УДК 93/97

Краткая история развития этапов сохранения культурного наследия

Табейкина Елена Константиновна – кандидат исторических наук, доцент Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: Культурное наследие ведет отсчет своего существования с самого момента зарождения общества и начала разработки системы верований и принадлежностей к местам и объектам, которые различные нации считали законно своими и передавали из поколения в поколение.

Ключевые слова: культура, наследие, туризм, аутентичность, охрана, памятник, ценности.

Организация Объединенных Наций была создана в 1945 на фоне всеобщего человеческого отчаяния от последствий Второй мировой войны. ЮНЕСКО (специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) появилось спустя несколько месяцев с целью поддержки первичной миссии по глобальному миру и безопасности путем уделения особого внимания «интеллектуальной и моральной солидарности человечества». Беря во внимание не только трагедию унесенных жизней, но и разрушение всемирной антропогенной среды, в 1954 году ЮНЕСКО приняла Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В документе четко сформулировано понятие «культурное наследие всего человечества», то, что сегодня называют всемирным наследием. [1]

Конвенция ЮНЕСКО 1970 г. о мерах по запрещению и предупреждению незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности добавила к культурному наследию явный моральный императив: культурное наследие и наследие всех народов...».

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году провозгласила, что каждый объект культурного или природного наследия представляют собой исключительный интерес и поэтому должен быть сохранен как часть всемирного наследия и человечества в целом.

Государствам-членам организации, подписавшим конвенцию, предлагается уникальная возможности номинировать свои объекты, находящиеся на национальной территории, для включения в Список всемирного культурного наследия. После этого номинированные объекты попадают в специальный Предварительный список и подлежат прохождению экспертизы, которой занимается комиссия и эксперты. С их помощью страны-участники собирают комплексное досье (в соответствии с Оперативным руководством ЮНЕСКО) для рассмотрения Центром всемирного наследия в Париже. За номинированные объекты голосуют избранные представители государств-участников Конвенции об охране всемирного наследия. Это длительный процесс, и не все номинации бывают успешными.

Прямой целью Списка всемирного наследия является содействие охране наследия (культурного и природного), имеющего выдающуюся универсальную ценность. Достойная восхищения цель ЮНЕСКО по защите великих памятников мира, безусловно, разделяется археологическим сообществом любой конкретной страны и его международным сообществом. Однако за последние десятилетия стало ясно, что мотивация большинства стран для включения в Список всемирного наследия выходит за рамки защиты объектов. Среди этих мотивов можно выделить следующие:

  • Создание культурного туризма и экономического развития с помощью рыночного объекта (объект всемирного наследия как бренд).
  • Завоевание международного престижа в глобализованном мире, в котором культура в буквальном смысле является капиталом, которым можно манипулировать.
  • Использование процесса номинации как «национального проекта», вокруг которого могут объединиться граждане.
  • Выдвижение культурных и/или политических претензий к другому народу.

За последние тридцать лет исследователи указывали на проблемы в Конвенции о всемирном наследии и других уставах, касающиеся аспектов языка, концепции реализации и результатов. Некоторая критика, хотя и справедливая, относится к по существу безобидным вопросам. Наблюдения, охватывающие весь спектр, включают:

  • Дальнейшее расширение Списка всемирного наследия может приуменьшить его значение, особенно выполнение концепции ВУЦ.
  • Менее развитые страны (особенно в странах Африки к югу от Сахары) значительно недопредставлены в Списке всемирного наследия из-за его уклона в сторону монументальности, в сторону Запада
  • У ЮНЕСКО недостаточно своих ресурсов, чтобы помочь менее развитым странам в защите и управлении их объектами всемирного наследия.
  • Концепция ошибочна в своем утверждении, что наследие одной страны или одного народа имеет равное значение для всех остальных. Даже внутри одной страны ВУЦ может оспариваться (вспомним разрушение талибами Бамианских Будд в 2001 году; кровопролитие между индуистами и мусульманами в Айодхье, Индия, в 1992 году).
  • Элементом критерия является аутентичность, но определения аутентичности варьируются в зависимости от различных культурных ценностей. [2]
  • Внимание к объектам всемирного наследия может отнять необходимые ресурсы у огромного количества важных с научной точки зрения, но менее «рыночных» объектов.
  • Для защиты участка может потребоваться перелоцировать население.
  • Туризм, вызванный статусом объекта всемирного наследия, может привести к сокращению населения исторических центров, экспроприации жилых домов и предприятий, повышению стоимости жилья, воздействию на окружающую среду и чрезмерной зависимости от туризма как основы местной экономики. Действительно, туризм может нанести физический ущерб самому месту.

Важно отметить, что нематериальное культурное наследие также является важной сферой деятельности ЮНЕСКО, особенно с 2001 г., когда была опубликована Всеобщая декларация о культурном разнообразии, за которой в 2003 г. последовала Конвенция об охране нематериального культурного наследия. [3] Декларация выступает против глобализации.

Несмотря на благие намерения, эти документы создают серьезные проблемы как для государств-участников, которые официально подписали конвеции, так и для тех, кто этого не сделал, поскольку терпимость к культурному разнообразию приводит к конфликту между различными этическими и социальными системами. Способствует ли Конвенция о нематериальном культурном наследии увековечиванию или содействию государственному подчинению этнических меньшинств?

Список литературы

  1. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. – 2018. – Т. 15, № 5. – С. 516–531.
  2. Бавра Н.В. Поиски новой парадигмы в психологии восприятия // Философия о предмете и субъекте научного познания / Под редакцией Э.Ф. Караваева, Д.Н. Разеева. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С. 37–46.
  3. Бодийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / пер. с фр. и вступ. ст. Н.С. Автономовой. – Москва: «Ad Marginem», 2000. – 512 с.
  4. Буркальцева Д. Д., Османова Э. У., Андрющенко И. А., Бецков А.В., Киселев Р. О., Кравченко И. В., Яковлев А. Н. Цифровые технологии в деле охраны культурного наследия // Вопросы истории. – 2022. – № 12–1. С. 124–141.
  5. Буркальцева Д. Д., Османова Э. У., Андрющенко И. А., Бецков А.В., Киселев Р. О., Кравченко И. В., Яковлев А. Н. Цифровые технологии в деле охраны культурного наследия // Вопросы истории. – 2022. – № 12–1. С. 124–141.
  6. Василина Д.С. Виртуальный музей как феномен современной культуры // Международный журнал исследований культуры. – 2016. – № 3 (24). – С. 96–102 .
  7. Веденин, Ю.А. Основные положения современной концепции управления культурным наследием / Ю.А. Веденин, П.М. Шульгин // Наследие и современность : информационный сборник. – М., 2002. – Вып. 10. – С. 7–18.

Интересная статья? Поделись ей с другими: