УДК 355.237

Анализ проблем в системе базовой подготовки пилотов в учебных заведениях гражданской авиации РФ

Иванов Владимир Александрович – аспирант Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

Аннотация: В статье приведены результаты исследования существующей системы первоначальной подготовки пилотов. Проведен обзор современных публикаций различных авторов в рамках темы исследования, обоснована актуальность изучения и поиска решений проблем, существующих в системе базовой подготовки пилотов. Проведено исследование действующих программ подготовки пилотов в учебных заведениях гражданской авиации на примере программ обучения в СПбГУ ГА и УИГА им. Б.П. Бугаева. Также были изучены требования, предъявляемые к пилотам при трудоустройстве в авиакомпанию после окончания учебного заведения. Для обоснования необходимости корректировок проведено анкетирование среди пилотов-инструкторов авиакомпаний, а также среди курсантов и выпускников вузов, проходящих обучение в авиакомпании в процессе ввода в строй. В результате проведенных исследований сделаны выводы и намечены возможные способы решения проблемы.

Ключевые слова: летная эксплуатация, базовая подготовка пилотов, авиакомпания, компетентностный подход, квалификационные требования.

Введение

Подготовка персонала играет ключевую роль в обеспечении необходимого уровня безопасности полетов (БП). Влияние качества профессиональной подготовки экипажа на уровень БП подтверждается статистическими данными: согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК), 80% всех авиационных происшествий (АП), произошедших в 2020 году по результатам исследования, связаны с человеческим фактором, включая ситуации, где пилоты не обладали должным уровнем подготовки.

На данный момент существует ситуация, когда образовательные учреждения, отвечающие за базовую подготовку гражданских авиаторов (ГА), ограничены в способности предоставить авиационной индустрии достаточное количество высококвалифицированных специалистов, способных полностью выполнять требуемые производственные задачи, связанные с организацией и обеспечением безопасности полетов. Одной из ключевых составляющих этой проблемы является недостаток у выпускников учебных заведений знаний в различных областях, необходимых для выполнения полетных операций.

С целью повышения эффективности начального летного обучения предполагается провести анализ существующих образовательных программ и выявить возможные пути их улучшения.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Провести обзор основных научных исследований по данной теме.
  • Исследовать и проанализировать действующие образовательные программы.
  • Изучить конкретные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке пилотов.
  • На основе проведенного анализа разработать возможные подходы к решению данной проблемы.

Обзор публикаций по проблеме

Анализ проблем первоначальной подготовки пилотов является активной темой для исследований и обсуждений среди авиационных специалистов и научного сообщества. Множество авторов и исследователей в различных странах занимаются изучением и анализом слабых моментов в образовательных программах, методиках обучения и требованиях, предъявляемых к будущим пилотам.

Попов Ю.В. в своей статье о первоначальной подготовке пилотов рассматривает вопросы, связанные с подготовкой пилотов. В настоящее время проблема надежности человеческого фактора в авиации стала серьезной. Авиационные происшествия часто имеют причины, связанные с ошибками человека. Важно разбираться в причинах неправильных действий различных членов экипажа. Авиационная транспортная система представляет собой сложную нелинейную открытую диссипативную систему, подверженную рискам. В статье приведена зависимость между количеством катастроф и налетом в 100 тыс. часов. Новые рыночные условия привели к изменениям в структуре авиационной транспортной системы. Уровень подготовки авиационных специалистов снизился. Анализ последних катастроф показал, что именно люди, а не технические аспекты, являются наиболее слабым звеном в авиационной транспортной системе. Происшествия произошли из-за недостаточной профессиональной подготовки экипажа.

Первоначальная подготовка пилотов в летных учебных заведениях включает программу, направленную на развитие умений пилотирования. Суть этой программы раскрывается в статье. Профессиональная подготовка будущих пилотов формирует их профессиональную компетентность — способность выполнять задачи в соответствии со стандартами. Эффективный подход к обучению позволяет разрешить противоречия, возникающие из-за жесткой дисциплинарной модели образования. В статье указывается, какими знаниями и навыками должен обладать пилот после прохождения начальной подготовки. [1, с. 23]

В статье Афанасьева Н.В. «Анализ теоретической подготовки студентов-пилотов учебных заведений гражданской авиации» представлена методология оценки недостатков в теоретической подготовке студентов-пилотов. В рамках трехлетнего исследования приняли участие более 500 студентов-пилотов, которые обучаются как в средних специализированных, так и в высших летных учебных заведениях. Кроме того, в статье приводятся статистические данные о безопасности полетов, что подчеркивает актуальность проводимого исследования в выбранном направлении. [2, с. 50]

Волкова Л. М. в своей исследовательской работе, анализирует аспекты связанные с теоретической подготовкой студентов, специализирующихся в области авиации, для выполнения ночных полетов в условиях ограниченной видимости. [3, с. 145]

Юрасов В. В. в своей статье описывает обоснование применения модификации классического метода "Роя" с целью оптимизации подготовки пилотов на авиационных тренажёрах. Автор анализирует специфику обеспечения безопасности полетов при тренажерной подготовке пилотов и демонстрирует особенности имитационного моделирования с использованием современных моделей оптимизации для долгосрочного количественного прогноза случайных процессов.

Исследователь доказывает, что в классических методах оптимизации в авиации самим автором определяются опорные функции, входные и выходные переменные, а также классы уравнений. Это приводит к недостаточной гибкости полученных моделей, в частности, при добавлении новых данных. Для улучшения точности и введения дополнительных переменных в задачи оптимизации безопасности, автором используется методика "Роя".

С помощью математического моделирования автор показывает, как метод PSO (Particle Swarm Optimization) может быть применен для идентификации качественных характеристик нового уровня с целью обеспечения безопасности полетов. Метод группового учета аргументов представляет собой оригинальный способ решения задач, требующих структурно-параметрической идентификации моделей.

Автор разрабатывает свой подход к задаче оптимизации, который включает учет качественных показателей в условиях авиационных событий на тренажёрах. С использованием математического аппарата создается динамическая модель, основанная на классическом методе "Роя". Полученные результаты обладают высокой точностью, соответствующей международным стандартам безопасности полетов и подготовки пилотов, установленным ІСАО и SHEL. Таким образом, метод группового учета аргументов представляет эффективный математический инструмент для разработки модели процедур тренажеров, что делает его важным вкладом в область обучения и обеспечения безопасности в авиации. [4, с. 67]

Косачевский С.Г. в статье об эффективности методики первоначальной профессиональной подготовки пилотов для эксплуатации самолетов с электронными системами отображения информации констатирует тот факт, что на текущий момент образовательные институты гражданской авиации в России полностью перешли на применение современных учебных воздушных судов нового поколения. Эти суда обладают высокой степенью автоматизации и используют электронные системы отображения информации (EFIS). Однако методы обучения были адаптированы для использования с аналоговыми системами, что ограничивает возможности новых воздушных судов и тренажеров. В связи с этим существует задача усовершенствования методологии обучения пилотов, включая обучение эффективным стратегиям управления в условиях ограниченной видимости.

Для решения этой проблемы в 2017 году Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИГА) провел исследования по заказу Федерального агентства воздушного транспорта России. Эти исследования позволили разработать методику обучения пилотов с использованием EFIS. Для этого были использованы окулометрические методы (технология eye-tracking), которые глубже изучили формирование навыков пилотирования и влияние работы с EFIS на эти навыки. Для оценки эффективности новой методики были проведены эксперименты с курсантами из Сасовского летного училища и УИГА. Это позволило провести тесты на двух типах тренажеров: L-410 и DA40 NG. В статье предлагается использовать коэффициент корреляции и манхэттенское расстояние для оценки точности соблюдения параметров полета в процессе тренажерной подготовки. Один из наборов экспериментов показал, что студенты, обученные по новой методике, имели более низкий уровень подготовки перед началом обучения, но после его завершения их подготовка стала сравнимой с уровнем контрольной группы. Другой набор экспериментов подтвердил, что отсутствие практического опыта у студентов из экспериментальной группы не помешало им успешно выполнять упражнения на тренажере после земной подготовки по новой методике.

Таким образом, данная статья представляет эффективный подход к обучению пилотов с использованием EFIS на современных тренажерах, что обеспечивает высококачественную подготовку пилотов и повышение безопасности полетов. [5, с. 8]

В работе Кузнецова Ю.В. освещаются исторические аспекты, современное положение и перспективы развития Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА). Это учебное заведение, являющееся одним из старейших в России, специализируется на подготовке летного состава для гражданской авиации. [6, с. 115]

В статье Алексеевой Т.Г. исследованы уникальные аспекты, связанные с профессиональной деятельностью пилота. Подчеркнута важность тесной взаимосвязи способности экипажа принимать решения согласно концептуальной модели оператора и их эмоционального опыта. В работе раскрываются перспективы использования инновационных технологий на этапе теоретической подготовки пилотов в учебных заведениях. [7, с. 56]

По мнению Крикунова К.Н. одной из ключевых затруднений, с которыми сталкивается авиационная индустрия, является дефицит квалифицированных пилотов. Этот дефицит оказывает прямое воздействие на уровень безопасности полетов и связан, в первую очередь, с недостаточной эффективностью системы подготовки коммерческих пилотов.

Исследованы следующие проблемы, связанные с обучением пилотов гражданской авиации: недостаточное количество поступающих в учебные заведения, подготавливающие пилотов, не соответствует перспективным потребностям в профессионалах; у выпускников летных учебных заведений недостаточное количество налетных часов, требуемых нормативами; материально-техническая база учебных заведений не отвечает современным стандартам; упразднение военных кафедр в учебных заведениях приводит к утрате специализированной подготовки; кроме того, выпускникам учебных заведений требуется высшее инженерное образование.

Для преодоления этих проблем необходимо принимать комплексные меры в короткие сроки, так как они имеют потенциал снизить уровень безопасности в авиации. [8, с. 147]

В статье Краснова С.И. анализируются определенные трудности, связанные с обучением будущих авиационных специалистов в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте), которые связаны с процессом усиления гуманитарной составляющей в высшем профессиональном образовании. Обращается внимание на воздействие социогуманитарных знаний на формирование общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников. [9, с. 125]

Крикунов К.Н. в своей статье о проблемах системы подготовки пилотов гражданской авиации утверждает, что ранее в Советском Союзе образовательная система для подготовки пилотов гражданской авиации полностью удовлетворяла потребности отрасли в высококвалифицированных летных специалистах. Но сегодня столкнулись с тем, что учебные организации, занимающиеся первоначальной подготовкой пилотов, не всегда успешно справляются с поставленными перед ними задачами.

В данной статье проведен обзор и анализ структуры существующей образовательной системы, предназначенной для подготовки пилотов гражданской авиации. Приведены данные о приеме и выпуске студентов по различным специальностям подготовки пилотов, о наличии кадров в образовательных учреждениях, о состоянии материально-технической базы, а также обеспечении курсантов различными ресурсами.

В результате проведенного анализа были выявлены несколько ключевых проблем в сфере подготовки пилотов. Среди них недостаток кадров в учебных организациях, несоответствие материально-технической базы требованиям, невозможность выпускникам сразу же занять должность пилотов современных воздушных судов, а также недостаточное финансирование учебных заведений. Результаты анализа могут быть применены в целях совершенствования образовательного процесса подготовки коммерческих пилотов. [10, с. 79]

Анализируя большое количество публикаций по данной теме, можно заключить, что нерешенные проблемы остаются актуальными. Однако, некоторые из этих публикаций предлагают конструктивные решения, которые могут быть успешно внедрены в образовательный процесс для улучшения подготовки коммерческих пилотов.

Анализ предметной области

Университет гражданской авиации Санкт-Петербурга (СПбГУ ГА) и Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИГА) осуществляют подготовку пилотов согласно Федеральным государственным образовательным стандартам. В СПбГУ ГА подготовка проводится по специальности 162001 "Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения" с профилем "Организация летной работы", продолжительностью 5 лет. Также предлагается направление подготовки 161000 "Аэронавигация" с профилем "Летная эксплуатация гражданских воздушных судов", на которое отводится 4 года обучения. Выпускники этих учебных заведений получают государственный диплом о высшем профессиональном образовании, а также свидетельство линейного пилота гражданской авиации, позволяющее им переучиваться на различные типы гражданских воздушных судов.

Подготовка пилотов в остальных летных училищах осуществляется согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 161005 "Летная эксплуатация летательных аппаратов". Продолжительность обучения составляет 2 года и 10 месяцев. Выпускники получают квалификацию "пилот" и имеют возможность в дальнейшем проходить сокращенное обучение по программам высшего профессионального образования.

Такая организация образовательного процесса обеспечивает подготовку пилотов в соответствии с установленными стандартами и позволяет выпускникам получить необходимые квалификации для работы в гражданской авиации.

Программы подготовки пилотов в Университете гражданской авиации Санкт-Петербурга (СПбГУ ГА) и Ульяновском институте гражданской авиации имени Б.П. Бугаева (УИГА) нацелены на развитие специализированных компетенций, необходимых для работы в современной авиационной отрасли.

Согласно ОПОП (Образовательной программе основного общего образования) СПбГУ ГА, выпускники, завершившие образовательную программу, должны обладать следующими профессиональными навыками и компетенциями:

  1. Эксплуатация воздушных судов:
  • Умение обслуживать и эксплуатировать различные аспекты воздушных судов, их двигателей, бортовых систем и оборудования.
  • Навыки работы с радио- и электро-светотехническим оборудованием, системами автоматики и управления, бортовыми аварийно-спасательными средствами.
  1. Навигация и связь:
  • Умение эксплуатировать пилотажно-навигационные комплексы, бортовые системы связи, навигационные системы и оборудование.
  1. Обеспечение безопасности полетов и эксплуатации:
  • Навыки обеспечения безопасности полетов, включая проверку технического состояния, текущий ремонт и обслуживание оборудования.
  • Готовность обеспечивать безопасность полетов и воздушное пространство.
  1. Планирование и организация полетов:
  • Навыки планирования полетов, включая составление рабочих планов полетов и использование метеорологической информации.
  1. Использование современных технологий:
  • Готовность использовать автоматизированные системы обслуживания воздушного движения, радиоэлектронные системы наблюдения, навигации и связи, средства навигационного и метеорологического обеспечения.
  1. Авиационная инфраструктура и обслуживание:
  • Навыки работы с объектами авиационной инфраструктуры, организацией воздушного движения, аэронавигационным обслуживанием полетов и использованием воздушного пространства.

Программы обучения в этих учебных заведениях ориентированы на соответствие современным требованиям авиационной индустрии, включая высокую степень автоматизации управления воздушными судами. Студенты получают не только теоретические знания, но и практические навыки, необходимые для успешной карьеры в гражданской авиации.

Ситуация, когда выпускникам образовательных учреждений требуются дополнительные знания и навыки для успешной трудоустройства, часто связана с быстрым развитием и изменениями в авиационной отрасли. Введение новых технологий, обновление воздушных судов и изменение нормативных требований могут привести к тому, что некоторые компетенции не могут быть полностью охвачены образовательными программами.

В частности, согласно программе подготовки летного состава многих авиакомпаний Российской Федерации  перед тем, как приступить к переподготовке на новые типы воздушных судов, кандидат должен иметь подтверждение наличия знаний по следующим дисциплинам в виде диплома или сертификата соответствующего образца:

  • подготовка для осуществления полётов в условиях RVSM и RNAV;
  • инструктаж по управлению ресурсами кабины экипажа воздушного судна ЧФ + CRM;
  • инструктаж по перевозке грузов, относящихся к категории опасных;
  • инструктаж в области авиационной безопасности;
  • тренировка в области обращения с аварийно-спасательным оборудованием воздушного судна и освоение процедур аварийной эвакуации на суше и на воде;;
  • обучение авиационного персонала по предотвращению авиационных происшествий категории CFIT – столкновение исправных ВС с землёй и препятствиями в управляемом полёте;
  • освоение методов защиты воздушных судов от образования льда на земле;
  • теоретическое обучение правилам радиосвязи на английском языке.
  • знания в области наземного обеспечения полетов и взаимодействия с наземными службами (диспетчерская служба, служба организации перевозок, служба безопасности полетов, аэродромная служба и служба горюче-смазочных материалов);
  • знания международного законодательства, а именно (Основные положения Чикагской Конвенции; Приложения 2, 6, 10, 11; Общие понятия, глубокие знания в области организации полетов, построения аэронавигационных схем, международные правила полетов согласно документам ИКАО 7030, 4444, 8168).

Действительно, несоответствие между требованиями индустрии и содержанием образовательных программ может привести к недостаточной подготовке выпускников и неудовлетворительным результатам на практике. Опрос среди пилотов-инструкторов на ВС А320, В737NG, 83% отмечали низкий уровень знаний пилотов-стажеров касающихся следующих областей:

  • выполнение полетов по аэронавигационным схемам согласно нормативно-правовых актов как РФ, так и международных, особенно это касается документов ИКАО Doc.8168;
  • современные способы и методы навигации, в частности особенности работы и эксплуатации спутниковых систем навигации;
  • знания и навыки распределения внимания в кабине ВС при выполнении различных видов заходов по точным и неточным системам (следует отметить, что методика распределения внимания почти не зависит от типа ВС и следует общим принципам, на основе которого и строится эргономика кабины ВС (АП-25).

Для устранения этой проблемы и обеспечения более эффективной подготовки пилотов следует рассмотреть следующие подходы:

  1. Обновление образовательных программ: Учебные заведения должны периодически анализировать изменения в индустрии и обновлять свои программы, включая в них современные методы и технологии навигации, аэронавигационные схемы, новые стандарты и нормативы.
  2. Сотрудничество с индустрией: Учебные заведения должны активно сотрудничать с авиакомпаниями и опытными пилотами для получения обратной связи и рекомендаций относительно того, какие знания и навыки необходимы выпускникам для успешной работы в современной авиационной индустрии.
  3. Практические тренировки и симуляции: Усиление практической части обучения с применением симуляторов и практических занятий может помочь студентам лучше усвоить сложные концепции и применить их на практике.
  4. Дополнительные курсы и сертификации: Помимо базовой подготовки, студенты могут участвовать в дополнительных курсах и программам сертификации, чтобы углубить свои знания в конкретных областях.
  5. Адаптивность программ: Образовательные программы должны быть гибкими и адаптивными для интеграции новых знаний и методов, появляющихся в отрасли.
  6. Международные стандарты и документы: Включение в программы обучения изучения международных стандартов и документов, таких как документы ИКАО, позволяет выпускникам быть готовыми к работе на международных маршрутах.
  7. Непрерывное обучение: Обучение не должно заканчиваться после получения диплома. Принцип непрерывного обучения позволит пилотам постоянно совершенствовать свои навыки и знания.

Совместное усилие учебных заведений, авиакомпаний и профессионалов в индустрии поможет обеспечить более эффективную подготовку пилотов, соответствующую современным требованиям авиационной отрасли.

Выводы

Внесение корректировок в существующие учебные планы и рабочие программы на основе проведенных исследований - это важный и действенный способ обеспечения более качественной подготовки пилотов. Предложения по добавлению новых дисциплин по выбору, факультативных курсов и корректировке содержания существующих дисциплин могут существенно улучшить подготовку студентов и их соответствие потребностям индустрии.

Кроме того, пересмотр этапов формирования компетенций также является важным шагом. Подготовка пилотов должна быть последовательной и гармоничной, с акцентом на развитие не только технических навыков, но и компетенций в области безопасности, эффективного взаимодействия в экипаже, управления ресурсами и других аспектов.

Научная работа студентов также может сыграть значимую роль в их подготовке. Она позволяет студентам глубже понимать определенные аспекты индустрии, исследовать актуальные проблемы и находить новые решения. Кроме того, научные исследования способствуют развитию аналитических и критических навыков, а также способности к самостоятельной работе.

Важно обратить внимание на то, что любые изменения в учебных программах и рабочих программах должны проходить через тщательное обсуждение с преподавателями, студентами, представителями индустрии и другими заинтересованными сторонами. Открытый и координированный подход позволит достичь наилучших результатов в обновлении подготовки пилотов и обеспечении их успешной карьеры в авиационной индустрии.

Заключение

Выводы, которые были сделаны выше, очень точно отражают суть проблемы и подчеркивают важность внимания к образовательным программам и подготовке пилотов. Поставленные акценты на дополнительной нагрузке для работодателей, связанной с повышением уровня знаний и умений выпускников, а также на базовых областях знаний, являются важными и позволяют понять, какие аспекты требуют дополнительного внимания и корректировок.

Исследование и анализ ОПОП и учебных планов, опросы инструкторов и работодателей, а также изучение опыта зарубежных коллег и новейших методик обучения, таких как EBT, являются рациональными шагами для определения "слабых" моментов в подготовке пилотов и выработки решений по их устранению.

Список литературы

  1. Попов Ю.В. Первоначальная подготовка пилотов / Ю.В. Попов, Н.Н. Авдеев // Проблемы безопасности полетов. – 2019. – № 12. – С. 23-31.
  2. Афанасьев Н.В. Анализ теоретической подготовки студентов-пилотов учебных заведений гражданской авиации / Н.В. Афанасьев, А.А. Бондаренко, А.В. Маренков, Е.А. Сеножацкий // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. – 2020. – № 2 (27). – С. 50-60.
  3. Волкова Л.М. Подготовка студентов, будущих пилотов, к ночным полетам в условиях низкой освещенности / Л.М. Волкова // Актуальные проблемы современной когнитивной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции – Пенза: ООО "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 145-147.
  4. Юрасов, В.В. Повышение эффективности подготовки пилотов и курсантов с целью контроля уровня безопасности полетов на основе модификации классического метода «Роя» (PSO) / В.В. Юрасов, Л.А. Юрасова // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2017. – Т. 20. – № 5. – С. 67-78.
  5. Косачевский С.Г. Оценка эффективности методики первоначальной профессиональной подготовки пилотов для эксплуатации самолетов с электронными системами отображения информации / С.Г. Косачевский, Д.В. Айдаркин, Д.В. Качан // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2018. – Т. 21. – № 5. – С. 8-22.
  6. Кузнецов Ю.В. Проблемы и перспективы высшего авиационного образования в России / Ю.В. Кузнецов // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 1. – С. 115-118.
  7. Алексеева Т.Г. Подготовка курсантов-пилотов к действиям в особых ситуациях полета / Т.Г. Алексеева, Е.С. Алексеева // Научный вестник УВАУ ГА(И). – 2015. – № 7. – С. 56-59.
  8. Крикунов К.Н. К вопросу о проблемах подготовки пилотов гражданской авиации / К.Н. Крикунов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т. 5. – № 1. – С. 147-150..
  9. Краснов С.И. Зачем выпускнику авиационного вуза социогуманитарные знания? / С.И. Краснов, Б.А. Бочков // Научный вестник УВАУ ГА(И). – 2015. – № 7. – С. 125-131.
  10. Крикунов К.Н. Проблемы системы подготовки пилотов гражданской авиации / К.Н. Крикунов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т. 5. – № 2. – С. 79-87.

Интересная статья? Поделись ей с другими: