УДК 37.013

Краткий обзор модели социально-эмоционального обучения и её недостатки

Кузнецов Александр Александрович – студент бакалавриата кафедры Филологического образования Тюменского государственного университета

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные модели и компоненты социально-эмоционального обучения, а также их недостатки.

 Ключевые слова: SEL, social and emotional learning, преподавание, социальные навыки.

В эпоху стремительного технологического прогресса и постоянно меняющихся глобальных вызовов значение образования выходит за рамки традиционной академической успеваемости. Стремясь подготовить новое поколение к вызова стремительно меняющейся реальности, традиционное представление об образовании претерпело изменения. Возникновение новой парадигмы, признающую важность развития эмоционального интеллекта, эмпатии и навыков межличностного общения наряду с академическими достижениями. Социально-эмоциональное обучение (СЭО) приобретает все большую популярность благодаря своей эффективности в решении проблем психического здоровья, формировании жизненно важных навыков и удовлетворении меняющихся потребностей в рабочей силе. По мере того как растет понимание важности эмоционального интеллекта и навыков межличностного общения, СЭО предлагает структурированный подход к развитию этих компетенций. Он соответствует современным целям образования, повышает шансы на трудоустройство за счет развития навыков работы в команде и адаптации к любым условиям. 

Основные компоненты социально-эмоционального обучения можно разделить на пять ключевых областей:

  1. Самопознание: Этот компонент включает в себя осознание и понимание собственных эмоций, сильных сторон, ограничений, ценностей и целей. Он включает в себя развитие чувства уверенности в себе и самоэффективности. Самосознание позволяет человеку точно оценивать свои эмоции и мысли, а также понимать, как они влияют на его поведение.

Самосознание имеет решающее значение для социально-эмоционального развития, поскольку оно позволяет людям идентифицировать свои эмоции и понимать, как они влияют на их действия. Он помогает осознать свои сильные и слабые стороны, что, в свою очередь, способствует постановке реалистичных целей и принятию взвешенных решений.

  1. Самоконтроль: способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Оно включает в себя управление стрессом, контролем над импульсивными решениями, постановки целей, организации, эффективным распределением времени. Навыки самоменеджмента позволяют человеку эффективно справляться с трудностями и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

Навыки самоконтроля необходимы для поддержания эмоционального благополучия и достижения личных целей. Они помогают людям справляться со стрессом, контролировать импульсивное поведение, концентрироваться на задачах и  преодолевать препятствия, несмотря на трудности.

  1. Социальная осведомленность: Социальная осведомленность предполагает понимание и сопереживание взглядов, чувств, потребностей и культурных особенностей других людей. Она включает в себя признание социальных норм, проявление эмпатии, признание разнообразия, инклюзивность и уважение прав других людей.

Социальная осведомленность имеет решающее значение для развития эмпатии, понимания и уважения в межличностных отношениях. Оно помогает людям развивать чувство социальной ответственности и способствует формированию инклюзивных и равноправных сообществ. Социально осведомленные люди чаще демонстрируют просоциальное поведение и вносят позитивный вклад в социальное окружение.

  1. Отношения с другими людьми. Навыки взаимоотношений включают в себя способность устанавливать и поддерживать здоровые и позитивные отношения с различными людьми и группами. Эти навыки включают в себя эффективное общение, активное слушание, сотрудничество, разрешение конфликтов, ведение переговоров и работу в команде.

Навыки взаимоотношений жизненно важны для установления и поддержания здоровых отношений в личной, учебной и профессиональной среде. Эффективная коммуникация и сотрудничество способствуют взаимопониманию, доверию и уважению между людьми.

  1. Ответственное принятие решений: ответственное принятие решений предполагает этический выбор, основанный на учете социальных норм, соображений безопасности, этических стандартов, а также благополучия себя и других. Это включает в себя выявление проблем, анализ ситуаций, оценку вариантов, рассмотрение последствий и принятие ответственных действий.

Ответственное принятие решений имеет большое значение для личностного и социального развития, поскольку помогает человеку этично и ответственно ориентироваться в сложных ситуациях. Оно дает возможность учитывать потенциальное влияние своих действий на себя и других людей, что приводит к более продуманному принятию решений.

  1. Улучшение академической успеваемости: Исследования постоянно показывают, что студенты, участвующие в программах СЭО, демонстрируют более высокую академическую успеваемость. Развивая такие навыки, как саморегуляция, решение проблем и постановка целей, студенты могут лучше сосредоточиться на учебе, справляться со стрессом и использовать эффективные стратегии обучения.
  2. Развитие социальных навыков: СЭО помогает студентам развить важнейшие социальные навыки, необходимые для успешных межличностных отношений. Благодаря таким видам деятельности, как совместное обучение, разрешение конфликтов и коммуникативные упражнения, студенты учатся эффективно сотрудничать, мирно разрешать конфликты и сопереживать другим. Эти навыки способствуют не только созданию благоприятного климата в школе, но и успеху в будущей профессиональной деятельности.
  3. Снижение поведенческих проблем: благодаря введению СЭО, отмечается сильное уменьшение числа поведенческих проблем, таких как агрессия, буллинг, злоупотребление психоактивными веществами. Способствуя развитию самоконтроля, эмпатии и ответственного принятия решений, помогает ученикам делает правильный выбор в трудных ситуациях.

Недостатки социально-эмоционального обучения:

  1. Затраты времени и ресурсов: реализация эффективных программ СЭО требует от педагогов значительного времени, ресурсов и подготовки. Разработка соответствующих учебных программ, предоставление возможностей для профессионального развития учителей и выделение достаточного количества учебного времени могут оказаться сложной задачей для школ с ограниченными ресурсами или конкурирующими приоритетами.
  2. Проблемы оценки: традиционные способы оценивания могут не отражать весь спектр социальных и эмоциональных компетенций, развиваемых в рамках СЭО. Разработка надежных и валидных инструментов оценки для определения прогресса учащихся в таких областях, как самоанализ, навыки взаимоотношений или ответственное принятие решений, представляет собой сложную задачу для педагогов.
  3. Чрезмерный акцент на индивидуальной ответственности: Несмотря на важность развития индивидуальных социально-эмоциональных навыков, существует риск возложения слишком большой ответственности на учащихся без учета системных факторов, способствующих возникновению социально-эмоциональных проблем. Важно учитывать роль семейной динамики, поддержки общества и более широких общественных факторов в поддержке социально-эмоционального развития учащихся.

В заключение следует отметить, что социально-эмоциональное обучение дает множество преимуществ, таких как повышение успеваемости, развитие социальных навыков, положительное эмоциональное самочувствие, снижение количества поведенческих проблем и благоприятный школьный климат. Однако при этом возникают проблемы, связанные с распределением ресурсов, методами оценки, последовательным внедрением, учетом культурных особенностей и необходимостью учета системных факторов. Несмотря на эти проблемы, преимущества социально-эмоционального обучения делают эту модель стоящей внимания.

Список литературы

  1. Philibert, Carla. (2021). Everyday SEL in Middle School: Integrating Social Emotional Learning and Mindfulness Into Your Classroom. DOI:10.4324/9781003141044.

Интересная статья? Поделись ей с другими: