УДК 656.614.32
Роль балкеров в современном мире. Разновидность по размерам
Аввакумова Алиса Александровна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета
Трефилова Анна Андреевна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета
Аннотация: Мировая экономика меняется каждый год, а соответственно под нее следует подстраиваться всем отраслям, в том числе флоту. Все нововведения направлены по большей части на поднятие эффективности морских перевозок с помощью внедрения судов с большей грузоподъемностью. Также запущены проекты по улучшению навигации основных магистральных направлений морских перевозок. Сегодня рыночная доля сухогрузов составляет около 21% мирового торгового флота. Более 50% всех балкеров принадлежат владельцам из Греции, Японии или Китая, тогда как более 25% из них зарегистрированы только в Панаме. Если говорить только о судостроении, то Южная Корея является самым видным строителем кораблей, и около 82% всех сухогрузов строятся в Азии.
Ключевые слова: балкер, сухогруз, судно, груз, порт.
Суда, которые перевозят сыпучие грузы навалом по океанским каналам, называются сухогрузами. Идея сухогруза для перевозки важных пищевых зерен, руд и минералов восходит к 1850-м годам. Балкер специально предназначен для перевозки неупакованных сыпучих грузов. Первоначальные балкеры были построены в 1852 году. Эти суда постоянно совершенствуются благодаря своей эффективности, экономической мощи, технологичности и грузоподъемности.
Балкерные суда остаются незаменимым и неотъемлемым винтиком в сфере морского торгового флота. Эти разработки также повысили безопасность сухогрузов.
Статистические данные показывают, что в преобладающем в настоящее время сценарии торгового флота балкеры составляют почти 40% от общего числа торговых судов, эксплуатируемых во всем мире, и в ближайшие десятилетия их число вполне может возрасти.
С 1999 года Международная конвенция по охране человеческой жизни на море определяет балкер как «судно, построенное с одной палубой, бортовыми цистернами и скуловыми цистернами в грузовых помещениях и предназначенное в первую очередь для перевозки сухих грузов навалом; рудовоз; или комбинированный авианосец».
Была внедрена погрузка и разгрузка грузов с помощью ленточных конвейеров. Это не только обеспечило эффективный способ выполнения грузовых операций, но и увеличило скорость такой операции, тем самым сократив время погрузки и разгрузки. Позже, в 1911 году, на рынке появились сухогрузы с дизельным двигателем.
Свидетельством парадигм развития балкеров, упомянутых выше, является информация представленная ниже.
Типы балкеров по размеру
На данный момент, как и во всех сферах жизни, в судоходстве происходят некоторые корректировки, связанные с изменение строения двух самых главных каналов – Панамского и Суэцкого, проводят их расширение и углубление.
Классификация балкеров, в первую очередь, включает в себя пять основных подвидов, основанных на габаритах судов: Минибалкеры, Handysize, Handymax и Supramax, Panamax и New Panamax, Capesize, VLCC, ULCC [2].
Handy и Handymax
Handy и Handymax (от англ. handy – удобный) традиционно составляют самые распространенные суда для перевозки сухих навалочных грузов, имеющие дедвейт до 60000 тонн. Суда Handymax обычно имеют длину 150–200 м. Главной особенностью этого типа балкеров являются собственные краны (обычно 4–5) грузоподъемностью в среднем 30 тонн, что позволяет им осуществлять грузовые работы дешевле в портах, где не предусмотрены береговые грузовые средства для погрузки/разгрузки балкеров. Суда сектора «Handymax» работают на самых разнообразных мировых направлениях торговли, перевозя зерно и «малый балк» – металл, лесоматериалы, минеральные удобрения [1].
Panamax Carriers
Panamax – имеет ограничения как и другие танкеры, для прохода через Панамский канал. Для перевозки требуется судно, способное перевозить большой тоннаж. Теперь размеры судна Panamax стали эталоном для строительства подобного рода судов. Размеры и габариты судна представляют большую опасность для Панамского канала. Не каждое судно способно там пройти, поэтому требуется контроль за проходом в шлюзах, а также требуется прохождение исключительно в светлое время суток [3].
Сухогруз Post- Panamax
Сухогрузы Post-Panamax могут иметь сильное будущее в качестве сухогрузов новой категории, используя преимущества новых шлюзовых систем Панамского канала, после открытия в 2014 году.
Выступая на вебинаре по перевозке насыпных грузов, организованном Capital Link, ПолисХаджиоанноу, председатель и главный исполнительный директор Safe Bulkers, зарегистрированной в Нью-Йорке, сказал, что новые жизнеспособные конструкции таких судов, вероятно, скоро появятся. Но такие корабли должны были быть экономичными и иметь соответствующую грузоподъемность, сказал он [4].
Более крупные суда позволят ISO Stevedoring использовать свои новые береговые краны большой грузоподъемности, что повысит как скорость погрузки, так и безопасность стивидоров. Судно будет транспортировать бревна из порта Тауранга без необходимости фумигации или крепления палубного груза, что означает более быструю и эффективную погрузку, что увеличивает использование причала. Переход на более крупное судно Post Panamax позволит перевозить бревна с более низким выходом углерода на кубический метр» [5].
Capesize Bulk Carrier (Балкер Кейпсайз)
Capesize (от англ. cape – мыс, size – размер) – это суда особенных размеров, которые в силу своих габаритов не способны проходить через два самых известных канала – Панамский и Суэцкий, а их обслуживанием способны заниматься только глубоководные терминалы. Дедвейт превышает сто пятьдесят тысяч тонн. С развитием экономики и повышением спроса на товары, перевозимые данными судами – уголь и руда, вырос и спрос на суда типа «кейпсайз».
VLBC (очень большие сухогрузы)
Эти суда имеют дедвейт более 200 000 тонн. Флот Valemax является одним из крупнейших сухогрузов на планете. Эти гиганты-рекордсмены были построены для снабжения современного мира железной рудой. Несмотря на больший размер судна, выбросы выхлопных газов на тонно-милю очень низкие (на 35% ниже, чем у предыдущих сухогрузов).
На данный момент, из-за огромных размеров данных судов существует проблема с их навигацией. Балкеры вынуждены следовать обходными и длинными путями, без прохода через главные каналы. Также есть большие сложности с обслуживанием судов. В мире есть только порядком 10 портов, способных на это [6].
Список литературы
- Классификация балкеров [Электронный ресурс] // morproekt. – URL: https://morproekt.ru/materialy-po-tekhnologii/prilozheniya-i-spravochnye-materialy/klassifikatsiya-balkerov (дата обращения 18.08.2023).
- Общая классификация современных морских и океанических балкеров по конструкции, типам груза, размерам, районам плавания и захода [Электронный ресурс] // proinvel. – URL: http://www.proinvel.ru (дата обращения 18.08.2023).
- Классификация судов по размерам [Электронный ресурс] // maritime-zone. – URL: https://maritime-zone.com/news/view/klassifikaciya-sudov-po-razmeru (дата обращения 08.2023).
- Появление нового поколения балкеров пост-панамакс: судовладелец [Электронный ресурс] // spglobal. – URL: https://www.spglobal.com/commodity-insights/ko/market-insights/latest-news/shipping/060811-new-breed-of-post-panamax-dry-bulk-carriers-to-emerge-ship-owner (дата обращения 08.2023).
- Post panamax, крупнейшее судно для загрузки бревен из новой зеландии [Электронный ресурс] // oldendorff. – URL: https://www.oldendorff.com/news/post-panamax-largest-vessel-to-load-logs-from-new-zealand-1 (дата обращения 18.08.2023).
- Суда типа валамакс, крупнейшие в мире сухогрузы [Электронный ресурс] // korabley. – URL: http://korabley.net/news/suda_tipa_valemax_krupnejshie_v_mire_sukhogruzy/2017-08-26-1868 (дата обращения 18.08.2023).