УДК 627.212

Стратегия развития морской портовой инфраструктуры дальневосточного бассейна

Аввакумова Алиса Александровна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Трефилова Анна Андреевна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Аннотация: В реализации стратегии развития портовой инфраструктуры есть главная цель – удовлетворение экономических потребностей страны, внешней торговли и населения в вопросах перевозки грузов и создании соответствующих безопасных условий судоходства в портах и подходах к ним с помощью разработки и строительства современных инфраструктурных портов, их внедрения в транспортные узлы с каталитической ролью государства в его масштабном совершенствовании. На данный момент в морское портовое хозяйство Российской Федерации входит более девятисот потовых комплексов с общей протяженностью примерно сто пятьдесят тысяч  погонных метров в шестидесяти семи морских портах.

Ключевые слова: порт, транспорт, развитие, портовая инфраструктура.

В настоящее время важными объектами в экономике любой страны являются порты. Они играют масштабную роль в формировании народно-хозяйственного комплекса, обеспечивают транспортную связь Российской Федерации с другими государствами. Для того что мы могли быть авторитетной фигурой на мировой арене требуется предоставлять конкурентноспособные портовые комплексы, изучать конъюнктуру рынка, проводить своевременные модернизации, а также организовывать работу со всеми международными нормативными документами, касающимися как организации, так и экологических норм. Также, современная геополитическая ситуация вынуждает Россию соответствовать всем санкционным требованиям. Соблюдение всех этих условий, а также планирование предстоящего развития является ключом к успешной деятельности. Еще несколько лет назад был разработан документ, который был призван систематизировать все условия воедино, чтобы создать некий план действий на перспективу. Далее мы вкратце познакомимся с положениями данного документа, а затем рассмотрим его применение на практике в конкретном морском бассейне и современных условиях.

«Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2010 года № 167 О создании рабочей группы по разработке Стратегии развития морских портов Российской Федерации» [5].

При анализе качественных показателей портов России, в том числе объемов перевалки грузов за период последних 10 лет можно говорить об его увеличении.

Следует произвести урегулирование нижеперечисленных целей:

image001

На данный момент прошло уже более 10 лет с создания данной стратегии. За такой промежуток времени изменились некоторые цели, часть уже выполнена, а другие и вовсе стали невозможны к исполнению по различным экономическим и политическим причинам. Рассмотрим это на примере портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна.

Главной причиной того, что российские порты на Дальнем Востоке стали в буквальном смысле главными морскими воротами России, связана с мировым положением государства.

Прогрессивные тенденции формирования дальневосточного портового хозяйствa продолжают выглядеть весьма позитивно. Тaк, в 2019 г. грузооборот портов Дальневосточного бассейна увеличился нa 6,5% и достиг 213,5 млн тонн. Особенно быстрыми темпaми рослa перевалка сухих грузов (нa 7,8%, до 135,3 млн тонн), немаловажную часть которых представляет уголь. Доля контейнерных перевозок демонстрирует особые темпы ростa (6,4%). Перевалка наливных грузов тоже тогда увеличивалась (рост составил 4,3% – до 78,2 млн тонн).

В сложные времена 2020г., вопреки всему, показатели поддерживались на высоком уровне. Вопреки всем сложившимся негативным аспектам грузооборот увеличился еще на 4,6%. Также продолжила возрастание перевалка сухих грузов (на 8,5%), в то время как перевалка наливных грузов подверглась упадку (на 2,3%). Также продолжился рост контейнерооборота и составил 7,5% [6].

В 2022 году грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна увеличился на 1,5% и составил 227,8 млн тонн, из которых объём перевалки сухих грузов составил 154,0 млн тонн (+3,5%), наливных грузов – 73,8 млн тонн (-2,3%) [1].

Порты  Дальнего Востока являются важнейшими экспортными воротами России в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Их непрерывное функционирование и незамедлительная модернизация это один из толчков для роста не только экономики Дальнего Востока, но и всей страны. Следует заблаговременно реагировать на вызовы рынка, предвидеть его конъюнктуру [2].

Основные направления развития портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна заключаются в следующем:

  1. Решение проблемы переизбытка контейнерных грузов.

Физические объемы товаров, ввозимых на Дальний Восток увеличились на треть. Порты загружены на 95-115 процентов. Это приводит к очередям из судов, особенно в портах Владивосток и Восточный, ожиданию выгрузки до десяти дней, а отправки контейнеров из порта - до 13-ти.

Порты стараются адаптироваться к сложившейся ситуации и делают все, чтобы скорее передать грузы на железную дорогу, в свою очередь, организовывают новые дополнительные поезда, для разгрузки линии. Кроме того, чтобы справиться с контейнерными заторами в портах Дальнего Востока, перевозчики при нехватке фитинговых платформ стали использовать полувагоны для отправки контейнеров на запад» [3].

  1. Расширение мощностей по перевалке угля.

Строятся новые терминалы в п. Ванино по обработке и перевалке угля. Проходит модернизация внутренних процессов работы с данным грузом. Терминал будет оснащен всем необходимым современным оборудованием для обеспечения трех основополагающих элементов в перевалке данного груза: скорость обработки судов, экологичность, стоимость [4].

  1. Строительство новых портов.

Строительство угольного порта "Суходол" ведется на территории Романовского сельского поселения. По прогнозам в проект будет вложено около 40 млрд рублей. Угольный порт "Суходол" действует в рамках режима свободного порта Владивосток [7].

Данные действия являются лишь малой, но значимой, частью предпринятых мер по развитию портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна. В планах на будущее еще большее количество новшеств, разработанных разумеется в рамках «Стратегии развития портовой инфраструктуры России до 2030 года». Нынешнее положение на мировой арене внесло свои коррективы в направление работы, однако не помешало развитию, а лишь изменило направление и порядок действий. Высококвалифицированная работа, стабильное финансирование и государственная поддержка поспособствуют скорейшему выполнению всех поставленных целей.

Список литературы

  1. Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна [Электронный ресурс] // trud-ost. – URL: http://trud-ost.ru/?p=846162 (дата обращения: 10.04.2023).
  2. Дальневосточные порты – ключевые экспортные ворота в России [Электронный ресурс] // – URL: https://sakhalinmedia.ru/news/1179341/ (дата обращения: 10.08.2023).
  3. Дальневосточные порты помогли стране сохранить тренд на рост грузооборота [Электронный ресурс] // rg. – URL: https://rg.ru/2023/01/12/reg-dfo/dalnevostochnye-porty-pomogli-strane-sohranit-trend-na-rost-gruzooborota.html (дата обращения: 10.08.2023).
  4. На свободу в тот Ванинский порт [Электронный ресурс] // kommersant. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3060575 (дата обращения: 10.08.2023).
  5. О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ ДО 2030 ГОДА [Электронный ресурс] // stranaonline. – URL: https://stranaonline.ru/read-blog/110_o-proekte-strategii-razvitiya-morskoj-portovoj-infrastruktury-rossii-do-2030-god.html (дата обращения: 09.08.2023).
  6. Порты Дальнего Востока: перспективы и ограничения, надежды и красивые обещания [Электронный ресурс] // dvkapital. – URL: https://dvkapital.com/archives/3378 (дата обращения: 10.08.2023).
  7. Создание новых морских портов поможет экономическому развитию Шкотовского района [Электронный ресурс] // zspk.gov. – URL: http://www.zspk.gov.ru/press-service/press-relizy/290554/ (дата обращения: 10.08.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: