УДК 338.47

Транспорт как комплексная отрасль инфраструктуры экономики

Аввакумова Алиса Александровна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Трефилова Анна Андреевна – студент Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета

Аннотация: Транспортные инфраструктуры являются основным двигателем экономического развития во всех географических масштабах, и особенно на региональном и местном уровне, на котором обычно конфигурируются единицы пространственных экономических систем. В связи с растущим значением экономики транспорта, логистики и цепочки поставок для поддержки промышленной деятельности инвестиции в конкретные активы цепочки поставок могут существенно повлиять на национальную, местную и региональную экономику. В то же время относительная доступность, качество и стоимость ряда транспортных услуг, особенно тех, которые имеют отношение к основным интермодальным видам деятельности и инфраструктуре, влияют на решения фирм о местонахождении.

Ключевые слова: транспорт, перевозки, транспортировка, расходы, экономика.

Транспорт имеет важное значение для успешной работы экономики, объединяя ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг, и доставляя продукцию потребителям. На каждом этапе мирового экономического развития, развиваются те или иные транспортные технологии, имеющие множественные последствия. Экономические циклы связаны с различными инновациями, включая транспорт, влияющими на экономические возможности производства, распределения и потребления.

Транспорт позволяет каждой географической области производить, а затем продавать свою продукцию другим. Скоростные виды транспорта (например, авиа) позволяют распространять скоропортящиеся продукты на более широких рынках. Транспорт также позволяет работникам добраться до места работы. Наконец, благодаря транспортировке производители могут выйти на большое количество рынков. Это означает, что объемы производства достаточны для достижения значительной экономии за счет масштаба.

Транспортная сеть делает рынки более конкурентоспособными. Транспортная система улучшает процесс распределения, поскольку расширяет возможности для поставщиков и покупателей. Транспортная сеть также увеличивает военную мощь страны. Одна из причин заключается в том, что, укрепляя экономику, транспорт ставит нацию в более выгодное положение, чтобы выдерживать невзгоды и производить материалы, необходимые для поддержания ее экономики и военной мощи.

Самый экономичный вид транспорта – водный. Создание и обслуживание водных путей требует значительных инвестиций, но транспортировка относительно недорогой. Водный транспорт выгоден для массовых перевозок, но доля пассажирских перевозок снижается.

Большинство континентальных перевозок осуществляется автомобильным транспортом. Это гарантирует надежность и своевременность доставки. Преимущество – доставка от двери до двери в конкретное время.

Железнодорожный транспорт также предполагает перевозку сырья и ценных сортов. Используется для доставки грузов в отдаленные районы и снабжения производственных центров. Пассажирские перевозки убыточны, но в некоторых странах пассажиропоток поддерживается на желаемом уровне.

Авиаперевозки — самый быстрый, но и самый дорогой способ доставки. Наиболее часто используются для пассажирских перевозок. Таким образом, экономичность транспорта определяется скоростью перевозки, доступностью для транспорта места назначения доставки

Потребность в перевозках грузов и пассажиров является базовой потребностью общества, а место транспорта в мировой экономике определяется его долей в валовом общественном продукте — примерно 12%. Доля доходов достигает 30%. На транспорт приходится пятая часть стоимости основных производственных фондов. На перевозках грузов и пассажиров во всех странах мира занято свыше 100 млн чел. Традиционно транспорт рассматривался как отрасль материального производства, которая создает свою продукцию (грузооборот и пассажирооборот) и стоимость.

Транспорт обладает рядом особенностей:

  1. У транспорта невещественный характер продукта. Предметом труда выступает само перемещение груза или пассажиров. Передача грузов от отправителя до получателя или перемещение пассажиров из одного пункта в другой является продукцией транспорта, общественно полезным эффектом его деятельности.
  2. Продукция транспорта (транспортные услуги) практически не содержит сырья. Половину эксплуатационных расходов составляют затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию.
  3. На рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а транспортные услуги как производственный процесс транспортных предприятий.
  4. При транспортировке груз должен подвергаться только пространственному перемещению. Изменение свойств груза, кроме пространственного перемещения, означает потерю его потребительной стоимости и наносит ущерб потребителям.
  5. Процесс транспортировки часто является двусторонним, т.е. Он происходит между отправителем и получателем грузов.

Продукция транспорта производится и потребляется одновременно и, следовательно, ее нельзя заготовить впрок или резервировать, тогда как другую продукцию материального производства можно выработать и сложить в запас с тем, чтобы реализовать ее в период, допустим, неожиданного сбоя или запланированного снижения текущего производства. С этой точки зрения транспорт представляет собой более сложную отрасль, чем любое другое материальное производство.

Значительные инвестиции в транспорт снижают стоимость перевозки людей и грузов. Это увеличивает экономическую производительность, которую можно грубо измерить как объем производства товаров и услуг на доллар частных и государственных инвестиций. Повышение производительности ведет к повышению уровня жизни. Поскольку производительность является ключевым компонентом экономического роста, она должна быть очень важна при оценке транспортных расходов. Важно сосредоточиться на повышении производительности, даже если политики стремятся служить другим важным долгосрочным транспортным целям, таким как повышение безопасности, энергонезависимости и экологической устойчивости. Инвестиции в высокопроизводительный транспорт повышают связность и уменьшают заторы; тем самым они улучшают экономическое благосостояние.

Типичные усовершенствования транспортной инфраструктуры сокращают фактические расстояния между пунктами отправления и назначения за счет сокращения заторов и тем самым сокращения времени в пути. Путешественники получают непосредственную выгоду от экономии времени в пути и снижения эксплуатационных расходов. Компании получают прямую выгоду от более дешевых и надежных транспортных услуг.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших вспомогательных отраслей и тесно связан с различными экономическими и социальными факторами. По мере дальнейшего развития страны, расширения внутренних и внешних транспортно-хозяйственных связей, роста производства и повышения уровня жизни людей значение транспорта и роль магистральных перевозок будут только возрастать.

Список литературы

  1. Глобализационные аспекты трансформации мирового рынка транспортных услуг [электронный ресурс] // m-economy. – url: http://www.m-economy.ru/art.php?nartid=6707 (дата обращения 12.08.23).
  2. Основы экономики транспорта [электронный ресурс] // academia-moscow. – url: https://academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_21202.pdf  (дата обращения 14.08.23). 
  3. Транспорт, рабочие места и экономический рост [электронный ресурс] // accessmagazine. – url: https://www.accessmagazine.org/spring-2011/transportation-jobs-economic-growth/ (дата обращения 12.08.23).
  4. Транспортная экономика [электронный ресурс] // britannica. – url:     https://www.britannica.com/money/topic/transportation-economics/the-influence-of-transportation-on-natural-resources (дата обращения 13.08.23)
  5. Экономика траспорта [электронный ресурс] // knastu. – url: https://knastu.ru/media/files/page_files/page_421/posobiya_2013/_ovchinnikov_ekonomika_transporta.pdf (дата обращения 12.08.23).
  6. Экономика транспортной отрасли [электронный ресурс] // spravochnick. – url: https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomika_transportnoy_otrasli/               (дата обращения 13.08.23).
  7. Экономические последствия усовершенствования транспорта [электронный ресурс] // accessmagazine. – url:   https://www.accessmagazine.org/spring-2005/economic-consequences-transport-improvements/ (дата обращения 12.08.23).

Интересная статья? Поделись ей с другими: