УДК 37

Сопровождение научного направления в рамках масштабных событий организации

Белова Анна Владимировна – студент направления «Педагогическое образование» профиля «Педагогика и психология высшей школы» Института дополнительного образования Новосибирского государственного педагогического университета

Аннотация: В статье проанализирован процесс научно-методического сопровождения в рамках масштабного события организации, в частности, научно-практической конференции. Выявлено, что масштабные события, в частности региональные конференции, направлены на развитие информационно-коммуникативных навыков, способствуют творческой реализации, приобщают к исследовательской деятельности. Сопровождение научного направления в рамках масштабных событий организации представляет собой целенаправленную организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, с целью создания благоприятных условий личностно-профессионального развития. Оно состоит из нескольких этапов, каждый из которых направлен на решение организационных, координационных вопросов, помощи в достижении поставленных целей и задач.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, масштабные события организации, научно-практическая конференция, конференция, мероприятие.

Актуальность

На сегодняшний день в сфере экономики, социальной и культурной сфере происходят изменения, требующие от современной образовательной системы развитие педагога, обладающего такими качествами, как компетентность, мобильность, саморазвитие.

Для организаций, занимающихся подготовкой педагогических работников, данная проблема особенно актуальна. Существует необходимость разработки новых подходов в обучении учителей, дающих возможность совмещать формирование профессиональных знаний с нестандартным мышлением, исследовательским подходом к решению конкретных образовательных задач.

Таким образом, возникает потребность разработки определенных условий, способствующих поддержанию и развитию личностного, профессионального ресурса участников образовательного процесса. Научно-методическое направление является наиболее эффективным условием.

В Государственной образовательной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» отмечается, что в состав научно-методического сопровождения должно включаться разработка нормативных, правовых, научно – методических материалов, отслеживание результатов реализации сопровождения и информирование, а также поддержка ключевых позиций развития образования с привлечением специалистов и общественности [1].

Одновременно с этим, практика образовательных организаций показывает, что научно-методическое сопровождение, в большинстве случае, сводится к краткосрочному повышению квалификации педагогических работников.  Данное направление, являясь безусловной частью сопровождения, не оказывает исчерпывающего влияния. Повышение квалификации направлено на подготовку педагогов к выполнению образовательных задач, связанных с модернизацией образования, планируемыми инновациями и т. д.  При этом реализация сопровождения связана только с ее начальным этапом.

Новизна

Одним из способов организации научно-методического сопровождения является организация научных событий. Данные мероприятия направлены на привлечение педагогов в научно-исследовательскую деятельность, выявление новых идей, обмену передовым опытом. Одновременно с этим, масштабные научные события способствуют формированию положительного опыта образовательного учреждения. Они дают возможность показать ключевые достижения педагогов по определенным направлениям, создать платформу для сотрудничества и обмену передовым опытом на региональном уровне.

 К научным событиям относятся научно-практические конференции, форумы, семинары, круглые столы, стратегические сессии, конкурсы и т.д.  И эффективность проведения данных мероприятий зависит от предварительной работы по его организации [6].

Цель исследования

Проанализировать процесс научно-методического сопровождения в рамках масштабного события организации, в частности, научно-практической конференции.

Задачи исследования

Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. Раскрыть понятие научно-методическое сопровождение;
  2. Проанализировать особенности масштабных событий организации с позиции научно-методического сопровождения;
  3. Рассмотреть этапы научно-методического сопровождения масштабных событий организации на примере региональных конференций.

Материалы и методы исследования

Проблемами научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании занимались исследователи В.Б. Гаргай, К.А. Кипа, М.Н. Захаров, И.Ю. Мельникова, С.А. Степанов, Е.В. Коротаева, В.П. Ларина, М.Н. Певзнер, Н.Н. Сабинина, Л.П. Соболь. Вопросы, связанные с сопровождением масштабных событий, освещались в работах А.Е. Гуськова, А.Я. Пасмурова, Полин Эпплби и др.  В основу исследования проблемы сопровождение научного направления в рамках масштабных событий организации легли аксиологический, личностно-деятельностный и герменевтический подходы, объединенные системным подходом.

Основные результаты и их обсуждение

Автор М. Н. Певзнер под научно-методическим сопровождением рассматривает систему дополняемых друг друга действий, функций, методов, технологий, мероприятий, способствующих поддержанию педагога в его профессиональной деятельности [7].

Результатом научно-методического сопровождения должно стать формирование высопрофессионального специалиста. Характеристиками которого являются способность совершенствовать свои профессиональные навыки, умение создавать разнообразные стили и стратегии поведения, соответствующие определенному поведению, способность признавать возможности альтернативных способов решения проблемных ситуаций.

Исследователи В. Б. Гаргай, М. Н. Захаров, И. Ю. Мельникова и др.  отмечают, что в основе научно-методического сопровождения должна лежать ключевая идея, сформулирована цель и определены задачи для ее решения [2].

Автор Н.Н. Сабинина рассматривает формы сопровождения, в том числе, консультирование, систематическое обучение, стимулирование педагогической активности [9, с.289-292].

В. И. Горовая, Н. Ф. Петрова акцентируют внимание на психолого – педагогических условиях, например, понимание особенностей педагогической деятельности, субъективный опыт, «коллективный субъект» деятельности и т.д.

Исследователь В.П. Ларина дает более цельное представление о сущности научно-методического сопровождения. Исследователь акцентирует внимание на необходимости включения в данную деятельность эффективного обучения и консультирования руководителей и педагогов. А также создания условий для научной деятельности, оказания всесторонней поддержки. Совместная деятельность должна способствовать распространению продуктов инновационной деятельности [5].

Автор анализирует деятельность региональной системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности учреждений образования. Рассматриваются возможности организации сопровождения с помощью административного ресурса, который дает возможность мотивировать педагогов на совершенствование своей деятельности.

Л.П. Соболь в своей работе отмечает необходимость непрерывной профессиональной подготовки и методическом сопровождении педагогов, что способствует повышению уровня их профессионализма. Автором предложены следующие направления:

  • диагностирование, в ходе которого определяются проблемные области, запросы педагогов, потребности личностного развития;
  • ­разработка необходимых материалов, подбор подходящих методов, технологий, приемов;
  • организация консультативной работы, индивидуальных, групповых занятий, научно- исследовательской работы, конференций, семинаров и т.д.;
  • анализ результатов, составление плана дальнейшей работы [10].

Исходя из личного опыта руководителя педагогического коллектива колледжа, автор отмечает эффективность работы проектировочных площадок. Педагоги самостоятельно разрабатывают методический материал к основным образовательным программам, принимают участие в составлении электронных учебно-методических комплектов дисциплин и специальностей в соответствии с ФГОС СГТО.

Большое значение в научно – методическом сопровождении придается школе молодого педагога. Она объединяет молодых специалистов, помогая совместно решать проблемные вопросы, адаптироваться к новым условиям, сложившимся традициям.

Реализации научно-исследовательского потенциала аспирантов и соискателей на базе образовательного учреждения способствуют аспирантско-соискательские объединения преподавателей.  В рамках данного объединения организуется научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа по проблемам диссертационных исследований. Также оно способствует координации научно-методической работы педагогического коллектива, решению проблемных вопросов с помощью научно-исследовательской дея­тельности [4, с. 38-44].

Эффективной организации научно-методической и исследовательской работе будет способствовать сотрудничество с высшими учебными заведениями и научно – исследовательскими центрами. В рамках данной деятельности организуются предметные лаборатории, которые оснащены современным оборудованием и программным обеспечением. Лаборатории будут способствовать более результативным мастер-классам, интегрированным урокам и т.д.

Масштабным событием для образовательного учреждения может стать организация и проведение научно-практических конференций регионального масштаба. Программа конференции формируется оргкомитетом и предусматривает:

  • пленарное заседание;
  • работу по секциям;
  • подведение итогов – принятие резолюции.

Пленарное заседание состоит из ключевых докладов конференции, которые наиболее полно отражают состояние и перспективы развития системы образования региона, в соответствии с проблемой. Работа секций строится на принципе погружения в проблемы, обозначенные на пленарном заседании, и может проходить в форме круглых столов, мастер-классов, дискуссий и др. [8].

На данных мероприятиях может быть представлены научно-практические достижения студентов и преподавателей. Для участия в конференции возможно приглашение представителей научных кругов, руководителей министерств и образовательных ведомств региона, преподавателей и студентов. В рамках научно-практических конференций проводятся пленарные и секционные заседания, неделя наук, мастер-классы, тренинги, творческие мастерские, публичные лекции. Результатом научно-исследовательской работы преподавателей и студентов являются сборники тезисов и статей конференции.

Научно-методическое сопровождение региональных конференций проходить в несколько этапов. На первом подготовительном этапе определяются проблемные вопросы, ключевые задачи, время и место проведения. Формируется организационный комитет, который координирует подготовительную работу. Специалисты, вошедшие в данный комитет, в дальнейшем выступают в роли модераторов конференции.

Необходим особый подход к выбору темы конференции. Она должна быть актуальной для современного образования, направленной на профессиональное становление. Одновременно с этим, отличаться доступностью для понимания, мотивировать на саморазвитие и самосовершенствование.

Следующий этап включает в себя разработку плана конференции и тематики докладов. В задачи модератора входит координация выступлений докладчиков, установление логических переходов и т.д. Он с помощью ненавязчивого руководства процессом помогает группе (аудитории) достигать поставленных целей и решать стоящие перед ними проблемы. Для привлечения участников конференции к обсуждению определенной темы, заранее подготавливаются вопросы, ситуации проблемного характера.

Успешность организации конференции во многом зависит от соблюдения регламента. Выступающие должны уложиться в 15-20 мин. – на пленарном заседании, 7-10 мин. – на секциях, также предусматривается время для обсуждения докладов. Большое значение имеет оформление конференции. Она должна иметь определенный стиль, в том числе символы, девиз, которые соответствуют тематике и задачам конференции [3, с. 40-41].

Заключение

Таким образом, научно-методическое сопровождение способствует личностному и профессиональному росту участников образовательного процесса, овладению необходимыми профессиональными качествами и навыками, приобретению инновационного опыта. Оно является важным фактором повышения качества системы образования, соответствия новому содержанию образовательных стандартов, инновационным процессам в обучении.

 Масштабные события, в том числе региональные конференции, способствуют формированию у педагогов навыков в сфере информации и коммуникации, обмену опытом, творческой самореализации, приобщения к исследовательской деятельности.

Организация научно-методического сопровождения в рамках региональных конференций будет способствовать:

  • ­повышению квалификации, профессиональных навыков педагогов;
  • росту потребности личностного и профессионального развития;
  • увеличение количества участников и победителей всероссийских и региональных конкурсов, конференций, семинаров и т.д.;
  • готовность педагогов к дальнейшему самообразованию.

Научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей и студентов в рамках масштабных событий является целенаправленно организованной педагогической средой, в которой взаимодействие субъектов образовательного процесса обеспечивает благоприятные условия для их личностно-профессионального развития.

Научно-методическое сопровождение региональных конференций состоит из нескольких этапов. Подготовительный этап направлен на определение проблемных вопросов, темы конференции, формирование организационного комитета. На втором этапе разрабатывается план мероприятия, тематика докладов, координация выступлений на пленарном заседании, установление логических переходов в работе секций. На заключительном этапе подводятся итоги, принимается резолюция. Проект резолюции конференции составляют члены организационного комитета конференции. Такой вариант предлагается участникам конференции к обсуждению, после чего члены оргкомитета вносят в проект предложенные участниками конференции изменения и дополнения, и окончательный вариант резолюции публикуется на официальном сайте Института, а также в сборнике материалов конференции (если он будет издаваться после проведения конференции).

Список литературы

  1. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»: утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295/ URL: http://минобрнауки.рф/документы/ 3409.
  2. Гаргай В. Б., Кипа К. А., Захаров М. Н., Мельникова И. Ю., Степанов С. А. К вопросу о научно-методическом сопровождении инновационных процессов в образовании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cdn.scipeople.com /materials/16184/к%20вопросу%20о%20научно-методическом%20сопровождении.doc.
  3. Гуськов А.Е. Средства поддержки проведения научных конференций: обзор и сравнение // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2010. № 4. С. 40-41.
  4. Коротаева Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Профессиональное образование. 2015. С.38-44.
  5. Ларина В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Валентина Петровна Ларина. Самара, 2008.
  6. Пасмуров А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку. Спб.: Питер, 2006.
  7. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. Великий Новгород: Изд-ва НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 316 c.
  8. Полин Эпплби. Организация конференций. М., Hippo, 2004. 80 с.
  9. Сабинина Н. Н. Научно-методическое сопровождение педагогов в условиях инновационной деятельности // Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансово-экономический социально-политический, правовой и гуманитарный аспект : сб. ст. СПб., 2011. С. 289-292.
  10. Соболь Л.П. Научно-методическое сопровождение личностно-профессионального развития преподавателей и студентов колледжа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gouhpk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=564:2013-11-12-04-25-19&catid=1:2011-08-01-07-17-13&Itemid=9.

Интересная статья? Поделись ей с другими: