УДК 332.1
Транспортный аспект развития современных городских агломераций
Петрова Анастасия Валерьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Мировой экономики и логистики Уральского государственного университета путей сообщения.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных тенденций развития транспорта в городских агломерациях, которые становятся все более актуальными с точки зрения управления и регулирования сложных и интенсивных транспортных потоков в крупных городах и агломерациях. В настоящее время предпринимаются меры для создания эффективной транспортной системы, обеспечивающей комфортное перемещение всех участников транспортного движения. Особое внимание уделяется скорости перемещения и экологичности используемых транспортных средств, позволяющих обеспечить безопасность для окружающей среды в целом.
Ключевые слова: городские агломерации, транспортные средства, пассажирский транспорт.
Формирование городских агломераций становится все более актуальным направлением развития населенных пунктов в России. Такие пространственные образования интегрируют в себе территории, функциональность и различные ресурсы для более эффективного их использования и дальнейшего совершенствования.
Под городской агломерацией принято понимать компактную территориальную группировку населенных пунктов, объединенных многообразными и интенсивными связями (производственными, транспортными, экономическими, трудовыми, культурными, рекреационными, бытовыми и др.).
Для формирования российских городских агломераций характерен принцип моноцентричности. Это означает, что в структуре агломерации имеется центр в виде города-ядра и прилегающие к нему города-спутники и пригороды.
Между центром и пригородами формируются интеграционные связи в различных сферах, таких как рынок труда, транспортная инфраструктура, рынок жилья, социальная сфера, демография и др.
Согласно распоряжению Правительства от 13.02.2019 N 207-р утверждена «Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года» в качестве городских агломераций определяются территории с общей численностью 250 тыс.чел.[8]. В настоящее время в России 17 крупнейших агломераций [10].
Таблица 1. Крупнейшие агломерации России.
Место |
Агломерация |
Население, тыс. чел. 2020 |
Площадь, |
1 |
Московская |
20404 |
25 |
2 |
Санкт-Петербургская |
6421 |
22 |
3 |
Самарско-Тольяттинская |
2708 |
20 |
4 |
Екатеринбургская |
2371 |
26 |
5 |
Новосибирская |
2237 |
51 |
6 |
Ростовская |
2113 |
14 |
7 |
Нижегородская |
1787 |
21 |
8 |
Челябинская |
1657 |
19 |
9 |
Казанская |
1605 |
17 |
10 |
Краснодарская |
1539 |
13 |
11 |
Уфимская |
1492 |
23 |
12 |
Волгоградская |
1481 |
24 |
13 |
Омская |
1437 |
45 |
14 |
Воронежская |
1357 |
11 |
15 |
Пермская |
1355 |
17 |
16 |
Саратовская |
1204 |
22 |
17 |
Владивостокская |
858 |
9 |
Следует отметить, что городские агломерации неоднородны по своей структуре, имеют целый ряд особенностей, связанных с природно-климатическим фактором, социально-экономическим развитием региона, градостроительным фактором, численностью населения, уровнем доходов, доступностью жилья, состоянием транспортной и социальной инфраструктуры, уровнем качества жизни и т.д.
Важнейшим связующим элементом в городских агломерациях является транспорт. Именно наличие различных видов транспорта, разветвленность и доступность транспортной сети обеспечивают интенсивность транспортных потоков и определяют скорость и время перемещения пассажиров в агломерациях.
По поручению Президента РФ от 04.05.2020 разработан проект «Комплексной программы модернизации пассажирского транспорта и городских агломерация», предусматривающий в том числе обновление подвижного состава и оптимизацию маршрутных сетей. Реализация данного проекта предусматривает два этапа: 2021-2024гг, 2024-2030 гг. (табл.2). Целевые показатели указаны нарастающим итогом, таким образом, к 2030 году доля пассажиров в городских агломерациях, указавших на повышение качества транспортного обслуживания должна составить 50%. Доля обновленных транспортных средств в агломерациях должна составить 30% к завершению проекта. Значение в 15% планируется достигнуть в протяженности линейной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта.
Таблица 2. Показатели проекта. [7]
Показатели национального и федерального проекта |
2021-2024 |
2021-2030 |
Удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях (доля пользователей, указавших на повышение качества транспортного обслуживания) |
25 % |
50 % |
Доля транспортных средств в городских агломерациях (автобусы, трамваи, троллейбусы, пригородный железнодорожный подвижной состав) обновленных в рамках федерального проекта, и имеющих срок эксплуатации не старше нормативного |
9 % |
30 % |
Доля протяженности линейной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта (контактная сеть, пути) в городских агломерациях, приведенной в нормативное состояние в рамках федерального проекта |
5 % |
15 % |
Данная комплексная программа призвана создать эффективную и современную транспортную систему, отвечающую запросам комфортности, удобства и безопасности передвижения пассажиров. Так же к основным направлениям повышения качества транспортного обслуживания населения городских агломераций в рамках программы является создание оптимальной маршрутной сети, транспортной доступности, повышение скорости сообщения; организация выделенных полос движения общественного транспорта; установление доступных цен и удобных способов оплаты, обновление парка транспортных средств с приоритетом на экологичность и большую вместимость и и т.д.
В рамках Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» и национального проекта «Безопасные качественные дороги» регионы и городские агломерации получают новые транспортные средства для обновления автобусных, троллейбусных и трамвайных парков. Согласно данным официального сайта «Национальные проекты» в период с 2022 по 2024 планируется направить в регионы 1161 единиц нового общественного транспортам (таблица 3). На эти цели из федерального бюджета будет направлено порядка 10 млрд рублей [2].
Таблица 3. Обновление пассажирского транспорта в 2022-2024 гг. [2]
Год |
Автобусы |
Троллейбусы |
Трамваи |
Итого |
2022 |
310 |
23 |
- |
333 |
2023 |
354 |
32 |
17 |
403 |
2024 |
270 |
145 |
10 |
425 |
В 2022 году в 9 городских агломераций поступило 333 единицы новой техники. 310 новых автобусов поступили в Челябинскую, Астраханскую, Нижегородскую, Пермскую, Сочинскую, Курскую и Улан-Удэнскую агломерации, 23 троллейбуса – в Новосибирскую и Брянскую агломерации. На эти цели предусмотрено более 2,5 млрд руб. из федерального бюджета [3].
Помимо этого, в городских агломерациях важное место занимают пригородные сообщения, которые активно развиваются. К таким видам транспорта относятся пригородные поезда, городские электрички.
В настоящее время проекты «Городская электричка» реализуются в 17 городах – Москве (МЦК, МЦД), Уфе, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Сочи, Владивостоке, Калининграде, Перми, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Воронеже, Волгограде, Тамбове. Как отмечают в ЦОПР, рост пассажиропотока в 2022 году – 21 млн человек – произошёл в том числе благодаря запуску новых маршрутов в городских агломерациях [1].
Например, в Пермской агломерации реализуется проект «Компактный город», включающий увеличение количества электропоездов «Ласточка» и количество рейсов. Пригородные поезда из Краснокамска были продлены через станцию Пермь-2 до станции Голованово. В Краснодарской агломерации пригородным сообщением охвачены практически все районы города и пригороды.
Уникальным проектом стал междугородний трамвай, соединивший Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Срок реализации проекта составил 4 года (2018-2022 гг.), протяженность маршрута составляет 8,6 км, на пути следования трамвай делает 14 остановок. Согласно документам, стоимость проекта составила 664 млн. рублей [4]. Хотя ранее планировалось соединить данные города станцией метро, размещенной в Верхней Пышме.
Следующим, следует отметить подземный вид транспорта – метро. Строительство метрополитена является самым дорогостоящим видом пассажирского транспорта и самым быстрым в виду его обособленности. Метро имеется только в ограниченном количестве российских город (табл.4)
Таблица 4. Количество станций метро в городах России (составлено автором).
Город |
2012 |
2022 |
Прирост за 10 лет |
Москва |
181 |
250 |
69 |
Санкт-Петербург |
64 |
72 |
8 |
Н. Новгород |
13 |
15 |
2 |
Новосибирск |
12 |
13 |
1 |
Казань |
7 |
11 |
4 |
Самара |
9 |
10 |
1 |
Екатеринбург |
7 |
9 |
2 |
Омск |
0 |
1 |
1 |
Лидерами по количеству станций метро являются Москва и Санкт-Петербург. В большинстве городов строительство новых станций и линий находятся только на этапе проектов. В частности, в Челябинске старт строительству метро так и не был дан. А в Омске единственная станция метро в настоящее время используется как подземный переход.
Не так давно в России стало формироваться новое направлении в транспорте, которое в последствии закрепилось как средства индивидуальной мобильности. Средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования одного или более двигателя. В этот список входят электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и подобные устройства [9].
Такие транспортные средства предназначены для индивидуального использования. Они обладают высокой степенью мобильности, маневренности, что особо актуально для крупных городов с высокой загруженности дорог.
Таким образом, следует подвести итоги о том, что городские агломерации представляют собой сложную системы организации движения потоков различных видов транспорта, пассажиров и пр. Динамичность движения зависим от многих факторов, в том числе от оптимальности и сложности маршрутов, распределения нагрузки на дорожную сеть. Поэтому важным аспектом является организация эффективных систем управления и регулирования движения развивающихся городских агломерациях.
Список литературы
- Городская электричка расширяет географию: проект реализуются в 17 городах России. // [электронный ресурс]. – URL: https://gudok.ru/content/passengertrans/1624711/ (дата обращения: 20.05.2023).
- Безопасные качественные дороги. Официальный сайт национального проекта «Безопасные качественные дороги» // [электронный ресурс]. – URL: https://bkdrf.ru/MassMedia/Materials (дата обращения: 30.05.2023).
- В 2022 году новый общественный транспорт поступит в 9 городских агломераций // [электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/news/45845/ (дата обращения: 20.05.2023).
- Замена метро? На Урале появился первый в России междугородний трамвай. – Текст : электронный // «АиФ»-Урал: официальный сайт – URL: https://ural.aif.ru/society/zamena_metro_na_urale_poyavilsya_pervyy_v_rossii_mezhdugorodniy_tramvay (дата обращения: 26.05.2023).
- Колоскова, А. А. Проблемы и перспективы формирования агломераций на территории Российской Федерации / А. А. Колоскова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-1. – С. 34-40. – DOI 10.17513/vaael.1866. – EDN YHQFNL.
- Одинцова, А. В. Проблемы развития агломераций в России / А. В. Одинцова // Федерализм. – 2021. – Т. 26, № 2(102). – С. 65-83. – DOI 10.21686/2073-1051-2021-2-65-83. – EDN APNSYR.
- Паспорт федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» // [электронный ресурс]. – URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/11526 (дата обращения: 21.05.2023).
- Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года. // [электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
- Что нужно знать о поездках на электросамокатах в 2023 году // [электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5900419 (дата обращения: 28.05.2023).
- Экономика российских городов и городских агломераций. Выпуск 7. Фонд «Институт экономики города», М. 2022. // [электронный ресурс]. – URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/ekonomika_gorodov_i_gorodskih_aglomeracii_vypusk_7_metodika.pdf (дата обращения: 23.05.2023).