УДК 376

Механизм реализации гетерогенного подхода c учётом уровневой характеристики личностного развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

Маркевич Ирина Дмитриевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Аннотация: Одно из условий обеспечения качественного доступного образования для обучающихся с ограниченными возможностями -реализация принципа индивидуализации. Цель статьи – обоснование механизма реализации гетерогенного подхода c учётом уровневой характеристики личностного развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Для решения поставленной цели предлагается использование критериально-диагностического инструментария для выявления уровня личностного развития младших школьников, c помощью которого возможно эффективно управлять учебной деятельностью, реализуя гетерогенный подход.

Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, гетерогенный подход, личностно-ориентированный подход, критериально-диагностический инструментарий.

На современном этапе развития системы образования в части создания специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья акцентируется  внимание на необходимость «предоставления детям с ОВЗ самого широкого диапазона выбора вариантов образовательных маршрутов на каждом уровне образования  не только по нозологической группе, но и в соответствии с уровнем психического и социального развития ребенка» [5].

Следовательно, педагог образовательной организации нуждается в междисциплинарном знании, включающем теорию гетерогенного подхода о создании  условий реализации личностно-ориентированного подхода для эффективного взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями, без реализации которого качественное сопровождение обучающихся затруднительно. Реализация гетерогенного подхода  в данной педагогической ситуации предполагает  учёт  уровневой характеристики личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  В связи с чем представляется необходим разработка соответствующего диагностического инструментария с целью оценки личностных особенностей обучающихся.

Поскольку социализация и адаптация ведут к повышению личностной эффективности обучающихся (И.В. Васютенкова) [2], что находит отражение в сформированности социальных (жизненных) компетенций, а общекультурное и личностное развитие выступают основными предвосхищаемыми результатами получения начального общего образования [10], представляется необходимым уточнение личностных особенностей обучающихся  в контексте формирования общей культуры личности, при ориентации на достижение персональновозможного (Т.В. Гудина) [4]. Своеобразие данного процесса обусловлено особыми образовательными потребностями нейроразнообразных детей, то есть их актуальными и потенциальными возможностями, проявляемыми в процессе обучения (энергетическими, когнитивными, моторными и др.) (В.И. Лубовский) [7].

Условием достижения эффективности использования инструментария оценки личностных особенностей обучающихся является совместное осуществление диагностического этапа, в процессе которого   профессиональные компетенции педагогов, дефектологов, логопедов и психологов позволяют  максимально точно выявить особенности психосоциального развития обучающегося; установить иерархию имеющихся трудностей; обобщить и интерпретировать полученные данные. А так же,  этап проектирования и взаимодействия педагогов и специалистов, предполагающий  перевод диагностических результатов в педагогические задачи; внесение изменений в образовательные  программы, индивидуальные образовательные маршруты; подбор дидактического материала  для реализации поставленных задач (Т.В. Кузьмичева, Ю.А. Афонькина [6]).  Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности обучающихся, следует предложить педагогу критериально-диагностический  инструментарий  для выявления уровня личностного развития   младших школьников, c помощью которого возможно эффективно управлять учебной деятельностью, реализуя гетерогенный подход.  Диагностическая карта «Изучение состояния личностных УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» (Таблица 1) проектируется в соответствии с федеральными требованиями к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ  [8; 9].

Методологической основой для теоретического осмысления гетерогенного подхода к созданию  условий реализации личностно-ориентированного подхода явилась Концепция базовой культуры личности, которая определяет необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие, и не предполагает их равное количество (О.С. Газман, А.В. Иванов) [3]. Исходя из сфер самоопределения личности, указанных в данной концепции (человек; общество, природа и др.), и на основе анализа документов [8; 9], нами были выделены следующие сферы оценивания, в которых проявляются личностные качества обучающихся:

Таблица 1. Диагностическая карта «Изучение состояния личностных УУД младших школьников с особыми образовательными потребностями».

Показатели

Индикаторы

Баллы

Сфера оценивания 1: Сформированность самосознания

1.1. Осознание себя, адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях

1.1.1. способность диффернцировать свое имя и фамилию ,называть свой возраст и дату рождения,

0,5

1.1.2.  способность определять свою половую и национальную (при необходимости) принадлежность

1

1.1.3. способность обозначать свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.)

0,5

1.1.4. способность осознавать разные результаты выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности)

0,5

1.1.5. способность понимать свое состояние (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), свои эмоции (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.)

0.5

1.1.6. умение определять свои затруднения (не понимаю, не успел), потребности (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста)

0,5

1.1.7. умение разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога

0,5

1.1.8. умение осознавать  свои предпочтения (люблю-не люблю), побуждения (хочу-не хочу)

0,5

1.1.9. умение соотносить свое дошкольное детство (когда я был маленьким) с новыми требованиями, строит планы на будущее

0,5

Сумма баллов

5

Сфера оценивания 2: Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков (овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни)

2.1. Владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

2.1.1. сформированность  навыков самообслуживания (навыки надевания верхней одежды, мытья рук, пользования туалетом)

0,5

2.1.2. участие в уборке класса

0,5

2.1.3. участие в уборке  дома

0,5

2.1.4. желание овладеть какими-либо потенциально доступными бытовыми и трудовыми умениями

0,5

2.1.5. умение ухаживать за домашними животными

1

2.1.6. умение оказать помощь младшим

1

2.1.7. способность адекватно оценить результат своего труда

1

Сумма баллов

5

Сфера оценивания 3: Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации

3.1. Инициирование и поддержание коммуникации с взрослыми и сверстниками

3.1.1. умение обращаться по имени (отчеству) к одноклассникам, педагогам

0,5

3.1.2. умение  обратиться с вопросом, просьбой

0,5

3.1.3. умение согласованно выполнять необходимые действия (игровые, трудовые, спортивные) в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла

1

3.1.4. умение контролировать импульсивные желания (не трогает чужие предметы без разрешения)

0,5

3.1.5. умение использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

0,5

3.1.6. умение применять применяет адекватные способы поведения в разных ситуациях

1

3.1.7. способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации

1

Сумма баллов

5

Сфера оценивания 5: Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему

5.1. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации

5.1.1. знание: домашнего адреса, пути от дома до школы (с названиями ориентиров – улиц или номеров общественного транспорта)

0,5

5.1.2. знание  названия профессий школьных работников и их функционал, профессии родителей

0,5

5.1.3. знание функции социально значимых учреждений(почта, вокзал, музей и пр.)

0,5

5.1.4. знание сезонные изменения в природе и жизни человека

0,5

5.1.5. понимание вреда от загрязнения среды обитания (улиц, дворов, берегов водоемов, лесов и полей), нанесения вреда растениям и животным, стремится устранить загрязнение, помочь природе

0,5

5.2. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей

5.2.1. владение начальным умением ориентироваться на карте и глобусе

0,5

5.2.2. знание названия и назначение учреждений культуры и образования, различных профессий

0,5

5.2.3. знание названия городов, рек, зверей, птиц, разных стран

0,5

5.2.4. сформированность представлений об особенностях жизни людей в разные эпохи, о различиях культур, религий

0,5

5.2.5. проявление любознательности к знаниям о природе и человеке, путешествиям

0,5

Сумма баллов

5

       

Успешность выполнения заданий не должна зависеть от социального окружения и образа жизни ребенка. Инструкции к заданиям должны быть простыми, короткими и достаточно понятными для обучающихся. Блоки диагностического комплекса не являются разобщенными, все аспекты когнитивного и социоэмоционального развития обучающегося изучаются комплексно на основании междисциплинарного подхода. Относящиеся к указанным сферам показатели уточнены индикаторами. Индикаторы имеют балловое выражение.  Из предложенных индикаторов рекомендуется выбрать 1,  с учетом   когнитивного и социоэмоционального уровня развития обучающихся. Оценка от «0» до «4» свидетельствует о наличии особых образовательных потребностей по оцениваемой категории и соответственно – о необходимости создания специальных условий. Количественным показателем, характеризующим объем необходимых обучающемуся специальных условий, является суммарный балл (максимально возможный балл) –  5.

Список литературы

  1. Баркова, Н. Н. Индивидуализация обучения как широко понимаемая инклюзия в образовании / Н. Н. Баркова // Развитие личности в образовательном пространстве: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Бийск, 26 мая 2022 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, 2022. – С. 484-489. – EDN UZUYDL.
  2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа соци-альной эффективности образования / Под общ. ред. И.В. Васютенковой. – СПб: ЛОИРО, 2011. – 130 с.
  3. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). – М.: Новая школа, 1992. – 202 с.
  4. Гудина, Т.В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ // Вестник Костромского государственного университе-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 1. – С. 178–182.
  5. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. /под общей ред. Н.Н. Малофеева.– М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – C.6.
  6. Кузьмичева, Т. В. Афонькина, Ю.А. Механизмы индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзии // Наука и школа. 2020. № 6. С. 158-164.
  7. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 5. – С. 61-66.
  8. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  9. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Интересная статья? Поделись ей с другими: