УДК 93/94

Актуальность использования визуальных источников в исследовании истории

Самойленко Иван Сергеевич – студент Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: В данной статье поднимается проблема актуальности визуальных источников в изучении истории. Внедрение визуальных источников в общую систему исторической науки позволит лучше понять и изучить интересующий исторический период.

Ключевые слова: история, визуальный источник, тип.

Визуальные источники являются важным компонентом изучения истории. Визуальные источники позволяют получить ценную информацию о быте людей, их окружения или состоянии окружающей среды. Однако, в настоящее время, вопросы исследования визуальных источников не получают достаточного внимания.  

Новизна научного методического подхода к изучению истории через визуальные источники проистекает из нескольких факторов.

Во-первых, визуальные источники включают в себя широкий спектр материалов, включающих фотографии, карты, схемы, плакаты. Эти источники предоставляют уникальную возможность прямо взглянуть на прошлое и увидеть, как выглядел и развивался конкретный исторический период или событие. Они позволяют получать непосредственные визуальные впечатления, которые могут быть более живыми и запоминающимися, чем текстовые или устные источники.

Во-вторых, визуальные источники могут предоставить дополнительные сведения, которые могут быть недоступны в других источниках. Например, фотография может показать детали архитектуры, ландшафта, которые могут оказаться важными для анализа характеристик исторического периода или для интерпретации определенных событий. Визуальные источники могут также помочь лучше воспроизвести атмосферу прошлого, передать эмоции и настроение, которые не всегда удается передать в текстовых источниках.

В-третьих, использование визуальных источников в исторических исследованиях может способствовать активному участию читателя или исследователя. Работа с визуальными материалами может быть интересной и захватывающей, что позволяет улучшить мотивацию и вовлеченность. Кроме того, анализ визуальных источников требует развития навыков критического мышления и исторической интерпретации, что полезно для развития умения анализировать и синтезировать информацию.

Наконец, использование визуальных источников в исторических исследованиях может способствовать междисциплинарному подходу. Исследование истории через визуальные источники может сочетать в себе элементы истории, искусства, архитектуры, антропологии и других дисциплин. Это может способствовать более полному и глубокому пониманию исторического периода или события.

Объединение этих факторов делает научный методический подход к изучению истории через визуальные источники новаторским и ценным для достижения глубокого понимания прошлого и формирования критического мышления у исследователей.

Доктор исторических наук С.О. Шмидт предложил типологию визуальных источников, в которой они могут быть объединены в конкретное иерархическое единство. Эти типы включают в себя художественно-изобразительные визуальные источники (такие как кино, фотографии и произведения изобразительного искусства); изобразительно-натуральные, которые в основном представлены документальными кинокадрами и фотографиями; и изобразительно-графические источники (планы, диаграммы, схемы и карты местности.

Одним из упомянутых выше и наиболее распространенных типов визуальных источников являются фотографии. Они позволяют исследователям увидеть случайные или существенные события, определенные панорамы местности, жизнь и быт людей – это демонстрирует условия и природные особенности их окружающей действительности. Фотографии могут использоваться для сравнительного анализа социальных и культурных изменений, происходивших в течение времени, как длительного, так и краткосрочного.

Другим типом визуальных источников являются плакаты и рисунки. Они могут давать исследователям приближённое представление о культурных традициях и изобразительном искусстве, а также о том, как мир воспринимался жителями в разные периоды. Карты и диаграммы могут помочь определить социальные и географические изменения в использовании земель и распределении природных ресурсов, происходившие в тех или иных окрестностях в течение времени.

В итоге, важность включения визуальных источников в парадигму изучения истории выглядит очень интересным и привлекательным решением, поскольку позволит более ясно понять изучаемый исторический период, а также позволит исследователю лучше погрузиться в изучаемое время.

Список литературы

  1. Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии / С.О. Шмидт. М. РГГУ, 1997. – 612 с.
  2. Магидов В.М. Кинофотофонодокументы как исторический источник / В.М. Магидов. М. Отечественная история. – 1992. – № 5. – С. 104-116.
  3. Малкина Л.Н. Методологические проблемы использования визуальных источников в историко-культурных исследованиях // Баландинские чтения. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-problemy-ispolzovaniya-vizualnyh-istochnikov-v-istoriko-kulturologicheskih-issledovaniyah?ysclid=lk448hsuab859855070 (дата обращения: 10.07.2023).
  4. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-istochniki-v-sovremennyh-uchebnikah-istorii-kak-obekt-poznavatelnoy-deyatelnosti-shkolnikov?ysclid=lk448fliic542690918 (дата обращения: 12.07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: