создавая среду, ориентированную на них.

Еще одна важная часть данной темы – ответственность воспитателей и учителей за удовлетворение различных когнитивных и эмоциональных потребностей одаренных детей и за оптимальное развитие их потенциала [8].

Все воспитатели и учителя должны понимать и знать теоретическое содержание в области терминологии, характеристик и выявления одаренных воспитанников и учащихся, в том числе исключительных учащихся; признавать различия в обучении, этапы развития, когнитивные и эмоциональные характеристики/потребности одаренных и талантливых; знать и адекватно применять различные дидактические стратегии, дифференцировать и индивидуализировать образовательную деятельность и поощрять критическое и творческое мышление.

Преподаватели могут улучшить знания, касающиеся образования одаренных/талантливейших людей, с помощью различных программ дополнительного профессионального образования или/и приобрести их на разных уровнях университетского обучения. Обзор системы дополнительного образования и переподготовки учителей показал, что в РК не уделяется необходимого внимания подготовке учителей для работы с одаренными детьми. Каталоги программ дополнительного образования и переподготовки работников образования фактически не содержат конкретных, предметно-ориентированных и тематически связанных с дошкольным образованием программ по работе с одаренными детьми.

Исследования [6-7] показывают, что профессионально подготовленные воспитатели и учителя в работе с одаренными детьми по сравнению с непрофессионально подготовленными демонстрируют:

  • улучшение педагогических навыков;
  • использование различных дидактических стратегий в обучении;
  • лучшие возможности познания и выявления одаренных учащихся и их потребностей;
  • более позитивное отношение к одаренным учащимся;
  • более быстрое продвижение учащихся и достижение лучших результатов обучения;
  • использование критического и творческого мышления.

Таким образом, детям следует предоставлять множество возможностей для получения опыта, изучения и развития своих способностей и профессионализма. Но чтобы обеспечить высокий уровень качества образования, воспитатели организаций дошкольного образования должны осознавать свою ответственность за развитие потенциала и уникальных характеристик одаренных детей.

Список литературы

  1. Исаева Ж.К., Жиенбаева С.Н., Адамова М.Е. Критерии оценки качества дошкольного воспитания и обучения // Сборник материалов форума «Научные основы модернизации системы образования и науки». – Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2023. – С. 165-171.
  2. Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е. Социально-эмоциональное дошкольное воспитание и интеллектуальное развитие ребенка // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 5 (49). – С. 806-810. – https://drive.google.com/file/d/1q4P6Kmg9Opx_xtCfjZ97lQ79A_rZ40nR/view?usp=share_link.
  3. Szymanski T. Critical Thinking: More than Test Scores // International Journal of Educational Leadership Preparation. – Vol. 8. – No. 2. – https://www.academia.edu/79087133/Critical_Thinking_More_than_Test_Scores.
  4. Clark R.C. Applying cognitive strategies to instructional design // International Society for Performance Improvement. – 2007. – https://doi.org/10.1002/pfi.4140410704.
  5. Gross J. J. (1999). EmotIon RegulatIon: Past, Present, Future. CognItIon & EmotIon, 13, 551-573. – http://dx.doI.org/10.1080/026999399379186
  6. Szymanski T., Shaff T. (2013). Teacher Perspectives Regarding Gifted Diverse Students. Gifted Children, 6, 1. Accessible at: http://docs.lib.purdue.edu/giftedchildren/vol6/iss1/.
  7. Konrad Ch., Gabrijelčič K. (2015). Professional competences of preschool teachers for working with gifted young children in Slovenia. Journal for the Education of Gifted Young Scientists, 3(2), 65-78. DOI: http://dx.doi.org/10.17478/JEGYS.2015214279.
  8. Жиенбаева С.Н., Исаева Ж.К., Адамова М.Е. Профессиональная этика воспитателя детского сада // Обществознание и социальная психология. – 2023. – № 3-2 (47). – С. 1245-1249. – https://drive.google.com/file/d/1B1HPqZ35EpXxwIdmPA0VyzHWkgcMBByO/view.

Интересная статья? Поделись ей с другими: