УДК 37

Исследование стандартов набора казахстанских иностранных студентов в Китае на фоне «Одного пояса и одного пути»

Чен Вэй – магистр Института иностранных языков Университета Шихэзи (Китай).

Аннотация: Данное исследование проводилось в рамках проекта «Исследование текущего состояния среднего образования в Казахстане». В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием стандартов набора казахстанских иностранных студентов в Китае на фоне «Одного пояса и одного пути». Автором подчеркивается важность развития системы образования на фоне данной инициативы. Рассмотрена система развития дипломатических отношений в Казахстане и Китае. Изучена система среднего образования в Казахстане. Рассмотрена процедура проведения национального единого экзамена Казахстана. Изучено проведение выпускного экзамена в средней школе. Рассмотрены предложения по стандартам набора студентов из Казахстана, приезжающих в Китай.

Данное исследование проводилось в рамках специального проекта по образованию и гуманитарным обменам в Центральной Азии в университете Шихези «Исследование текущего состояния среднего образования в Казахстане».

Ключевые слова: стандарты, иностранные студенты, путь, пояс, исследование, набор.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что с предложением и углублением китайской инициативы «Один пояс, один путь» сотрудничество между двумя странами стало активным. Кроме того, это способствовало постепенно росту числа студентов, обучающихся в Китае.

Республика Казахстан официально установила дипломатические отношения с Китаем 3 января 1992 года. До сих пор две страны всегда поддерживают добрососедские отношения дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. С предложением, развитием и углублением китайской инициативы «Один пояс, один путь» политические, экономические и культурные отношения между двумя странами поднялись на новый уровень. С 2016 года все больше и больше студентов из Республики Казахстан выбирают обучение в Китае. Уровень образования развился от «долгосрочных и краткосрочных студентов китайского языка» до «студентов бакалавриата», «студентов магистратуры» к «докторантам». Процесс развития «Студентов» показывает, что типы студентов постоянно обогащаются. В 2018 году количество иностранных студентов из этой страны составило 11 784 человека, занимая десятое место в мире по количеству иностранных студентов, обучающихся в Китае, при этом количество студентов увеличивается из года в год. Китай стал основной страной назначения для студентов из этой страны. В данной статье будут предложены рекомендуемые стандарты приема для зачисления казахстанских студентов, обучающихся в Китае, в соответствии с казахстанской системой экзаменов среднего образования и системой оценки успеваемости [5].

Основная часть

Рассмотрим систему среднего образования в Казахстане. Согласно статье 4 главы II новой редакции «Закона об образовании» в 2021 году, система образования Казахстана включает следующие уровни образования: дошкольное образование, начальное образование, основное среднее образование, среднее образование (общее среднее образование, профессионально-техническое образование), после среднее образование, высшее образование, послевузовское образование.

Общее среднее образование является важнейшим образовательным процессом в системе образования. Средние школы в Казахстане устроены аналогично российским средним школам и состоят из одиннадцатых классов, разделенных на начальную, основную и продвинутую ступени. В настоящее время правительство Казахстана работает над законопроектом о переходе на двенадцатилетнюю систему обучения. Казахский язык является языком обучения в большинстве школ Казахстана. Около трети школ преподают как на русском, так и на казахском языках, а в нескольких школах используется узбекский и таджикский языки. Кроме того, есть школа, предлагающая обучение на немецком языке. Около 3% школ Казахстана относятся к учреждениям нового типа. После завершения обучения старшеклассники могут выбрать сдачу вступительного экзамена, организованного вузами Республики Казахстан, или сдать национальный единый экзамен «гаокао» ЕНТ (Единое национальное тестирование), выбрать прямую работу или обучение за границей [2].

Далее изучим как проводится национальный единый экзамен Казахстана.

Казахстанская система вступительных экзаменов в колледжи является важным способом оценки и отбора учащихся для получения среднего образования в стране. Вступительный экзамен в колледжи Казахстана называется «Национальное унифицированное тестирование» (National Unified Testing, именуемое NUT). Это общенациональный стандартизированный тест, используемый для оценки академических способностей и знаний учащихся средней школы.

Государственные экзамены обычно проводятся в июне и июле каждого года и охватывают основные предметы, такие как математика, язык (казахский или русский) и физика/химия/биология. Содержание теста основано на национальных образовательных стандартах и направлено на оценку всесторонних способностей учащихся и усвоение предмета. Суммарный балл ЕГЭ обычно составляет 140 баллов. Доля баллов по каждому предмету может варьироваться в зависимости от конкретных экзаменационных требований и года, но общий балл остается прежним. Соотношение баллов испытуемых будет определяться в соответствии с важностью и сложностью каждого предмета и обычно занимает разные доли в общем балле:

  1. Математика: Математика является одним из основных предметов на вступительных экзаменах в колледж. В содержание теста входят основные понятия математики, алгебры, геометрии, вероятности и статистики и др. Математические тесты обычно имеют более высокий вес, возможно, от 30% до 40% от общего балла.
  2. Казахский или русский: Гаокао в Казахстане требует от студентов демонстрации хороших языковых навыков на казахском или русском языках. Содержание теста включает понимание прочитанного, письмо, грамматику и словарный запас. Экзамены по казахскому или русскому языку обычно стоят от 20 до 30 процентов от общего балла.
  3. Физика/Химия/Биология: один или несколько из этих предметов могут быть указаны в качестве экзаменационных предметов. Студенты должны освоить основные научные концепции, экспериментальные методы и приложения. Экзамены по каждому предмету могут составлять от 10% до 20% общей оценки.
  4. Иностранный язык: вступительный экзамен в казахстанский колледж также включает тест на знание иностранного языка, обычно английского. Этот тест оценивает навыки слушания, говорения, чтения и письма учащихся на иностранном языке. Тест по иностранному языку может стоить от 10% до 20% от общего балла.

Помимо вышеперечисленных предметов, по выбору и интересам учащихся, для сдачи экзамена могут быть выбраны и другие предметы, такие как история, география, экономика и т.д. Результаты тестов по этим предметам определяются в каждом конкретном случае.

Результаты тестов очень важны для будущего развития учащихся, и они широко используются при отборе в колледжи и при подаче заявок на получение стипендий. Баллы студентов по Гаокао обычно представляются в университеты вместе с другими заявочными материалами, и баллы играют решающую роль в процессе поступления. Рассмотрим проведение выпускного экзамена в средней школе.

Экзамен на аттестат зрелости является выпускным экзаменом для старшеклассников в Казахстане и используется для оценки того, обладают ли учащиеся академическими способностями и уровнем знаний, необходимыми для окончания средней школы. Выпускной экзамен в старших классах средней школы обычно проводится в 12 классе. Предметами экзамена являются казахский, русский язык, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, литература и общественные науки. Оценка проводится по 5-балльной системе, то есть 5 баллов — отлично, 4 балла — хорошо, 3 балла — квалифицированно, 3 балла и ниже — неквалифицированно.

Форма экзамена, как правило, представляет собой письменный экзамен, включающий вопросы с несколькими вариантами ответов, вопросы с заполнением пропусков, вопросы с ответами и другие различные типы вопросов в соответствии с требованиями различных предметов [1].

Далее изучим предложения по стандартам набора студентов из Казахстана, приезжающих в Китай.

В августе 2017 года Министерство образования, Министерство иностранных дел и Министерство общественной безопасности издали Приказ № 42 «Об административных мерах по приему в школы и обучению иностранных студентов». В последние годы образовательное сотрудничество между Китаем и Казахстаном постоянно углублялось, но количество студентов, академическая структура и профессиональный уровень все еще нуждаются в дальнейшем улучшении. Типы иностранных студентов в основном делятся на две категории: студенты без степени и студенты со степенью. Для этих двух типов студентов стандарты зачисления и требования китайских университетов различаются. Следующее будет начинаться со стандартов зачисления этих двух типов иностранных студентов в Республике Казахстан. Анализ, основанный на исследовании системы образования страны и экзаменационных баллов, резюмирует и выдвигает предложения по стандартам приема, которые Китайские колледжи и университеты должны отдавать при наборе студентов без диплома и студентов из Республики Казахстан.

Программа бездипломного обучения, также известная как программа «Языковой студент», набирает выдающихся студентов, окончивших среднюю школу в Республике Казахстан. Основным содержанием обучения в Китае является изучение китайского языка. В зависимости от продолжительности проекта его можно разделить на краткосрочный проект, рассчитанный на один семестр, и долгосрочный проект, рассчитанный на один год; в зависимости от уровня владения китайским языком его можно разделить на начальный китайский класс, средний уровень китайского языка. класс и продвинутый китайский класс. Элементарные классы китайского языка, как правило, предназначены для учащихся, не имеющих базовых знаний китайского языка, начиная с нуля, базовые классы китайского языка, средние классы китайского языка предназначены для учащихся, которые изучали китайский язык в течение 1-2 лет, а продвинутые классы китайского языка предназначены в основном для студентов, которые имеют хорошие знания китайского языка и изучают китайский язык более 2 лет от рождения. Вступительные требования для студентов в Республике Казахстан делятся на следующие пункты:

  1. Абитуриентам должно быть не менее 18 лет, окончивших среднюю школу, и не более 25 лет (ввиду того, что в большинстве общеобразовательных школ Республики Казахстан действует 11-летняя система обучения, а учащиеся оканчивают среднюю школу). Школы в возрасте 17 лет, они могут рассмотреть вопрос о приеме на работу выдающихся выпускников средней школы в возрасте 17 лет.
  2. Кандидаты должны предоставить действующую страницу паспорта и действующую страницу визы (чтобы школа могла проверить информацию об ученике и производственные материалы).
  3. Кандидаты должны предоставить оригинал аттестата об окончании средней школы, который действителен, если заверен школой (переведен на китайский или английский язык и нотариально заверен).
  4. Кандидаты должны предоставить стенограммы каждого курса за два года обучения в старшей школе, которые действительны, если они заверены школой (переведены на китайский или английский язык и нотариально заверены). Рекомендуется набирать учащихся с общим баллом 4-5 на выпускном экзамене в старших классах средней школы или 80 или более баллов на национальном едином экзамене.

Студенты степени включают студентов младших курсов колледжей, студентов бакалавриата и аспирантов (магистров и докторантов). Учащиеся старших классов в Республике Казахстан выбирают обучение в Китае после окончания средней школы и, как правило, предпочитают подавать документы на получение степени бакалавра. Студенты, получившие степень бакалавра в своей стране, будут подавать документы на получение степени магистра в китайском университете.

  1. Курсы, предлагаемые китайскими университетами для иностранных студентов, обычно делятся на курсы с преподаванием на английском языке и курсы с преподаванием на китайском языке. Кандидаты могут выбрать урок английского или китайского языка в соответствии со своим языковым уровнем. Студенты, выбравшие курсы с преподаванием на английском языке, должны предоставить результаты IELTS (средний балл выше 5,5) или новые баллы TOEFL (более 80 баллов); студенты, выбравшие курсы с преподаванием на китайском языке, должны предоставить сертификаты уровня HSK4 со 180 баллами или выше.
  2. Кандидаты должны предоставить стенограммы каждого курса за два года обучения в старшей школе, которые действительны, если они заверены школой (переведены на китайский или английский язык и нотариально заверены). Рекомендуется набирать учащихся с общим баллом 4-5 на выпускном экзамене в старших классах средней школы или 80 или более баллов на национальном едином экзамене.

Заключение

Отечественные колледжи и университеты должны строго следовать Приказу № 42 «Административные меры по зачислению и обучению иностранных студентов в школах» при наборе иностранных студентов в Китае, строго стандартизировать управление зачислением, улучшать качество источников студентов, создавать обязательные курсы для новых студентов, и сделать хорошую работу в управлении обучением и обучением отечественных и иностранных студентов. Обучение «Sensing China» для иностранных студентов в Республике Казахстан [4]. Основной девиз настоящего времени «Хорошо рассказывайте китайские истории, распространяйте китайские голоса и создавайте «китайский образовательный бренд».

Список литературы

  1. Китай и Казахстан укрепляют сотрудничество в сфере образования [Электронный ресурс]. URL: http://russian.cri.cn/1281/2016/03/16/1s576541 (дата обращения 04.08.2023).
  2. Кадырова Л.И. Китайско-казахстанские гуманитарные связи. Тезисы доклада [Электронный ресурс] URL: http://www.synologia.ru/a/Китайско-казахстанские гуманитарные связи (дата доступа: 04.08.2023).
  3. Мочалова Я.В. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ // Пространственное развитие территорий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 393-396.
  4. Чаймарданова А.А. Перспективы сотрудничества приграничных регионов РК и КНР в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/6660 (дата доступа: 04.08.2023).
  5. Двусторонние отношения [Электронный ресурс]. URL: : http://www.mfa.gov.kz/ru/beijing/ (дата доступа: 04.08.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: