УДК 332.1

Зарубежный опыт в развитии сельских территорий

Хоменко Алексей Александрович – аспирант кафедры Экономики и финансов Российского государственного университета народного хозяйства имени В. И. Вернадского.

Аннотация: В статье оценивается текущая обстановка, связанная с развитием сельских территорий. Определены основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию сельских территорий. Дано обоснованное понятие «устойчивое развитие». Выделены основные направления. Приведены примеры организации политики, направленной на развитие сел в странах Европейского Союза, Канады и Китая, а также специфические черты подходов этих стран к механизмам развития сельских регионов. Рассмотрены основные принципы и характерные черты программ развития сельских территорий в зарубежных странах, отмечены аспекты, необходимые для создания цивилизованной жизни в сельских пунктах, создания процветающей промышленности.

Ключевые слова: зарубежный опыт, устойчивое развитие, сельские территории, Европейский Союз, Канада, Китай, программа, финансирование, экономика, качество жизни, промышленность, сельское хозяйство, концепции.

Сложившаяся обстановка в сельских районах России претерпевает негативные изменения. Обострение кризисных явлений, сохранение сокращения производственных и ресурсных активов, снижение рождаемости, активная урбанизация, отсутствие социальной инфраструктуры и элементарных услуг объясняют проблемы перехода к устойчивому развитию.

Вывод сельских территорий на качественно новый уровень устойчивого развития является одной из первостепенных государственных задач, но пока для этого нет единой системной методики управления. Каждый субъект РФ использует свою методику управления регионом, не всегда при этом учитывается текущая социальная и экономическая обстановка, поэтому наблюдается относительно низкий уровень результативности.

Концепция устойчивого развития сельских территорий включает в себя обеспечение активного роста, диверсификацию экономики села, а также воспроизводство производственных и трудовых ресурсов; большое внимание уделяется повышению качества жизни в сельских пунктах, рациональное использование природных ресурсов, повышение качества социальных услуг (в том числе культурных ценностей).

В прогрессивных государствах, в которых обсуждались вопросы устойчивого развития, произошла систематизация направления изучения базового понятия. В широком смысле отражены общие глобальные процессы, происходящие во всем мире, в более узком смысле – во внимании находятся вопросы экологии. Основными направлениями являются:

  1. устойчивое сельское развитие (rural). Отражена социальная направленность и комплексность принятия решений.
  2. устойчивое жизнеобеспечение (livelihoods). Определяет повышение качества жизни в сельских населенных пунктах.

Изучение зарубежного опыта в вопросе развития сельских территорий рассмотрены на примере Европейского Союза, Канады и Китая. Данные регионы характеризуются успешной реализацией программ в сочетании с бурным развитием экономики.

Еще в прошлом веке (сразу после подписания Римского договора) поднялся вопрос проведения эффективной аграрный политики и развития сельского хозяйства в Европе. Основные цели:

  1. повышение эффективности аграрного сектора (с помощью достижений научно-технического прогресса, рационализм в использовании трудовых ресурсов);
  2. обеспечение гарантий в справедливости стандартов жизни для населения сел и деревень;
  3. стабилизация рынка продукции сельского производства;
  4. установление приемлемых цен на продукцию [1, 2].

В Европейском Союзе существует два направления поддержки развития сельских районов – общая политика и политика, связанная с наращиванием социально-экономической устойчивости. Преследуются следующие цели:

  • увеличение влияния сельского хозяйства в общем секторе экономики;
  • формирование устойчивых механизмов управления ресурсами;
  • экологическая безопасность;
  • баланс развития сельского хозяйства и промышленности, обеспечение занятности населения.

Для реализации данной политики существует фонд по развитию сельских территорий. До 2027 года планируется потратить почти 96 миллиардов евро. 8 миллиардов из них, кстати, идут на разрешение проблем после пандемии коронавирусной инфекции. В 2020 году опубликован соответствующий регламент по правилам расходования денежных средств из фонда. Каждый сельский район может получить средства из фонда при выполнении четырех необходимых условий (из шести):

  • накопление теоретической базы знаний в сельском хозяйстве, наличие инноваций;
  • повышение эффективности различных видов народного хозяйства, использование инновационных технологических средств в процессе производства продукции;
  • забота о климатическом состоянии планеты, перевод на перерабатываемые материалы;
  • забота о животных;
  • рекреация и улучшение экологических систем;
  • борьба с нищетой, социальная интеграция.

Кроме этого, существуют другие особенности, которые необходимо выполнять отдельным регионам. Среди прочих: около 30% денежных средств должны быть направлены на заботу об окружающей среды, борьбу с изменением климата. Средства можно получить из федеральных грантов, а также воспользоваться выплатами, созданными для поддержки хозяйств, использующих экологичные методы производства продукции. Государства ЕС все чаще поддерживают фермеров, применяющих smart-технологии и прочие инновационные программы. Кроме основных программ существует политика займов, кредитов, акций по выгодным и доступным условиям для каждого фермера.

Важное внимание уделяется информированию населения о различных программах и мерах поддержки – существует целый информационный центр по развитию сельских территорий. Центр занимается вовлечением большего числа фермеров, заинтересованных в продвижении и популяризации сельского хозяйства, а также формирует базу данных с действующими программами, грантами и проектами поддержки. Открыты учебные центры для обмена знаниями и практиками между фермерами, что повышает качество производимой продукции.

В Канаде сейчас работают три программы, направленные на реализацию устойчивого развития сельского хозяйства: CI – «Страхование урожая», NISA – «Фонд личных доходов», AIDA – «Помощь аграриям в случаях стихийных бедствий». Что интересно, государство определяет только общие положения этих программ, конкретные регионы имеют возможность самостоятельно определять конечную структуру, учитывая особенности местности, сектор промышленности, а также мнение фермеров.

Основная цель политики Канады в отношении развития сельских провинций – гарантия стабильного дохода отдельно взятого хозяйства. Помимо этого, в каждом регионе работают программы по повышению социально-экономической адаптации населения [4-6].

Больше половины населения КНР проживает в сельской местности и занимается, преимущественно, на полях. Для правительства стала очевидна мысль о том, что аграрная сфера имеет важное значение для экономики государства, но в то же время необходимо развивать сельское хозяйства в целом, учитывая растущую урбанизацию и население страны.

Итак, первым важным шагом для фермеров послужила отмена большинства налогов (накопительный, социальный, административный, налог на детей и другие). Спустя 2 года зафиксирован рост доходов фермерских хозяйств на 6-8%, данное явление служит положительным подтверждением избранной политики страны в отношении сельских территорий.

Далее стали выпускать документы – «пятилетки», которые были направление на развитие аграрного сектора экономики страны.

Министерство сельского хозяйства КНР разрабатывает социально-экономическую программу по функционированию сельских территорий, повышению образовательно-культурного развития жителей (крестьян). В программу включено следующее:

  • строительство новых показательных деревень;
  • переход на экологичное производство продукции;
  • использование средств научно-технического прогресса и инноваций в сельском хозяйстве.

На пути реализации программы существовала большая проблема - миграция трудовых ресурсов (рабочих) в урбанистические регионы с развитой промышленностью. Это способствовало одновременно росту индустриализации государства (засчет дешевой рабочей силы) и обеднению сельской местности. Только к 2021 году Китай заявляет о том, что данная проблема разрешилась.

Однако сохраняется проблема дифференциации доходов сельских и городских жителей. Правительство создает дополнительные меры поддержки для формирования устойчивости развития сельских районов. К ним можно отнести займы, кредиты, общественные работы, повышение комфорта жизни в селе, повышение занятости трудоспособного населения.

Новой программой по комплексному развитию сёл является «Стратегия возрождения сельских территорий». Согласно программе, к 2035 году КНР планирует полностью модернизировать все процессы в сельском хозяйстве, а к 2050 году все населенные пункты должны стать «красивыми и образцовыми деревнями», особое внимание уделяют повышению доходов крестьян. Приоритетными направлениями являются – переход к возобновляемым ресурсам, перерабатываемому производству, сохранение экологии, борьба с негативными изменениями климата [3].

Стоит отметить, что в последнее время программы по развитию сельских территорий (независимо от выбора страны) содержат в себе общие черты: улучшение благосостояния и доходов фермеров, использование средств научно-технического прогресса, лояльное налогообложение и хорошее финансирование со стороны государства, а также сохранение экосистем, повышение уровня образования и культуры в обществе.

Таким образом, анализ опыта иностранных государств в вопросе устойчивого развития сельских территорий имеет необходимость для привлечения внимания при формировании государственной политики внутри нашего государства. Следует обращать внимание не только на успешные результаты программ, но и на проблемы, возникающие при реализации механизмов.

Список литературы

  1. Гаевская З. А. Зарубежный опыт устойчивого развития сельских территорий//Стратегия устойчивого развития регионов России. 2011. № 8. С. 126-130.
  2. Меренкова И.Н. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика/И.Н. Меренкова. –Воронеж: ГНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2011. -265 с.
  3. Chen, L., & Wen, C. (2018). Rural Green Development and Rural Revitalization: Internal Mechanism and Empirical Analysis. Technology Economics, 10, 98-106.
  4. Constantin, M., Radulescu, I.D., Andrei, J.V., Chivu, L., Erokhin, V., & Gao,T.(2021). A Perspective on Agricultural Labor Productivity and Greenhouse Gas Emissions in Context of the Common Agricultural Policy Exigencies. Economics of Agriculture, 68(1), 53-67.
  5. Covas, A., Covas,. M. & Dallabrida, V. (2019). Os signos distintivos territoriais e a smartificação do território. uma abordagem exploratória, Biblio3WRevista Bibliográfica de Geografía y Ciencias Sociales, ISSN: 1138-9796, Vol. XXIV. Núm. 1.268, 20 de abril de 2019.
  6. EC- European Commission (2021). A long-term Vision for the EU's Rural Areas - Towards stronger, connected, resilient and prosperous rural areas by 2040, Brussels, 30.6.2021.
  7. Santos, M.O. (2022). Introdução à teoria e prática de elaboração de cenários, Univ. de Évora, Departamento de Sociologia- Mestrado em Sociologia 2021-2022, Texto n.6.

Интересная статья? Поделись ей с другими: