УДК 656.614.32

Роль балкеров в современном мире. Разновидность по размерам

Аввакумова Алиса Александровна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Трефилова Анна Андреевна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Аннотация: Мировая экономика меняется каждый год, а соответственно под нее следует подстраиваться всем отраслям, в том числе флоту. Все нововведения направлены по большей части на поднятие эффективности морских перевозок с помощью внедрения судов с большей грузоподъемностью. Также запущены проекты по улучшению навигации основных магистральных направлений морских перевозок. Сегодня рыночная доля сухогрузов составляет около 21% мирового торгового флота. Более 50% всех балкеров принадлежат владельцам из Греции, Японии или Китая, тогда как более 25% из них зарегистрированы только в Панаме. Если говорить только о судостроении, то Южная Корея является самым видным строителем кораблей, и около 82% всех сухогрузов строятся в Азии.

Ключевые слова: балкер, сухогруз, судно, груз, порт.

Суда, которые перевозят сыпучие грузы навалом по океанским каналам, называются сухогрузами. Идея сухогруза для перевозки важных пищевых зерен, руд и минералов восходит к 1850-м годам.  Балкер специально предназначен для перевозки неупакованных сыпучих грузов. Первоначальные балкеры были построены в 1852 году. Эти суда постоянно совершенствуются благодаря своей эффективности, экономической мощи, технологичности и грузоподъемности.

Балкерные суда остаются незаменимым и неотъемлемым винтиком в сфере морского торгового флота. Эти разработки также повысили безопасность сухогрузов.

Статистические данные показывают, что в преобладающем в настоящее время сценарии торгового флота балкеры составляют почти 40% от общего числа торговых судов, эксплуатируемых во всем мире, и в ближайшие десятилетия их число вполне может возрасти.

С 1999 года Международная конвенция по охране человеческой жизни на море определяет балкер как «судно, построенное с одной палубой, бортовыми цистернами и скуловыми цистернами в грузовых помещениях и предназначенное в первую очередь для перевозки сухих грузов навалом; рудовоз; или комбинированный авианосец».

Была внедрена погрузка и разгрузка грузов с помощью ленточных конвейеров. Это не только обеспечило эффективный способ выполнения грузовых операций, но и увеличило скорость такой операции, тем самым сократив время погрузки и разгрузки. Позже, в 1911 году, на рынке появились сухогрузы с дизельным двигателем.

Свидетельством парадигм развития балкеров, упомянутых выше, является информация представленная ниже.

Типы балкеров по размеру

На данный момент, как и во всех сферах жизни, в судоходстве происходят некоторые корректировки, связанные с изменение строения двух самых главных каналов – Панамского и Суэцкого, проводят их расширение и углубление.

Классификация балкеров, в первую очередь, включает в себя пять основных подвидов, основанных на габаритах судов: Минибалкеры, Handysize, Handymax и Supramax, Panamax и New Panamax, Capesize, VLCC, ULCC [2].

Handy и Handymax

Handy и Handymax (от англ. handy – удобный) традиционно составляют самые распространенные суда для перевозки сухих навалочных грузов, имеющие дедвейт до 60000 тонн. Суда Handymax обычно имеют длину 150–200 м. Главной особенностью этого типа балкеров являются собственные кра­ны (обычно 4–5) грузоподъемностью в среднем 30 тонн, что позволяет им осу­ществлять грузовые работы дешевле в портах, где не предусмотрены береговые грузовые средства для погрузки/разгрузки балкеров. Суда сектора «Handymax» работают на самых разнообразных мировых направлениях торговли, перевозя зерно и «малый балк» – металл, лесоматериалы, минеральные удобрения [1].

Panamax Carriers

Panamax – имеет ограничения как и другие танкеры, для прохода через Панамский канал. Для перевозки требуется судно, способное перевозить большой тоннаж. Теперь размеры судна Panamax стали эталоном для строительства подобного рода судов. Размеры и габариты судна представляют большую опасность для Панамского канала. Не каждое судно способно там пройти, поэтому требуется контроль за проходом  в шлюзах, а также требуется прохождение исключительно в светлое время суток [3].

Сухогруз Post- Panamax

Сухогрузы Post-Panamax могут иметь сильное будущее в качестве сухогрузов новой категории, используя преимущества новых шлюзовых систем Панамского канала, после открытия в 2014 году.

Выступая на вебинаре по перевозке насыпных грузов, организованном Capital Link, ПолисХаджиоанноу, председатель и главный исполнительный директор Safe Bulkers, зарегистрированной в Нью-Йорке, сказал, что новые жизнеспособные конструкции таких судов, вероятно, скоро появятся. Но такие корабли должны были быть экономичными и иметь соответствующую грузоподъемность, сказал он [4].

Более крупные суда позволят ISO Stevedoring использовать свои новые береговые краны большой грузоподъемности, что повысит как скорость погрузки, так и безопасность стивидоров. Судно будет транспортировать бревна из порта Тауранга без необходимости фумигации или крепления палубного груза, что означает более быструю и эффективную погрузку, что увеличивает использование причала. Переход на более крупное судно Post Panamax позволит перевозить бревна с более низким выходом углерода на кубический метр» [5].

Capesize Bulk Carrier (Балкер Кейпсайз)

Capesize (от англ. cape – мыс, size – размер) – это суда особенных размеров, которые в силу своих габаритов не способны проходить через два самых известных канала – Панамский и Суэцкий, а их обслуживанием способны заниматься только глубоководные терминалы. Дедвейт превышает сто пятьдесят тысяч тонн. С развитием экономики и повышением спроса на товары, перевозимые данными судами – уголь и руда, вырос и спрос на суда типа «кейпсайз».

VLBC (очень большие сухогрузы)

Эти суда имеют дедвейт более 200 000 тонн. Флот Valemax является одним из крупнейших сухогрузов на планете. Эти гиганты-рекордсмены были построены для снабжения современного мира железной рудой. Несмотря на больший размер судна, выбросы выхлопных газов на тонно-милю очень низкие (на 35% ниже, чем у предыдущих сухогрузов).

На данный момент, из-за огромных размеров данных судов существует проблема с их навигацией. Балкеры вынуждены следовать обходными и длинными путями, без прохода через главные каналы. Также есть большие сложности с обслуживанием судов. В мире есть только порядком 10 портов, способных на это [6].

Список литературы

  1. Классификация балкеров [Электронный ресурс] // morproekt. – URL: https://morproekt.ru/materialy-po-tekhnologii/prilozheniya-i-spravochnye-materialy/klassifikatsiya-balkerov (дата обращения 18.08.2023).
  2. Общая классификация современных морских и океанических балкеров по конструкции, типам груза, размерам, районам плавания и захода [Электронный ресурс] // proinvel. – URL: http://www.proinvel.ru (дата обращения 18.08.2023).
  3. Классификация судов по размерам [Электронный ресурс] // maritime-zone. – URL: https://maritime-zone.com/news/view/klassifikaciya-sudov-po-razmeru (дата обращения 08.2023).
  4. Появление нового поколения балкеров пост-панамакс: судовладелец [Электронный ресурс] // spglobal. – URL: https://www.spglobal.com/commodity-insights/ko/market-insights/latest-news/shipping/060811-new-breed-of-post-panamax-dry-bulk-carriers-to-emerge-ship-owner (дата обращения 08.2023).
  5. Post panamax, крупнейшее судно для загрузки бревен из новой зеландии [Электронный ресурс] // oldendorff. – URL: https://www.oldendorff.com/news/post-panamax-largest-vessel-to-load-logs-from-new-zealand-1 (дата обращения 18.08.2023).
  6. Суда типа валамакс, крупнейшие в мире сухогрузы [Электронный ресурс] // korabley. – URL: http://korabley.net/news/suda_tipa_valemax_krupnejshie_v_mire_sukhogruzy/2017-08-26-1868 (дата обращения 18.08.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: