УДК 376
Механизм реализации гетерогенного подхода c учётом уровневой характеристики личностного развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Маркевич Ирина Дмитриевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Аннотация: Одно из условий обеспечения качественного доступного образования для обучающихся с ограниченными возможностями -реализация принципа индивидуализации. Цель статьи – обоснование механизма реализации гетерогенного подхода c учётом уровневой характеристики личностного развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Для решения поставленной цели предлагается использование критериально-диагностического инструментария для выявления уровня личностного развития младших школьников, c помощью которого возможно эффективно управлять учебной деятельностью, реализуя гетерогенный подход.
Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, гетерогенный подход, личностно-ориентированный подход, критериально-диагностический инструментарий.
На современном этапе развития системы образования в части создания специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья акцентируется внимание на необходимость «предоставления детям с ОВЗ самого широкого диапазона выбора вариантов образовательных маршрутов на каждом уровне образования не только по нозологической группе, но и в соответствии с уровнем психического и социального развития ребенка» [5].
Следовательно, педагог образовательной организации нуждается в междисциплинарном знании, включающем теорию гетерогенного подхода о создании условий реализации личностно-ориентированного подхода для эффективного взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями, без реализации которого качественное сопровождение обучающихся затруднительно. Реализация гетерогенного подхода в данной педагогической ситуации предполагает учёт уровневой характеристики личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с чем представляется необходим разработка соответствующего диагностического инструментария с целью оценки личностных особенностей обучающихся.
Поскольку социализация и адаптация ведут к повышению личностной эффективности обучающихся (И.В. Васютенкова) [2], что находит отражение в сформированности социальных (жизненных) компетенций, а общекультурное и личностное развитие выступают основными предвосхищаемыми результатами получения начального общего образования [10], представляется необходимым уточнение личностных особенностей обучающихся в контексте формирования общей культуры личности, при ориентации на достижение персональновозможного (Т.В. Гудина) [4]. Своеобразие данного процесса обусловлено особыми образовательными потребностями нейроразнообразных детей, то есть их актуальными и потенциальными возможностями, проявляемыми в процессе обучения (энергетическими, когнитивными, моторными и др.) (В.И. Лубовский) [7].
Условием достижения эффективности использования инструментария оценки личностных особенностей обучающихся является совместное осуществление диагностического этапа, в процессе которого профессиональные компетенции педагогов, дефектологов, логопедов и психологов позволяют максимально точно выявить особенности психосоциального развития обучающегося; установить иерархию имеющихся трудностей; обобщить и интерпретировать полученные данные. А так же, этап проектирования и взаимодействия педагогов и специалистов, предполагающий перевод диагностических результатов в педагогические задачи; внесение изменений в образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты; подбор дидактического материала для реализации поставленных задач (Т.В. Кузьмичева, Ю.А. Афонькина [6]). Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности обучающихся, следует предложить педагогу критериально-диагностический инструментарий для выявления уровня личностного развития младших школьников, c помощью которого возможно эффективно управлять учебной деятельностью, реализуя гетерогенный подход. Диагностическая карта «Изучение состояния личностных УУД у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» (Таблица 1) проектируется в соответствии с федеральными требованиями к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ [8; 9].
Методологической основой для теоретического осмысления гетерогенного подхода к созданию условий реализации личностно-ориентированного подхода явилась Концепция базовой культуры личности, которая определяет необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие, и не предполагает их равное количество (О.С. Газман, А.В. Иванов) [3]. Исходя из сфер самоопределения личности, указанных в данной концепции (человек; общество, природа и др.), и на основе анализа документов [8; 9], нами были выделены следующие сферы оценивания, в которых проявляются личностные качества обучающихся:
Таблица 1. Диагностическая карта «Изучение состояния личностных УУД младших школьников с особыми образовательными потребностями».
Показатели |
Индикаторы |
Баллы |
|
Сфера оценивания 1: Сформированность самосознания |
|||
1.1. Осознание себя, адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях |
1.1.1. способность диффернцировать свое имя и фамилию ,называть свой возраст и дату рождения, |
0,5 |
|
1.1.2. способность определять свою половую и национальную (при необходимости) принадлежность |
1 |
||
1.1.3. способность обозначать свою социальную роль (школьник, ученик) и порожденные ею обязанности (ходить в школу, делать уроки, учиться новому и т.д.) |
0,5 |
||
1.1.4. способность осознавать разные результаты выполнения заданий (сформированность самооценки в деятельности) |
0,5 |
||
1.1.5. способность понимать свое состояние (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), свои эмоции (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.) |
0.5 |
||
1.1.6. умение определять свои затруднения (не понимаю, не успел), потребности (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста) |
0,5 |
||
1.1.7. умение разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи педагога |
0,5 |
||
1.1.8. умение осознавать свои предпочтения (люблю-не люблю), побуждения (хочу-не хочу) |
0,5 |
||
1.1.9. умение соотносить свое дошкольное детство (когда я был маленьким) с новыми требованиями, строит планы на будущее |
0,5 |
||
Сумма баллов |
5 |
||
Сфера оценивания 2: Сформированность стремления трудиться и начальных трудовых навыков (овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни) |
|||
2.1. Владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни |
2.1.1. сформированность навыков самообслуживания (навыки надевания верхней одежды, мытья рук, пользования туалетом) |
0,5 |
|
2.1.2. участие в уборке класса |
0,5 |
||
2.1.3. участие в уборке дома |
0,5 |
||
2.1.4. желание овладеть какими-либо потенциально доступными бытовыми и трудовыми умениями |
0,5 |
||
2.1.5. умение ухаживать за домашними животными |
1 |
||
2.1.6. умение оказать помощь младшим |
1 |
||
2.1.7. способность адекватно оценить результат своего труда |
1 |
||
Сумма баллов |
5 |
||
Сфера оценивания 3: Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации |
|||
3.1. Инициирование и поддержание коммуникации с взрослыми и сверстниками |
3.1.1. умение обращаться по имени (отчеству) к одноклассникам, педагогам |
0,5 |
|
3.1.2. умение обратиться с вопросом, просьбой |
0,5 |
||
3.1.3. умение согласованно выполнять необходимые действия (игровые, трудовые, спортивные) в паре и в малой группе, не разрушая общего замысла |
1 |
||
3.1.4. умение контролировать импульсивные желания (не трогает чужие предметы без разрешения) |
0,5 |
||
3.1.5. умение использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации |
0,5 |
||
3.1.6. умение применять применяет адекватные способы поведения в разных ситуациях |
1 |
||
3.1.7. способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия согласно ситуации |
1 |
||
Сумма баллов |
5 |
||
Сфера оценивания 5: Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и позитивного отношения к нему |
|||
5.1. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации |
5.1.1. знание: домашнего адреса, пути от дома до школы (с названиями ориентиров – улиц или номеров общественного транспорта) |
0,5 |
|
5.1.2. знание названия профессий школьных работников и их функционал, профессии родителей |
0,5 |
||
5.1.3. знание функции социально значимых учреждений(почта, вокзал, музей и пр.) |
0,5 |
||
5.1.4. знание сезонные изменения в природе и жизни человека |
0,5 |
||
5.1.5. понимание вреда от загрязнения среды обитания (улиц, дворов, берегов водоемов, лесов и полей), нанесения вреда растениям и животным, стремится устранить загрязнение, помочь природе |
0,5 |
||
5.2. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей |
5.2.1. владение начальным умением ориентироваться на карте и глобусе |
0,5 |
|
5.2.2. знание названия и назначение учреждений культуры и образования, различных профессий |
0,5 |
||
5.2.3. знание названия городов, рек, зверей, птиц, разных стран |
0,5 |
||
5.2.4. сформированность представлений об особенностях жизни людей в разные эпохи, о различиях культур, религий |
0,5 |
||
5.2.5. проявление любознательности к знаниям о природе и человеке, путешествиям |
0,5 |
||
Сумма баллов |
5 |
||
Успешность выполнения заданий не должна зависеть от социального окружения и образа жизни ребенка. Инструкции к заданиям должны быть простыми, короткими и достаточно понятными для обучающихся. Блоки диагностического комплекса не являются разобщенными, все аспекты когнитивного и социоэмоционального развития обучающегося изучаются комплексно на основании междисциплинарного подхода. Относящиеся к указанным сферам показатели уточнены индикаторами. Индикаторы имеют балловое выражение. Из предложенных индикаторов рекомендуется выбрать 1, с учетом когнитивного и социоэмоционального уровня развития обучающихся. Оценка от «0» до «4» свидетельствует о наличии особых образовательных потребностей по оцениваемой категории и соответственно – о необходимости создания специальных условий. Количественным показателем, характеризующим объем необходимых обучающемуся специальных условий, является суммарный балл (максимально возможный балл) – 5.
Список литературы
- Баркова, Н. Н. Индивидуализация обучения как широко понимаемая инклюзия в образовании / Н. Н. Баркова // Развитие личности в образовательном пространстве: Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Бийск, 26 мая 2022 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, 2022. – С. 484-489. – EDN UZUYDL.
- Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа соци-альной эффективности образования / Под общ. ред. И.В. Васютенковой. – СПб: ЛОИРО, 2011. – 130 с.
- Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). – М.: Новая школа, 1992. – 202 с.
- Гудина, Т.В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ // Вестник Костромского государственного университе-та. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 1. – С. 178–182.
- Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. /под общей ред. Н.Н. Малофеева.– М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. – C.6.
- Кузьмичева, Т. В. Афонькина, Ю.А. Механизмы индивидуализации образовательной среды в условиях инклюзии // Наука и школа. 2020. № 6. С. 158-164.
- Лубовский В.И. Особые образовательные потребности // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 5. – С. 61-66.
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".