УДК 81

Изучение вопросов языка и культуры в современной лингвистике

Мэн Юйцзя – бакалавр Института международного образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением языка и культуры в современной лингвистике. Автором статьи подчеркивается яркость и многогранность выражения языковых форм, а также тесная взаимосвязь между языком и культурой. Определены понятия «язык» и «культура». Изучены основные задачи лингвистики. Определена проблема соотношения между языком и культурой. Отмечается тесная взаимосвязь между языком и культурой. Рассмотрены основные направления исследований в современной лингвистике относительно взаимосвязи между языком и культурой.

Ключевые слова: вопросы, лингвистика, культура, язык, изучение, проблема, общество.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что язык и культура в современном мире являются одной из самых важных категорий человека и всего общества. С помощью языка формируется понимание и представление мира человека, его культура и поведение. Следует отметить, что язык и культура являются взаимосвязанными категориями, которые формируют целостный образ, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Лингвистика занимается изучением вопросов языка и культуры, определяет характер их взаимодействия, специфические особенности.

«Отношения между культурой и языком, - пишет Н. И. Толстой, - могут рассматриваться как отношения целого и его части. Язык может быть воспринят как компонент культуры или орудие культуры (что не одно и то же), в особенности, когда речь идет о литературном языке или языке фольклора. Однако язык в то же время и автономен по отношению к культуре в целом, и его можно рассматривать отдельно от культуры (что и делается постоянно) или в сравнении с культурой как с равнозначным и равноправным феноменом».

Вопросы, касающиеся языка и культуры в современной лингвистике рассматривали многие ученые такие, как Гашимов Э.А., Казымова Л.А., Осипова Л.И., Поливанов Е.Д. и другие. Считаем, необходимым продолжить исследование в данном направлении и более подробно изучить отдельные вопросы темы.

Целью данного исследования является расширение понимания в изучении вопросов языково-культурных особенностей в современной лингвистике.

Основными методами проведения исследования явились: анализ, сравнение, логического рассуждения и другие.

Основная часть

Язык и культура являются неоспоримыми ценностями в обществе, драйвером его развития и обновления.

Под культурой понимается совокупность духовных, письменных, этнических, научных ценностей, а также научные открытия, исторические памятники, произведения искусства. Она имеет свое выражение во взглядах, мировоззрении народов, образе жизни и поведении. Также выделяют два основных подхода к трактовке понятия «культура»: социальный и когнитивный. Социальный подход заключается в его ориентации не на конкретного индивида, а на группы и массы людей в обществе. Когнитивный подход подразумевает рассмотрение культуры с позиции индивидуальных ценностей в обществе, ее структур и процессов.

Язык – это совокупность фонетических, лексических, грамматических средств посредством которого осуществляется выражение мыслей, чувств, эмоций, желаний человека [1, с. 324].

Язык является ярким и многогранным инструментом общения и выражения мыслей человека. Он направлен на формирование межличностных отношений и является основным компонентом культуры. Следует отметить, что язык находится в постоянном развитии и совершенствовании. Исторически меняются формы, структура языка (фонетика, грамматика).

С точки зрения лингвистики было предпринято множество попыток объяснения языково-культурных особенностей и природы языковых знаков. Так, например, В.И. Карасик в своих трудах уделяет внимание изучению вопросов языкознания ссылаясь на труды других исследователей данной проблемы (В.Г. Костомарова, Е.М. Верещагина). Лингвисты при изучении языково-культурных особенностей опираются на тезис о том, что лингвокультурное понимание языковой культуры сводится к его сравнению с родным или другим иностранным языком [4, с.77].

На Рисунке 1 наглядным образом представлены основные задачи лингвистики.

1

Рисунок 1. Основные задачи лингвистики.

Проблема изучения соотношения между языком и культурой всегда находилась в центре внимания известных ученых. Одни считают, что язык относится к культуре, как непосредственно часть к целому, другие, полагают, что язык выражает содержание самой культуры, а третьи считают, что язык никак не влияет на культуру и ее форму существования.

Считаем, что соотношение между языком и культурой необходимо рассматривать с позиции части и целого. То есть отделить два взаимосвязанных компонента невозможно, поскольку это приведет к потере и нарушению связей, асимметрии информации и ее дроблению.

Язык развивается в культуре, прорастает в ней и выражает ее особенности и характер. Каждый язык является источником национальной культуры, в которой заключен дух того или иного народа, его традиции, уклад. Без существования языка невозможно межкультурное взаимодействие между людьми в основе которого лежит культурное понимание, значение, нормы морали, поведения и правила. На Рисунке 2 представлена взаимосвязь языка и культуры.

2

Рисунок 2. Взаимосвязь языка и культуры.

Важно отметить особенности использования взаимодействия иностранного (неродного) языка и культуры в процессе коммуникативного подхода. В этой связи выделяются два основных подхода: Согласно первому подход, язык рассматривается, как особый феномен мирового масштаба, оказывающий прямое влияние на культуру и формирование поведения в обществе. Второй подход предполагает развитие языка с позиции исторического характера, оказывающего влияние на индивидуальность и неповторимость развития культуры в обществе. Оба рассматриваемых подхода оказывают прямое влияние на культуру с исторической, философской, культурной и духовной точки зрения [5, с.300].

Рассмотрим основные направления исследований в современной лингвистике относительно взаимосвязи между языком и культурой, к которым можно отнести следующие:

  1. первое направление формируется на основе изучения и общения информации, которая формируется в виде записи с использованием семиотического кода (это дает возможность понимания основ культуры у разных народов, выявлении характерных ее черт, наличия идей);
  2. второе направление связано с назначением самого языка (это дает возможность человеку зафиксировать понимание о мире в виде языковых символов);
  3. третье направление заключается в изучении, как аккумулируется культурная информация и передается с помощью использования языка в виде семиотического кода;
  4. четвертое направление связано с рассмотрением и изучением речевой системы, а именно ее структуры и функционирования;
  5. пятое направление заключается в непосредственной записи собранной информации в речевой системе (составляется запись речевого диалога между участника);
  6. шестое направление связано с передачей культурной информации в обществе (используются различные методы и способы передачи информации, в том числе реклама, современные компьютерные технологии, кино, телевидение и т.д.);
  7. седьмое направление изучает объем культурной информации, содержащейся в самом языке как идиома (это означает, что отдельные культурные социальные структуры становятся этносами, которые отражают язык определенной нации, его особенности, мировоззрение, традиции);
  8. восьмое направление связано с записью собранной культурной информации на этнических языках (подразумевается, что запись подкрепляется не только живым языком, но и второстепенными языками в нем);
  9. девятое направление сосредотачивает на хранении и непосредственной передачи культурной информации через идиомы (общество функционирует и развивается через коммуникативные связи в которых присутствуют данные идиомы) [2, с.19].

Таким образом, рассмотренные направления подтверждают наличие тесной взаимосвязи между двумя компонентами: языком и культурой.

Заключение

В целом можно сделать вывод о том, что в современной лингвистике язык и культура являются взаимосвязанными друг с другом, поскольку коммуникативную функцию и являются основным инструментом взаимодействия между людьми в обществе. Язык не просто отражает реальный мир, он формирует новую идеальную картину в сознании человека. С помощью языка происходит формирование культуры, ее передача из поколения в поколение, сохраняя основные традиции и формы. Лингвисты отрицают существование языка без культуры и наоборот. В тоже время при проведении исследований язык и культура могут рассматриваться, как автономные структуры, формирующие общую целостность и восприятие.

Список литературы

  1. Гашимов Э.А., Куровская А.Е. Язык и культура. От общего к частному // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 7. С. 324-327.
  2. Казымова Л. А. Язык и культура: к вопросу о специфике лингвокультурологии // Филология и лингвистика. 2018. № 3 (9). С. 19-22.
  3. Осипова Л.И. Введение в языкознание. М.: Академия, 2018. 304 c.
  4. Поливанов Е.Д. Введение в языкознание. М.: КД Либроком, 2015. 232 c.
  5. Селищев А.М. Славянское языкознание: Западнославянские языки. М.: КД Либроком. 2020. 472 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: