УДК 004                    

Электронный блок управления автомобиля

Дятлова Анастасия Алексеевна – студент Российского университета транспорта (МИИТ)

Яров Данила Викторович – студент Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета

Аннотация: В статье выполнен актуализированный обзор электронного блока управления, рассмотрены вопросы ошибок, ремонта и софта электронного блока управления.

Ключевые слова: ЭБУ, ошибки ЭБУ, ремонт ЭБУ, софт и ПО ЭБУ, электронный блок управления.

Электронный блок управления (ЭБУ) – это устройство, отвечающее за регулирование, контроль и работу систем и агрегатов автомобиля. Проще говоря, это мини компьютер или в народе “мозги” автомобиля.

Обычно, под ЭБУ автомобиля идёт понимание что это блок управления двигателя, но это не всегда так. В современных автомобилях бывает несколько десятков блоков управления, отвечающих за функционирование различных систем – от запуска двс до поднятия стекла на двери. Чем выше класс авто, тем больше блоков управления будет установлено в нём.

Вот некоторые из самых распространённых блоков:

  1. Блок Двигателя-отвечает за подачу топлива, зажигание, работу распределительных валов.
  2. Блок Коробки передач-контролирует передачу и время переключения передач.
  3. Блок подвески-регулирует высоту подвески и адаптация к дорожным условиям.
  4. Блок кузов-отвечает за комфорт и безопасность, пример: климат-контроль, электростеклоподъемник, освещение салона.

Постоянная память. Хранятся заданные параметры, алгоритмы, кодировки.
На основе этих данных происходят процессы стабильной работы системы или агрегата автомобиля, например работа ДВС или же полный цикл отработки безопасности автомобиля (выстрел подушки безопасности)
Оперативная память. Здесь хранятся временные файлы, как и в домашнем ПК. Например, такие данные как: наружная температура, температура в салоне, пробег.

Процессор, он же центральный процессор. Отвечает за все вычислительные и логические процессы. По этим данным регулируется подача топливно-воздушной смеси или работа вентилятора охлаждения двигателя. Информация получается с датчиков автомобиля и ведётся по проводке в блок управления, где компьютер обрабатывает входящую информацию. В проводке два, три и более проводов видящие в косу (сплёт проводов), которые непосредственно подключаются через разъем (фишку) на ЭБУ.

Данные, полученные от датчиков, обрабатываются ЭБУ и в дальнейшем ведётся корректировка работы того или иного агрегата автомобиля, или же той или иной системы автомобиля. Благодаря этому современные автомобили имеют высокую эффективность, низкий расход топлива и увеличенный КПД.

У электронного блока управления нет единого места установки или стандарта по установке блоков. Установка ЭБУ не регламентируется, и каждый автопроизводитель решает сам, где установить тот или иной блок управления в автомобиле. Например: Porsche Cayenne блок розжига света фар находится прямо в фаре, а в автомобиле Volkswagen Polo ЭБУ ДВС расположен в подкапотном пространстве.

Если говорить о месторасположении ЭБУ, то вот несколько примеров куда можно его расположить:

  1. Блок комфорта (электрорегулировка сидений)-располагается под сидением.
  2. Блок мультимедиа-интегрирован в саму мультимедию или же стоит за ней, то есть в панели автомобиля.
  3. Блок розжига света фар-стоит или в самой фаре или разделение на два блока, но с синхронизацией через ЭБУ.
  4. Блок управления печкой/климат-контролем-стоит за перчаточным ящиком (бардачком).

Это небольшие примеры расположения блоков управления в автомобиле. Так же эти блоки могут устанавливаться в труднодоступных местах или наоборот, в неудачных местах, как пример: за подкрылком является одним из самых уязвимых мест, так как идёт прямое попадание воды, песка, грязи, реагента и блок начинает гнить, окисляться или переставать выходить на связь, вплоть до выхода из строя.

Когда блок управления видит сбой в работе системы или агрегата, на приборной панели автомобиля появится значок той или иной ошибки. Сбои и коды неисправности в ЭБУ состоят из различных символов и обозначений в виде кода с буквами и цифрами, информирующий о нахождении и типа ошибки. В современных автомобилях применяется блочная система диагностирования сбоев, неисправностей и различных конфликтных ситуаций программного обеспечения (он же софт) автомобиля. Конфликтные ситуации в ЭБУ автомобиля могут быть обусловлены расхождением показаний с датчиков автомобиля или их ответной части. Возникновение ошибок в блоке управления может проявиться двумя путями:

  1. Механическое повреждение, например сломан датчик.
  2. Электрическое повреждение, например коррозия в проводах или короткое замыкание провода.

Каждый блок управления для каждой марки и модели автомобиля запрограммирован на свою прошивку и свой софт под определённую задачу и операцию по выполнению задачи, а также под определённый двигатель, трансмиссию, подвеску и т.д.

Ремонт блока управления можно выполнить с помощью перепайки: Конденсатора, контроллера, процессора, микросхемы. Соединительные дорожки чистятся сжатым воздухом и этиловым спиртом. Разъемы-проверяем пины подключив к блоку источник тока равному 5 Вольт и “иглой” (контрольный прибор проверки отзывчивости электрического соединения). После выполненных процедур идёт переуплотнение блока управления. После выполненных всех процедур по ремонту блока управления необходимо провести контрольное тестирование и процедуру установки определённого софта(прошивки).

Разрабатывается индивидуально для каждой марки и модели авто, как пример: открытие иглы топливной форсунки или же в какой момент подать искру на свечу зажигания для воспламенения топливно-воздушной смеси. Но есть и другая сторона: мир чип-тюнинга.
Для увеличения мощности двигателя меняется кодировка блока управления, тем самым переписывается заводское ПО. При техническом обслуживании на официальной станции (СТОА) диагностическое оборудование может показать, что было вмешательство в кодировку блока Двигателя, АКПП, Подвески. При поломке ЭБУ или агрегата автомобиля ремонт будет считаться не гарантийным. Обновление официального ПО автомобиля может благоприятно исправить многие ошибки, но бывали случаи, когда обновление ПО у официального дилера наоборот ускоряли износ агрегата или системы автомобиля, так же допускались ошибки в работе некоторых или нескольких систем одновременно.

1

Рисунок 1. Электронный Блок Управления.

Вывод

Электронный блок управления – это очень сложный вычислительный компьютер, отвечающий за огромнейшее количество процессов для корректной и эффективной работы автомобиля. Благодаря появлению блоков управления, снижены риски повреждения систем и агрегатов авто, по причине ограничения или стоп-действий при неправильных условиях эксплуатации. Ремонт или замена ЭБУ по стоимости очень дорогая процедура. Во избежание проблем, вовремя обращайтесь на сервис, сервисные акции и сервисные отзывные компании от автопроизводителя во избежание лишних трат и долгих ремонтов вашего автомобиля.

Список литературы

  1. Виноградов В.М. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. 2020. 376 с.
  2. Техническая документация Официального дилера “Фольксваген Автопрестус”. 2018. 4500 с.
  3. Техническая программа “Volkswagen ELSA”. 2017. 10000 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: