УДК 75:78

Взаимодействие живописи и музыки на примере росписи потолочного плафона Парижской оперы Марка Шагала

Цяо Юймин – магистр факультета Социокультурных коммуникаций Белорусского государственного университета.

Аннотация: Цель данного исследования заключается в доказательстве тесной связи между изобразительным и музыкальным искусством. Объектом рассмотрения является купол Парижского оперного театра, расписанного художником Марком Шагалом. Вопросы синтеза различных искусств активно изучались выдающимися представителями культуры. Особое место занимает работа В. В. Ванслова «Изобразительное искусство и музыка», посвященная проблеме взаимосвязи и взаимного влияния этих двух искусств. В работе В.В. Визера под названием «Система цвета в живописи» рассматривается взаимодействие между музыкой и живописью. В труде Д. Сарабьянова «МАРК ШАГАЛ. На земле и в небесах» раскрывается жизненный и творческий путь М. Шагала ну и конечно, монография самого художника «Моя жизнь».

Методология и методы исследования основываются на комплексном подходе. Вывод исследования состоит в том, что на примере купола Парижского оперного театра, расписанного Марком Шагалом, доказано, что между изобразительным искусством и музыкой существует тесная взаимосвязь.

В данном исследовании была проведена аналогия между живописью и музыкой, что открыло новые возможности для взаимодействия искусств. Научная значимость данного исследования заключается в том, что в нем теоретически обоснована и подтверждена возможность взаимодействия живописи и музыки. Полученные результаты будут полезными в обучении, особенно в Детских школах искусств, средне-профессиональных и высших учебных заведениях, где осуществляется как художественное так и музыкальное образование.

Ключевые слова: живопись, Шагал, музыкальное искусство, связь, Парижский оперный театр.

Введение

Виды искусства взаимодействуют друг с другом, оказывают влияние друг на друга. Например, изобразительное искусство часто является источником вдохновения для музыкантов.

Иногда происходит обратное музыка вдохновляет художников на создание произведений живописи. А в некоторых случаях музыка и живопись взаимодействуют между собой, играя на своих предельных и сопредельных свойствах. Музыка может стремиться к изобразительности и красоте, не выходя за пределы своей природы, а живопись может приобрести характер кристалличности и конструктивности. Эти варианты вполне возможны для обоих искусств. (Представленная в статье ссылка на источник подтверждает эти утверждения) [3, с. 32].

Литературный обзор

Великие деятели культуры, такие как В. В. Стасов, В. И. Иванов, А. Белый, В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, А. Н. Скрябин, В. Э. Мейерхольд, В. В. Кандинский, М. А. Врубель, К. Малевич, Л. Л. Сабанеев, П. А. Флоренский и другие, задавались вопросами о взаимосвязях между различными видами искусства.

Особую значимость для данного исследования имеют работы В. В. Ванслова, особенно его труд «Изобразительное искусство и музыка», посвященный проблеме взаимодействия искусств, их связям и воздействию друг на друга. Также стоит отметить работу В. В. Визера «Система цвета в живописи», в которой он проводит аналогии между музыкальной композицией и живописью.

В труде Д. Сарабьянова «МАРК ШАГАЛ. На земле и в небесах» раскрывается жизненный и творческий путь М. Шагала ну и конечно, монография самого художника «Моя жизнь».

Материалы и методы

Методология и методы исследования основаны на комплексном подходе к достижению цели данного исследования. В данном труде использовались междисциплинарные и комплексные методологические принципы, принципы логического и исторического единства. Общие теоретические проблемы решались с помощью общенаучных методов, в частности, системного, структурно-функционального, формально-аналитического, применялись различные формы компаративной методики, такие, как сравнительно-сопоставительный метод, историко-типологическое сравнение, логическое следование и другие.

Результаты

Результатом исследования является доказательство тесной связи изобразительного и музыкального и кусства на примере росписи купола Парижской Оперы художником Марком Шагалом.

Марк Шагал является одним из самых загадочных художников двадцатого столетия. Творчество представляется собой самобытный межкультурный феномен, где воплотились универсальные концепции мироздания.

Одной из важной философско-эстетическойьсоставляющей творчества Марка Шагала является музыка. Прославленный художник, обладающий синестетическим восприятием, мог услышать мелодии в красках и увидеть пластику в словах. В Широком спектре его деятельности его ярко проявляется полимодальность. Шагал не только известен как живописец, график, гравер, витражист и театральный художник, но также реализовал себя как мемуарист, эссеист, публицист.

Марк Шагал нашел способ закодировать свои идеи о свободе, братстве и единстве всего сущего в своих работах. Важную роль в этой гармонии играет музыка, которая подтверждает гуманистические и вечные ценности и выполняет функцию гармонизации. Многогранный и разнообразный состав, включающий более полутора десятка музыкальных инструментов, таких как струнные, духовые, ударные и клавишные, отличает витражи, панно, декорации, театральные занавесы и живопись Шагала. Это заслуживает особого внимания.

Интересно, что данные работы художника представляют собой часть единого синтеза искусств, где живопись взаимодействует с музыкой, хореографией и архитектурой. Оперная и балетная сценография, оформление пространства в храмах и театрах, а также музейные экспозиции - все это является частью этого ансамбля. Важно отметить, что духовные и светские аспекты искусства не противопоставляются, а дополняют друг друга. Театры, цирки и выставочно-образовательные комплексы Шагала можно назвать своеобразными "храмами искусств", где зрители входят в сакральную атмосферу и становятся свидетелями и участниками произведений искусства.

Основная часть

В 1963 году Андре Мальро — министр культуры Франции — решил, что зрительный зал национальной французской оперы пора обновить. Увидев декорации Шагала для балета «Дафнис и Хлоя», Мальро предложил художнику сделать роспись плафона для Парижской оперы. Андре Мальро считал, что Шагал — единственный художник, который может справиться с заданием.

Марк Шагал, которому к тому времени было уже 77 лет, принялся за работу. Над проектом художник работал почти год. В итоге было потрачено около 200 килограммов краски, а холст занимал 220 м². К потолку плафон прикреплен на высоте более 21 метра.

Волшебное зрелище разворачивается перед нашими глазами. Огромный плафон поделен на пять разделов, каждый из которых оживляет страницы знаменитых опер и балетов различных стран: Франции, Австрии, России, Италии.

Как ландшафт с множеством вершин распространяется перед нами история музыкально-театрального искусства, преображенная в творчестве Шагала. Он создает неповторимое "цветное зеркало" из шелка и блеска драгоценностей, в котором удачно отразились тенденции барокко, классицизма, романтизма, реализма и импрессионизма. Это не просто гармоничное сочетание различных эпох, здесь нет напряжения и конфликтов, характерных для смены художественных стилей.

Подход художника еще более удивителен, поскольку он основывается в основном на сочинениях, которые сталкивались с полемикой в искусстве, неоднозначно принимались публикой или имели сложную судьбу на сцене.

В его ясном, незаурядном видении музыкальные спектакли избавляются от повседневных навязчивостей, дискуссий, конкуренции и беготни за успехом их создателей, и воспринимаются как проявление вечного триумфа духа над материальной оболочкой. Художник в своих работах охватывает широкий спектр стилей, оживляя их красочными деталями.

Когда мы рассматриваем национальные школы и исторические периоды, мы видим гармонию искусства в универсальной концепции. В одном секторе, окрашенном в синий цвет, спокойно уживаются оперы "Борис Годунов" М.П.Мусоргского и "Волшебная флейта" В.А.Моцарта. В красном секторе разместились "Жар-птица" И.Ф.Стравинского и "Дафнис и Хлоя" М.Равеля. В зеленом секторе находятся "Ромео и Джульетта" Г.Берлиоза и "Тристан и Изольда" Р.Вагнера. На желтом фоне можно найти "Лебединое озеро" П.И.Чайковского и "Жизель" А.Адана. И наконец, на белом фоне расположена опера "Пеллеас и Мелизанда" К.Дебюсси.

В центре купола, окружающего люстру, артист Марк Шагал изобразил знаменитые оперы, такие как "Кармен" Жоржа Бизе, "Фиделио" Людвига ван Бетховена и "Орфей" Кристофа Виллибальда Глюка. На плафоне также присутствуют имена знаменитых композиторов, Жан-Филиппа Рамо и Джузеппе Верди, хотя конкретные произведения не указаны. Искусствовед Жерар Фонтэн предполагает, что на одном из изображений изображены сцены из оперы "Травиата", с Виолеттой и Альфредом, а также Жорж Жермон за их спиной. В самой раскраске купола представлены знаковые места Парижа, такие как Триумфальная арка, Эйфелева башня, площадь Согласия и сам театр Оперы Гарнье. Оркестровые произведения, изображенные на куполе, в основном имеют трагические сюжеты.

 Художник пытается изобразить не столкновение страстей и неизбежные обстоятельства, не борьбу между долгом и чувствами, а идеальный мир, где герои могут жить спокойно и счастливо без непримиримых противоречий. Ярко-пестрое пространство плафона населено музыкально-театральными персонажами, влюбленными парами, ангелами, животными и птицами, а также музыкальными инструментами.В этом месте, художник с палитрой и кистями, наблюдает за зрителями со своей высоты. Вселенная Шагала проповедует идеи братской любви и взаимопонимания через музыку, язык которой понятен и доступен всем.

Заключение

Роспись на плафоне излучает свет и оптимизм, заряжая посетителей Оперы жаждой жизни. Однако, следует отметить, что в росписи отведено недостаточно места для итальянской оперы, имевшей великолепную историю, а достижения английского и американского музыкальных театров не нашли отражения в работе Шагала.

Вероятно, это музыкальные предпочтения самого художника, творчество В. А. Моцарта было очень любимо Шагалом. Также его вдохновили произведения русских композиторов, особенно "Русские сезоны" Дягилева, которые произвели неизгладимое впечатление на парижскую публику в начале XX века. Не меньший вклад в отбор произведений сделал сам Шагал, работая над балетами. Таким образом, отображая клезмерские мелодии в своем творчестве, Марк Шагал начал свой путь.

«В своей работе я отдаю должное композиторам разных эпох, стилей и национальных школ. Моим любимым композитором является Моцарт, но я также уважаю и знаменитых композиторов, таких как Глюк, Бетховен, Берлиоз, Мусоргский, Чайковский, Бизе, Адан, Вагнер, Верди, Дебюсси, Равель и Стравинский. В своих работах я стараюсь сбалансировать их достижения и включить их величество в музыкальный пантеон Парижской оперы. Я сосредоточиваюсь не только на малых жанрах, но и на крупных жанрах, таких как опера, балет и симфония. Мои работы также отражают мифологические и легендарные элементы, которые играют важную роль в искусстве»- говорил сам М. Шагал.

Художник Марк Шагал в своих работах посвящает важное место музыке, признавая ее универсальность и всеобъемлющий характер. Он черпает вдохновение из различных источников, включая древнюю историю и библейских музыкантов, таких как Орфей, Давид и Соломон. В его творчестве прослеживается подключение к разным сферам и жанрам музыкального искусства, а также знакомство с музыкой различных народов. Таким образом, Шагал представляет систематический и всеохватывающий подход к изображению истории музыки в искусстве.

Список литературы

  1. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: «Художник РСФСР», 1977. 196
  2. Визер В.В. Система цвета в живописи.С.-П.: «Питер», 2004. 190 с.
  3. Гнесин М. Ф. О природе музыкального искусства и о русской музыке // Музыкальный современник. 1915. № 3. С. 5–32.
  4. Сарабьянов Д., Марк Шагал. На земле и в небесах, М., 1999г., 309 с.
  5. Шагал, М. З. Моя жизнь / Пер. Н. Мавлевич. - Санкт-Петербург: «Азбука», 2000 г. - 416 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: