УДК 37.1174

Проблемы сохранения традиций характерного (народно-сценического) танца на профессиональной балетной сцене

Вартапетова Анна Артемовна – кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного института культуры.

Аннотация: Статья рассматривает проблемы сохранения традиций народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене. Обсуждаются сложности, с которыми сталкиваются современные хореографы, пытающиеся сохранить культурное наследие через народные танцы. В работе подчеркивается, что сохранение традиций народно сценического на профессиональной балетной сцене становится все более актуальным, особенно в условиях мировой глобализации. Рассматриваются различные проблемы, включая отсутствие квалифицированных специалистов в области народного танца, отсутствие финансирования и нехватку соответствующих сценических условий. Наконец, предлагается ряд рекомендаций, которые могут помочь сохранить традиции народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене и предотвратить их забвение.

Ключевые слова: народно-сценический танец, профессиональная балетная сцена, сохранение традиций, проблемы, современность, исполнение, адаптация, творчество, история, культура.

Введение

В настоящее время сохранение народных традиций и культурного наследия становится все более актуальным в связи с глобализацией и стандартизацией многих сфер жизни. В контексте профессиональной балетной сцены данный вопрос также является важным, особенно в отношении традиций народно-сценического танца. Стоит отметить, что сохранение традиций на профессиональной балетной сцене связано с рядом проблем, которые затрагивают не только артистов и художественных руководителей, но и общество в целом. В данной статье будут рассмотрены некоторые из данных проблем, а также будут предложены пути их решения.

Целью данной статьи является анализ проблем, связанных с сохранением традиций народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть и проанализировать историю народно-сценического танца и его развитие на профессиональной балетной сцене.
  2. Изучить проблемы, связанные с сохранением традиций народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене.
  3. Проанализировать методы сохранения традиций народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене.

Методология исследования

При написании статьи использовался анализ научных публикаций по исследуемой теме.

Результаты исследования

Результаты исследования указывают на несколько проблем, связанных с сохранением традиций народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене. Во-первых, отмечается сокращение количества коллективов и ансамблей, которые занимаются данным видом танца, что в свою очередь приводит к уменьшению числа выступлений и возможностей для сохранения и продвижения традиции. Во-вторых, высказывается мнение о нехватке финансирования, которое могло бы помочь в поддержании существующих коллективов и создании новых. Кроме того, существуют трудности с привлечением молодых талантов и сохранением мастерства старших поколений.

Русские народные танцы являются одной из самых старых форм народного искусства в России, которая формировалась на протяжении веков. Возникшие как проявление культуры и обрядов жителей разных регионов России, народные танцы были неразрывно связаны с жизнью крестьянского населения.

Желание людей выразить свои эмоции и чувства в музыкальной форме являлось одной из причин появления народных танцев. Народ танцевал на свадьбах, праздниках, во время работы и на общественных мероприятиях [5]. Традиционные танцы также служили способом передачи знаний и опыта от старшего поколения к младшему. С течением времени танцы стали превращаться в театрализованные представления и крепко вошли в репертуар профессиональных танцевальных коллективов.

В России народно-сценический танец начал развиваться в XVIII веке, когда Екатерина II привезла из Франции итальянский балет на русскую землю. В 1930-х годах народные танцы стали популярными в СССР и получили статус народного искусства. Позже народные танцы стали включать в репертуар профессиональных коллективов, таких как Большой театр или Мариинский театр. Однако развитие профессиональной балетной сцены привело к тому, что народно-сценический танец постепенно начал утрачивать свою традиционную форму. Несмотря на то, что танцевальные коллективы использовали элементы народного танца в своих постановках, не всегда получалось сохранить его дух и стиль, а некоторые традиционные элементы видоизменялись, чтобы соответствовать балетным техникам, что в итоге привело к потере уникальности народно-сценического танца [2, c. 58-66].

Отмена крепостного права в России, принятая в 1861 году, имела существенное влияние на развитие традиционной культуры и искусства в стране, поскольку освобождение крестьян от феодальной зависимости и принудительного труда позволило им иметь больше свободного времени и возможностей для саморазвития, включая сохранение и развитие традиционной культуры, в том числе народное танцевальное искусство [5].

Развитие промышленности и городской культуры, несмотря на свои позитивные стороны, привело к постепенному замещению традиционного искусства профессиональным. Массовое переселение крестьян в города после отмены крепостного права привело к смешению культур и традиций. Традиционные танцы, как часть народной культуры, не смогли остаться неизменными и стали подвергаться трансформациям в  исполнении и стиле. Так, в городах народные танцы соединились с элементами городской культуры и развивались в новом направлении. Некоторые традиции были сохранены, но с течением времени многие из них претерпели изменения и эволюционировали в новые формы.

Дальнейшее развитие народных танцев в России было связано с изменениями в культурной сфере страны. В период Советской власти народные танцы приобрели новый статус как элемент национальной культуры и были включены в репертуары театров и ансамблей, а также введены в учебные программы музыкальных и хореографических школ [1]. Народные танцы были широко представлены в репертуаре профессиональных театров, особенно в Русском народном хоре имени М. Е. Пятницкого и Государственном академическом ансамбле народных танцев под руководством И. А. Моисеева.

Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого был основан в 1910 году, а с 1967 года стал академическим. Основная задача хора заключалась в точном воспроизведении народных танцев, и в разные годы им руководили выдающиеся хореографы, такие как П. М. Казьмин, В. Г. Захаров, В. С. Левашов и Т. А. Устинова, которая сыграла большую роль в изучении традиционного танца и работе хора [1].

Государственный академический ансамбль народных танцев под руководством И. А. Моисеева был основан в 1937 году и занимался эстетической переработкой народных танцев и созданием на их основе оригинальных сценических номеров.

Однако вместо точного воспроизведения традиционных танцев было больше желания подражать профессионалам и создавать обработки народных традиций, что привело к изменению репертуара профессиональных театров и потере социального и территориального разнообразия традиций русского танца. Такой подход имел свои плюсы и минусы. С одной стороны, профессиональная обработка традиций позволила сохранить и распространить народные танцы на профессиональной сцене и привлечь большее внимание к этому виду искусства, но с другой стороны, это привело к утрате оригинальности и уникальности традиций. Таким образом, изменение подхода к сохранению русских народных танцев в советское время было неоднозначным и имело как положительные, так и отрицательные последствия.

Изучение эволюции русского танца от его истоков до настоящего времени позволило выявить ряд проблем, которые связаны с сохранением традиционной русской танцевальной культуры.

Данные проблемы можно разбить на несколько групп. К первой группе проблем относится трансляция танцевальной культуры, которая происходит в традиционном обществе или в субкультуре сельских производителей и имеет неформальный характер [4, c. 13-15]. Среди возникающих проблем можно выделить сокращение числа носителей культуры из-за межтерриториальных и внутренних конфликтов, постепенного сокращения числа сельских жителей и развития урбанизации. Также возникает риск заимствования элементов из однородных субкультур, что ведет к потере своеобразия данной локальной традиции. Кроме того, может происходить расхождение между формой и содержанием танца, что сказывается на утрате смысла его исполнения. Наконец, на традиционный танец оказывает влияние городская субкультура и массовая культура, что ведет неэффективности его  адаптации к условиям традиционной среды.

Вторая группа проблем связана с сохранением фонда традиционной танцевальной культуры в рамках профессиональной институциональной деятельности [4, c. 18-19]. Одной из основных проблем сохранения традиционной танцевальной культуры является недостаточная осведомленность о ней. Многие люди не знают о существовании традиционных танцев и их истории. Необходимо проводить информационно-просветительскую работу, организовывать лекции, мастер-классы и другие мероприятия, направленные на популяризацию традиционной танцевальной культуры.

Важной проблемой также является соответствие исполняемого народного танца тому танцу, который действительно существовал в истории [3, c. 60-66]. Многие современные танцевальные коллективы не уделяют должного внимания этому аспекту, преобразуя традиционные танцы под влиянием современных тенденций и модных танцевальных стилей, что приводит к искажению и потере подлинной исторической ценности традиционных танцев.

Сохранение традиционной танцевальной культуры на профессиональной сцене также зависит от организационных аспектов, которые требуют отдельного внимания. Поэтому важно обеспечить танцевальные коллективы доступными залами и оборудованием для проведения тренировок и репетиций, также важно привлекать квалифицированных педагогов, которые имеют достаточно квалификации и опыта для создания новых интерпретаций народных танцев, сохраняя при этом их уникальность и оригинальность.

Вопрос финансирования народно-сценических коллективов является следующей проблемой, препятствующей развитию традиционных танцев на балетной сцене [3, c. 60-66]. Ограниченное и недостаточное бюджетирование коллективов приводит к финансовым трудностям, которые в свою очередь сказываются на сокращении или прекращении деятельности коллективов, ухудшению условия работы и обучения, а также к потере талантливых кадров.

Таким образом, можно сказать, что сохранение традиций характерного (народно-сценического) танца на профессиональной балетной сцене является сложной и многогранной проблемой, требующей комплексного подхода и совместных усилий со стороны всех участников данного процесса - от правительства и органов культуры до самих танцоров и преподавателей.

Для решения описанных проблем необходимы комплексные меры по повышению престижа традиционного танца, развитию системы образования и созданию условий для профессиональной и любительской деятельности в этой области. К данным мерам относится: сохранение и укрепление традиций, привлечение талантливых и квалифицированных педагогов, обеспечение доступности залов и оборудования, финансирование культурных учреждений, обучение и поддержка танцоров, а также разработка стратегии продвижения танцевальной культуры через маркетинговые и образовательные программы.

Заключение

Сохранение традиций народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене – это сложная проблема, которая требует совместных усилий со стороны государства, организаций и общественности. Необходимо создавать условия для улучшения образования и поддержки талантливых исполнителей, обеспечивать доступность залов и оборудования для занятий и репетиций, а также разрабатывать современные технологии и методы презентации традиционного танца на сцене.

Однако помимо организационных и финансовых аспектов, важно сохранить культурное наследие и уникальность традиционного танца, чтобы передать его будущим поколениям. Это может быть достигнуто через продвижение традиционной танцевальной культуры с помощью маркетинговых и образовательных программ, а также сотрудничеством с национальными общинами и организациями, которые занимаются сохранением культурного наследия.

Несмотря на сложности и вызовы, сохранение традиций народно-сценического танца на профессиональной балетной сцене является важной задачей, которая способствует развитию культуры и национальной идентичности, а также обогащению мирового художественного наследия.

Список литературы

  1. Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю. А. Бахрушин. – М., 1977
  2. Ишкин Б.С. Традиционная русская танцевальная культура / Б.С Ишкин // Вестник культуры и искусств. – 2006. – № 2. – С. 15-23.
  3. Слыханова В.И. Профессиональное образование, его отражение в подходе к фольклорному и народно-сценическому танцам.//Новые пути науки о культуре: проблемы, поиски, находки: Материалы двух научно- практических межвузовских конференций. – М., 2006. вып. № 2. С. 58-66.
  4. Соковикова Н.В. Проблемы сохранения традиционной хореографической лексики в хореографической педагогике // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-traditsionnoy-horeograficheskoy-leksiki-v-horeograficheskoy-pedagogike (дата обращения: 12.05.2023).
  5. Шилова А.С. Русский танец как искусство сценическое: от скоморошества до начала ХХ в // Вестн. Том. гос. ун-та. 2011. № 342. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkiy-tanets-kak-iskusstvo-stsenicheskoe-ot-skomoroshestva-do-nachala-hh-v (дата обращения: 13.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: