УДК 78

Исследование беспокойства при исполнении и стратегий преодоления при игре на фортепиано

Чжоу Ихань – магистрант Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Аннотация: В статье предлагается обзор научных трудов, посвященных проблеме беспокойства в процессе игры на фортепиано, а также стратегий его преодоления. Особое внимание уделяется причинам возникновения тревоги и волнения при публичном выступлении. Обобщены рекомендации педагогов, методистов и музыкальных психологов. 

Ключевые слова: беспокойство, исполнение, фортепиано, стратегии преодоления беспокойства.

Исполнение музыкального произведения требует кропотливой работы над техникой, глубокого понимания художественных образов. Но успешное исполнение зависит не только от качества и надежности изученных произведений, но и от уровня психологической готовности, стойкости морально-волевых качеств и уверенности в себе. Поэтому актуальным является введение в педагогическую практику комплекса приемов, способствующих коррекции беспокойства у пианистов в процессе исполнения.

К теме преодоления беспокойства и волнения обращались выдающиеся музыканты-педагоги. Полезные советы содержатся в книгах, статьях, диссертационных исследованиях Л.А. Баренбойма [1], Е.А. Белан [2], Е.Л. Вансковой [3], Г.Р. Гинзбурга [4], А.Л. Готсдинера [5],  Г.М. Когана [6], Г.Г. Нейгауза [7], Ю.А. Литвиненко [8] и других исследователей.

Исполнительская деятельность музыканта – невероятно сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Ю.А. Литвиненко отмечает, что публичное исполнение музыки является стрессом, и решающий фактор для исполнителей – это «зрительный зал, сам факт, что они находятся в эпицентре внимания большого количества людей» [8, с. 9]. Способность успешно выступать исследователь связывает с двумя группами факторов: с одной стороны, это техническая подготовка и художественно-интерпретаторские способности музыканта, с другой – психологическая подготовка. Недостаточная психологическая подготовка может привести к тому, что музыкант может забыть текст, изменить темп исполнения – избыточное волнение, таким образом, имеет деструктивный характер.

Главную причину беспокойства Ю.А. Литвиненко усматривает в эгоцентричности, амбициозности музыканта, который убежден в том, что не имеет права допустить ошибку в процессе исполнения, критичен к себе. В этом случае следует снизить ориентацию на «Я» у обучающегося, одновременно с этим не снижая его мотивации.

Как справедливо отмечают классики музыкальной педагогики Г.М. Коган и Г.Г. Нейгауз, значительное число музыкантов стремятся перед выступлением довести исполнение до идеала, значительно увеличивая время занятий. Это психически, эмоционально истощает пианиста, усиливает деструктивное нервное возбуждение. «Играть в последние дни перед выступлением, конечно, нужно, но меньше, чем раньше, и не с таким внутренним напряжением... Когда пьесы или программа выучены, то решающее условие на концерте – чтобы руки и, в особенности, голова были свежими, не утомленными…», – указывает Г.М. Коган [6, с. 176].

Рассматривая проблему беспокойства и волнения, советский музыкальный психолог А.Л. Готсдинер предложил дифференцировать три состояния: подъем, паника и апатия. Для избежание паники ученый рекомендовал концентрироваться на ровном темпо-ритме в процессе исполнения, делать его максимально управляемым. Контроль над ритмом приводит к тому, что музыкант освобождается от лишних эмоций, корректирует беспокойство, дисциплинирует себя.

Усиливать чувство контроля над выступлением рекомендовал и пианист Г.Р. Гинзбург. Беспокойство он связывал с недостатком исполнительской воли. Развивать ее пианист советовал путем отработки определенной последовательности действий, глубокого осмысления исполняемой программы [4, с. 246].

С позиции усиления саморегуляции устранение беспокойства рассматривает также Е.Л. Ванскова. По мнению исследователя, важным фактором является контроль над своими действиями и рефлексия над эмоциональными состояниями: если пианист подвергся деструктивному беспокойству, он должен осмыслить свои эмоции и постараться их преодолеть [3, с. 17].

Специалист в области музыкальной психологии Е.А. Белан указывает, что причины тревоги, беспокойства могут быть связаны с двумя группами факторов: объективными (страх, что изменится порядок выступления, страх перед новым залом, незнакомым инструментом), субъективными (не получится передать характер произведения, страх ошибки) [2, с. 160]. При этом по мере накопления сценического опыта воздействие негативных факторов значительно ослабевает.

Рассматривая стратегии преодоления избыточного, деструктивного волнения накануне, Ю.А. Литвиненко предлагает четыре стратегии.

Первая, несмотря на свою очевидность, довольно проста: пианисту необходимо твердо, прочно знать программу. Это усилит его уверенность перед исполнение. Здесь уместно привести слова Г.М. Когана, который отмечал: «игровое движение считается закрепленным тогда, кода исполнитель при желании не смог ошибиться» [6, с.177]. Для того, чтобы добиться такого состояния, можно предложить учащемуся исполнить произведение с закрытыми  глазами, при звуковых помехах, после физической нагрузки и т.д.

Вторая рекомендации заключается в необходимости «обыграть» программу на публике: перед педагогом, другими учащимися, друзьями, родными. «Привычка – лучший «антистрессор» и формирование ее в работе с учащимися определенного уровня одаренности должно начинаться с первых лет обучения» [8, с. 15], – отмечает Ю.А. Литвиненко. Эта стратегия может распространяться и на воображаемых слушателей. Л.А. Баренбойм, описывая свои наблюдения над подготовкой одного из известных пианистов, отмечал: «Достаточно бывает ему сыграть перед воображаемой аудиторией всю программу или отдельные музыкальные произведения, и он уже знает, что звучит убедительно, а что нет; как реагирует слушатель на его исполнение той или другой пьесы» [1, с. 64].

Третья рекомендация – это сосредоточенность, концентрация на материале. Наконец, четвертая – это погружение в образ, в художественный мир исполняемого произведения. «Настроиться на ту или иную «эмоциональную волну» – причем настроиться до начала игры – действие «номер один» по своей значимости» [8, с. 15], – добавляет Ю.А. Литвиненко. Вхождению в образ способствует концентрация на определенном художественном элементе, и это, как правило, приводит к полному погружению в общую атмосферу произведения.

Ю.А. Литвиненко отмечает, что даже в случае хорошего знания программы пианист не застрахован от случайной технической ошибки. Педагог должен убедить музыканта в том, что ошибка не имеет больших последствий, важно не допустить «психологического надлома» во время игры [Литвиненко, с. 13].

Рекомендации выдающихся музыкантов и научные труды психологов предоставляют ряд стратегий по воспитанию оптимального исполнительского самочувствия, преодоления беспокойства. Но, при этом, следует отметить, что ни один из методистов и музыкантов не может дать рецепт успешного исполнения. Каждый человек – это неповторима индивидуальность, поэтому методы подготовки всегда должны основываться на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека. Поэтому, изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая ощущения, предшествовавшие удачному выступлению, мы можем впоследствии сознательно воспроизводить подобное состояние в будущем.

Список литературы

  1. Баренбойм Л.А. Дорога к музицированию. – Л.: Советский композитор. Ленигр. отд-ние, 1979. – 352 с.
  2. Белан Е.А.. Феномен сценического волнения и совладание с ним в ситуации музыкального исполнительства: дис. ... канд. психол. н. Краснодар, 2006. – 247 с.
  3. Ванскова Е.Л. Психологические особенности формирования надежности студентов-пианистов в концертном выступлении: автореф. дисс. канд. псих. н. – Ставрополь, 2015. – 24 с.
  4. Гинзбург Г.Р. Статьи, воспоминания, материалы. – М.: Музыка, 2015. – 424 с.
  5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. – 193 с.
  6. Коган Г.М. Работа пианиста. – М.: Классика XXI, 2004. – 204 с.
  7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – 240 с.
  8. Литвиненко Ю.А. Педагогические аспекты подготовки учащегося-музыканта к публичному выступлению: автореф. дисс. … канд. пед. н. – М., 2010. – 23 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: