УДК 332.1

Транспортный аспект развития современных городских агломераций

Петрова Анастасия Валерьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Мировой экономики и логистики Уральского государственного университета путей сообщения.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных тенденций развития транспорта в городских агломерациях, которые становятся все более актуальными с точки зрения управления и регулирования сложных и интенсивных транспортных потоков в крупных городах и агломерациях. В настоящее время предпринимаются меры для создания эффективной транспортной системы, обеспечивающей комфортное перемещение всех участников транспортного движения. Особое внимание уделяется скорости перемещения и экологичности используемых транспортных средств, позволяющих обеспечить безопасность для окружающей среды в целом.

Ключевые слова: городские агломерации, транспортные средства, пассажирский транспорт.

Формирование городских агломераций становится все более актуальным направлением развития населенных пунктов в России. Такие пространственные образования интегрируют в себе территории, функциональность и различные ресурсы для более эффективного их использования и дальнейшего совершенствования.

Под городской агломерацией принято понимать компактную территориальную группировку населенных пунктов, объединенных многообразными и интенсивными связями (производственными, транспортными, экономическими, трудовыми, культурными, рекреационными, бытовыми и др.).

Для формирования российских городских агломераций характерен принцип моноцентричности. Это означает, что в структуре агломерации имеется центр в виде города-ядра и прилегающие к нему города-спутники и пригороды. 

Между центром и пригородами формируются интеграционные связи в различных сферах, таких как рынок труда, транспортная инфраструктура, рынок жилья, социальная сфера, демография и др.

Согласно распоряжению Правительства от 13.02.2019 N 207-р утверждена «Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года» в качестве городских агломераций определяются территории с общей численностью 250 тыс.чел.[8]. В настоящее время в России 17 крупнейших агломераций [10].

Таблица 1. Крупнейшие агломерации России.

Место

Агломерация

Население, тыс. чел. 2020

Площадь,
тыс. км²

1

Московская

20404

25

2

Санкт-Петербургская

6421

22

3

Самарско-Тольяттинская

2708

20

4

Екатеринбургская

2371

26

5

Новосибирская

2237

51

6

Ростовская

2113

14

7

Нижегородская

1787

21

8

Челябинская

1657

19

9

Казанская

1605

17

10

Краснодарская

1539

13

11

Уфимская

1492

23

12

Волгоградская

1481

24

13

Омская

1437

45

14

Воронежская

1357

11

15

Пермская

1355

17

16

Саратовская

1204

22

17

Владивостокская

858

9

Следует отметить, что городские агломерации неоднородны по своей структуре, имеют целый ряд особенностей, связанных с природно-климатическим фактором, социально-экономическим развитием региона, градостроительным фактором, численностью населения, уровнем доходов, доступностью жилья, состоянием транспортной и социальной инфраструктуры, уровнем качества жизни и т.д.

Важнейшим связующим элементом в городских агломерациях является транспорт. Именно наличие различных видов транспорта, разветвленность и доступность транспортной сети обеспечивают интенсивность транспортных потоков и определяют скорость и время перемещения пассажиров в агломерациях. 

По поручению Президента РФ от 04.05.2020 разработан проект «Комплексной программы модернизации пассажирского транспорта и городских агломерация», предусматривающий в том числе обновление подвижного состава и оптимизацию маршрутных сетей. Реализация данного проекта предусматривает два этапа: 2021-2024гг, 2024-2030 гг. (табл.2). Целевые показатели указаны нарастающим итогом, таким образом, к 2030 году доля пассажиров в городских агломерациях, указавших на повышение качества транспортного обслуживания должна составить 50%. Доля обновленных транспортных средств в агломерациях должна составить 30% к завершению проекта. Значение в 15% планируется достигнуть в протяженности линейной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта.

Таблица 2. Показатели проекта. [7]

Показатели национального и федерального проекта

2021-2024

2021-2030

Удовлетворенность качеством транспортного обслуживания пассажирским транспортом общего пользования в городских агломерациях (доля пользователей, указавших на повышение качества транспортного обслуживания)

25 %

50 %

Доля транспортных средств в городских агломерациях (автобусы, трамваи, троллейбусы, пригородный железнодорожный подвижной состав) обновленных в рамках федерального проекта, и имеющих срок эксплуатации не старше нормативного

9 %

30 %

Доля протяженности линейной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта (контактная сеть, пути) в городских агломерациях, приведенной в нормативное состояние в рамках федерального проекта

5 %

15 %

Данная комплексная программа призвана создать эффективную и современную транспортную систему, отвечающую запросам комфортности, удобства и безопасности передвижения пассажиров. Так же к основным направлениям повышения качества транспортного обслуживания населения городских агломераций в рамках программы является создание оптимальной маршрутной сети, транспортной доступности, повышение скорости сообщения; организация выделенных полос движения общественного транспорта; установление доступных цен и удобных способов оплаты, обновление парка транспортных средств с приоритетом на экологичность и большую вместимость и и т.д.

В рамках Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» и национального проекта «Безопасные качественные дороги» регионы и городские агломерации получают новые транспортные средства для обновления автобусных, троллейбусных и трамвайных парков. Согласно данным официального сайта «Национальные проекты» в период с 2022 по 2024 планируется направить в регионы 1161 единиц нового общественного транспортам (таблица 3). На эти цели из федерального бюджета будет направлено порядка 10 млрд рублей [2].

Таблица 3. Обновление пассажирского транспорта в 2022-2024 гг. [2]

Год

Автобусы

Троллейбусы

Трамваи

Итого

2022

310

23

-

333

2023

354

32

17

403

2024

270

145

10

425

В 2022 году в 9 городских агломераций поступило 333 единицы новой техники. 310 новых автобусов поступили в Челябинскую, Астраханскую, Нижегородскую, Пермскую, Сочинскую, Курскую и Улан-Удэнскую агломерации, 23 троллейбуса – в Новосибирскую и Брянскую агломерации. На эти цели предусмотрено более 2,5 млрд руб. из федерального бюджета [3].

Помимо этого, в городских агломерациях важное место занимают пригородные сообщения, которые активно развиваются. К таким видам транспорта относятся пригородные поезда, городские электрички.

В настоящее время проекты «Городская электричка» реализуются в 17 городах – Москве (МЦК, МЦД), Уфе, Новокузнецке, Ростове-на-Дону, Сочи, Владивостоке, Калининграде, Перми, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске, Воронеже, Волгограде, Тамбове. Как отмечают в ЦОПР, рост пассажиропотока в 2022 году – 21 млн человек – произошёл в том числе благодаря запуску новых маршрутов в городских агломерациях [1].

Например, в Пермской агломерации реализуется проект «Компактный город», включающий увеличение количества электропоездов «Ласточка» и количество рейсов. Пригородные поезда из Краснокамска были продлены через станцию Пермь-2 до станции Голованово. В Краснодарской агломерации пригородным сообщением охвачены практически все районы города и пригороды.

Уникальным проектом стал междугородний трамвай, соединивший Екатеринбург и Верхнюю Пышму. Срок реализации проекта составил 4 года (2018-2022 гг.), протяженность маршрута составляет 8,6 км, на пути следования трамвай делает 14 остановок. Согласно документам, стоимость проекта составила 664 млн. рублей [4]. Хотя ранее планировалось соединить данные города станцией метро, размещенной в Верхней Пышме.

Следующим, следует отметить подземный вид транспорта – метро. Строительство метрополитена является самым дорогостоящим видом пассажирского транспорта и самым быстрым в виду его обособленности. Метро имеется только в ограниченном количестве российских город (табл.4)

Таблица 4. Количество станций метро в городах России (составлено автором).

Город

2012

2022

Прирост за 10 лет

Москва

181

250

69

Санкт-Петербург

64

72

8

Н. Новгород

13

15

2

Новосибирск

12

13

1

Казань

7

11

4

Самара

9

10

1

Екатеринбург

7

9

2

Омск

0

1

1

Лидерами по количеству станций метро являются Москва и Санкт-Петербург. В большинстве городов строительство новых станций и линий находятся только на этапе проектов. В частности, в Челябинске старт строительству метро так и не был дан. А в Омске единственная станция метро в настоящее время используется как подземный переход.

Не так давно в России стало формироваться новое направлении в транспорте, которое в последствии закрепилось как средства индивидуальной мобильности. Средство индивидуальной мобильности — это транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования одного или более двигателя. В этот список входят электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и подобные устройства [9].

Такие транспортные средства предназначены для индивидуального использования. Они обладают высокой степенью мобильности, маневренности, что особо актуально для крупных городов с высокой загруженности дорог.

Таким образом, следует подвести итоги о том, что городские агломерации представляют собой сложную системы организации движения потоков различных видов транспорта, пассажиров и пр. Динамичность движения зависим от многих факторов, в том числе от оптимальности и сложности маршрутов, распределения нагрузки на дорожную сеть. Поэтому важным аспектом является организация эффективных систем управления и регулирования движения развивающихся городских агломерациях.

Список литературы

  1. Городская электричка расширяет географию: проект реализуются в 17 городах России. // [электронный ресурс]. – URL: https://gudok.ru/content/passengertrans/1624711/ (дата обращения: 20.05.2023).
  2. Безопасные качественные дороги. Официальный сайт национального проекта «Безопасные качественные дороги» // [электронный ресурс]. – URL: https://bkdrf.ru/MassMedia/Materials (дата обращения: 30.05.2023).
  3. В 2022 году новый общественный транспорт поступит в 9 городских агломераций // [электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/news/45845/ (дата обращения: 20.05.2023).
  4. Замена метро? На Урале появился первый в России междугородний трамвай. – Текст : электронный // «АиФ»-Урал: официальный сайт – URL: https://ural.aif.ru/society/zamena_metro_na_urale_poyavilsya_pervyy_v_rossii_mezhdugorodniy_tramvay (дата обращения: 26.05.2023).
  5. Колоскова, А. А. Проблемы и перспективы формирования агломераций на территории Российской Федерации / А. А. Колоскова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-1. – С. 34-40. – DOI 10.17513/vaael.1866. – EDN YHQFNL.
  6. Одинцова, А. В. Проблемы развития агломераций в России / А. В. Одинцова // Федерализм. – 2021. – Т. 26, № 2(102). – С. 65-83. – DOI 10.21686/2073-1051-2021-2-65-83. – EDN APNSYR.
  7. Паспорт федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» // [электронный ресурс]. – URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/11526 (дата обращения: 21.05.2023).
  8. Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года. // [электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 26.05.2023).
  9. Что нужно знать о поездках на электросамокатах в 2023 году // [электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5900419 (дата обращения: 28.05.2023).
  10. Экономика российских городов и городских агломераций. Выпуск 7. Фонд «Институт экономики города», М. 2022. // [электронный ресурс]. – URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/ekonomika_gorodov_i_gorodskih_aglomeracii_vypusk_7_metodika.pdf (дата обращения: 23.05.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: