УДК 008+7.01

Культурно-исторические этапы развития арт-рынка

Шатилов Вадим Вадимович – преподаватель кафедры «Теория искусств и эстетики» Луганской государственной академии культуры и искусств им. Михаила Матусовского

Аннотация: В статье предпринимается попытка определения основных этапов эволюции арт-рынка в хронологическом отрезке от палеолита до XXI века. Анализируется, какие признаки являются минимально-необходимыми для констатации существования арт-рынка. Описываются характерные культурно-исторические особенности и устанавливаются хронологические границы каждого из установленных периодов. Выявляется, как на арт-рынок влияет процесс глобализации, а также появление криптоискусства и его вовлечение сферу товарооборота в качестве нового вида искусства.

Ключевые слова: арт-рынок, периодизация арт-рынка, протоарт-рынок, классический арт-рынок, модернистский арт-рынок, постмодернистский арт-рынок, метамодернистский арт-рынок, глобализация, криптоискусство.

Арт-рынок является сложным и многогранным социокультурным явлением, которое на протяжении всего своего существования оказывало и продолжает оказывать значительное влияние на художественную жизнь социума. Обращение произведений искусства в качестве товара является объективно существующей практикой, влияющей на развитие художественной культуры, личность художника и личность потребителя творческой продукции. В данной статье предпринимается попытка определить, какие основные этапы своего развития претерпевал арт-рынок.

Сначала необходимо определиться с тем, какие признаки являются минимально-необходимыми для констатации существования арт-рынка. Согласно экономистам Б. А. Денисову и культурологу И. Г. Хангельдиевой, это признание отчуждаемого (товарного) характера произведения искусства и наличие института свободной купли-продажи художественных ценностей [3, c. 33]. Искусствовед В. П. Головин утверждает, что ещё одним обязательным признаком существования арт-рынка выступает появление профессионального посредника между автором и аудиторией – торговца предметами искусства [2, c. 168].

Первые произведения искусства были созданы человеком ещё в эпоху палеолита. Поскольку торговые отношения в этот период ещё не сформировались, то произведения первобытных мастеров, либо являлись собственностью всей общины, либо могли стать объектом натурального обмена. Но воспринимались ли древними людьми данные артефакты как произведения искусства? Если взять за основу магическую теорию происхождения искусства, то и живопись, и мелкая пластика носили вполне утилитарный характер, например, были оберегами или использовались в ритуалах. Профессор и доктор философских наук А. П. Воеводин акцентирует внимание на том, что одним из основных признаков произведения искусства является именно его неутилитарный характер [1, c. 18], а произведения декоративно-прикладного характера предлагает отнести к сфере дизайна.

С аналогичными трудностями мы сталкиваемся и при анализе древнеегипетского искусства, чей сверхсимволический характер позволяет предположить, что для его потребителей магические свойства артефакта были важнее эстетически-художественных. В таком случае грань между предметом искусства, предметом культа и предметом магического ритуала весьма размыта. Так или иначе, в Древнем Египте и в Древней Греции художники работали на заказ (общественный или частный), а института свободной торговли и профессиональных торговцев искусством не существовало. Этот период предлагается назвать дорыночным.

Протоарт-рынок зародился в Римской империи. Активная торговля предметами искусства процветала во времена Цицерона, в этот же период мы можем встретить упоминания об арт-аукционах [7, c. 14]. Однако нужно отметить одну их важную особенность: подавляющее большинство лотов имели трофейное происхождение. Первичного арт-рынка по сути ещё не существовало, поскольку римские скульптурные и живописные мастерские по-прежнему работали на заказ. Если их произведения и попадали на такие аукционы, то зачастую это были подделки под греческий антиквариат [7, c. 17].

Практика аукционов угасла вместе с Римской империей, в эпоху Средневековья арт-рынок регрессирует, поскольку экономика данного периода строилась по принципу натурального хозяйства, когда все, в том числе и произведения искусства, создавались для внутреннего потребления и не предназначались для широкой продажи.

Культура эпохи Ренессанса характеризуется разрушением средневековых представлений о роли художника и статусе его произведений. Однако стоит отметить, что отношение к этому вопросу в обществе не было однозначным: если интеллектуальная элита (гуманисты) относила скульптуру и живопись к разряду изящных искусств, а художника уподобляла Демиургу [2, c. 36], то обыватели по-прежнему воспринимали его как ремесленника. В период Возрождения художники-монахи уступают место художникам-мастерам, объединяющимся в профессиональные союзы – гильдии или цеха. Мы не можем не отметить и рост их самосознания как субъекта производства художественной ценности, проявляющегося в авторских подписях на произведениях в т. ч. религиозного характера, что во времена Средневековья было немыслимо. Зачатки классического арт-рынка исследователи усматривают в Италии времен Раннего Возрождения. Основным способом организации рынка становится заказ – общественный, церковный или частный. Отношения художника и заказчика соответствовали духу патронажной системы, пронизывающей всю ренессансную культуру. Исследователь художественной жизни Италии эпохи Возрождения искусствовед В. П. Головин констатирует, что в тот период «не существовало художественного рынка в его современном понимании. Практически не создавались произведения под предполагаемого, «гипотетического» покупателя, не было выставок и художественных галерей, аукционов, посредников-дилеров, механизмов рекламы. Все сколько-нибудь значительные произведения искусства делались для конкретного заказчика с заключением контракта... В XV веке не обнаруживается и другой обязательной приметы развитого художественного рынка – торговцев произведениями искусства» [2, c. 168]. Данный период предлагается назвать протоарт-рыночным.

Несколько иначе дела обстояли на Севере. В середине XV века во Фландрии был создан крытый рынок «Панд», специализировавшийся на продаже предметов искусства. Зачастую художники сами продавали свои картины, но постепенно некоторые из них стали промышлять продажей произведений своих не столь красноречивых и убедительных коллег, примерив на себя роль первых арт-дилеров. К XVI веку крытый «Панд» был поглощён Антверпенской торговой биржей, собравшей под своей крышей банкиров, купцов и торговцев предметами искусства. Благодаря бирже Антверпен стал сердцем международной торговли. В 1553 году более 4-х тонн картин и 70 000 ярдов шпалер были отправлены морем из Антверпена в Испанию и Португалию [4, c. 17–20]. Но главным толчком к появлению классического арт-рынка послужила Реформация. Голландские художники, лишившись религиозных и аристократических заказов, обратили свой взор на зарождающуюся буржуазию. Отныне они ориентировались не на заказчика, а на абстрактного покупателя. Чтобы сделать живопись доступнее и угодить максимально широкой аудитории, художники писали небольшие по формату произведения с нейтральными сюжетами. В это же время начинает формироваться прослойка профессиональных торговцев искусством. Большинство из них сами были художниками [4, c. 20]. Художественные навыки помогали отобрать действительно ценные с художественной точки зрения произведения, а при необходимости отреставрировать или поновить их. Торговлей искусством на международном уровне чаще всего занимались представители дипломатического корпуса. Принадлежа к аристократии или духовенству, они несколько стеснялись данного занятия, несоответствующего их положению в обществе, поэтому по возможности отрицали финансовую заинтересованность, выдавая торговлю искусством за хобби или побочную деятельность составления собственных коллекций [4, c. 32–59], например, обосновывая её освобождением места для более ценных произведений. Обобщая вышесказанное, установим хронологию классического этапа развития арт-рынка как промежуток с XVI по XIX век.

Наиболее ценными трофеями считались произведения старых мастеров, творчество же современных художников торговцев интересовали значительно меньше, поскольку не сулило большой прибыли. Однако в XIX веке появились т.н. маршаны – французские торговцы искусством, которые специализировались на продаже работ именно современников. Однако художественная культура этого периода была неоднородна: существовало как академическое искусство, так и революционные для своего времени произведения импрессионистов. И если сейчас Моне, Ренуар и Дега считаются признанными классиками, то в XIX веке аудитория относилась к ним весьма недружелюбно. Новое и непонятное искусство нуждалось в профессиональных интерпретаторах, что потребовало от маршанов взять на себя роль просветителей. Особенно на этом поприще преуспел П. Дюран-Рюэль, который организовывал своим подопечным персональные выставки, издавал тематические журналы, заказывал арт-критикам статьи и проведение публичных искусствоведческих лекций [6].

По мнению Б. А. Денисова, И. Г. Хангельдиевой, специфика модернистского арт-рынка заключается в тотальном распространении капиталистических отношений, а также появлением и распространением авангардных художественных практик. П. Бурдье описывает структуру модернистского арт-рынка как раздвоенную, т. е. разделенную на массовую и элитарную [3, c. 49]. Во время модернисткого периода, длившегося с XIX до первой половины XX вв., арт-рынок сформировал основные свои институции (аукционы, ярмарки, галереи) и чёткую дифференциацию субъектов арт-рынка: художников-производителей, посредников и потребителей творческих продуктов [3, c. 38].

После второй мировой войны активно стал набирать обороты процесс глобализации, который коснулся всех сторон жизни социума. Прежде, говоря о международной арт-торговле, мы несколько лукавили, ведь по сути подразумевали арт-торговлю внутри западноевропейского и частично северо-американского регионов. Постмодернистский же арт-рынок отличается от классического именно своей глобальностью, которая проявляется и на географическом, и на онтологическом уровнях [5, c. 38–39]. Классический арт-рынок был ограничен рамками европейского региона и существовал в форме сравнительно разрозненных локальных национальных рынков, а международные арт-рыночные контакты носили несистемный и исключительный характер. Современный же арт-рынок интегрирует в себя территории, которые не так давно находились на периферии западного мира, например, такие как Индия, Китай, ОАЭ и др. Кроме того, арт-рынок вовлёк в сферу товарооборота предметы искусства незападного происхождения, что в некоторых случаях приводит к негативным последствиям для национальных художественных культур [5, c. 42].

Постмодернистский арт-рынок, существующий со второй половины XX века, характеризовался переходом от рынка артефактов к рынку символических благ, цифровизацией и полицентризмом. Несмотря на сложную структуру, данный этап развития рынка оперировал преимущественно предметами искусства в материально-вещественной форме. Современная экономика переходит из материальной формы в символически-информационную, то есть дематериализуется. Вместе с этим и арт-рынок, который в своём традиционном варианте был артефактным, трансформируется сегодня в особый тип – информационный. С 2020-х годов после вовлечения криптоискусства в сферу товарооборота институции арт-рынка дублировались и разделили его на два уровня: на первом происходит продажа вещественных объектов, а на втором – исключительно криптоискусства. В связи с существенной трансформацией внутренней структуры и вовлечения в сферу товарооборота нового вида искусств можно предположить, что с 20-х годов XXI века современный арт-рынок перешёл на новый эволюционный этап – метамодернистский.

Исходя из вышесказанного и с некоторым обобщением приходим к следующей культурно-исторической периодизации арт-рынка: дорыночный период (до II в. до н.э.); первый проторыночный период (ок. II в. до н.э. – V вв.); второй проторыночный период (XV–XVI вв.); классический период (XVI–XIX вв.); модернистский период (XIX– первая половина XX вв.); постмодернистский период (вторая половина XX–20-е годы XXI вв.),  метамодернистский период (с 20-х годов XXI в.).

Таким образом, нами были названы основные этапы эволюции арт-рынка, определены характерные культурно-исторические особенности и хронологические границы каждого из них.

Список литературы

  1. Воеводин А. П. Эстетическая антропология: Монография / МВД Украины, Луган. гос. ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. – 368 с.
  2. Головин В. П. Мир художника раннего итальянского Возрождения. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 167-168.
  3. Егорова А. А. Арт-рынок в разрезе: Теория, исторические трансформации и современность: [монография] / А. А. Егорова. – Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2014. – 152 с.
  4. Хук Ф. Галерея аферистов / Ф. Хук; пер. с англ. В. Ахтырская. – СПб: Азбука, 2018. – 448 с.
  5. Шатилов В. В. Влияние глобализации на арт-рынок и национальные художественные культуры // Философия и культура. – 2023. – № 8. – С. 36–45. – 0,54 п.л. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № ½. С. 49-62.
  6. Шатилов В. В. Популяризаторская и просветительская деятельность маршанов XIX в / В. В. Шатилов // Месмахеровские чтения – 2023: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21-22 марта 2023 года / Ред.-состав. Н.Н. Цветкова, М.Е. Орлова-Шейнер, О.Б. Элькан, А.М. Фатеева, науч. ред. А.И. Бартенев, Г.Е. Прохоренко. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица», 2023. – С. 318-325.
  7. Шмит Ф. И. Историческiе, этнографическiе, художественные музеи: Очерк истории и теории музейнаго дела / проф. Ф. И. Шмит. – Харьков: «Союз» Харьковск. кредитнаго союза кооперативов, 1919. – 103 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: