УДК 339.138

Региональный маркетинг как инструмент развития территорий

Цао Хуакунь – аспирант факультета Экономики и менеджмента Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением регионального маркетинга как основного инструмента развития территорий. Автор статьи подчеркивает важность использования регионального маркетинга для развития территорий с целью повышения конкурентоспособности регионов, создания привлекательных возможностей для своего функционирования, получения прибыли. Рассмотрено определение понятия «региональный маркетинг». Изучены основные задачи, решаемые региональным маркетингом. Рассмотрен процесс построения брендинга и маркетинговых коммуникаций и их использование для территориального развития регионов. Изучены основные показатели результативности и устойчивого развития территорий посредством регионального маркетинга. Разработан алгоритм повышения эффективности регионального маркетинга для развития территорий.

Ключевые слова: региональный маркетинг, развитие, территории, инструмент, проблемы, возможности.

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблемы развития территорий имеют важное стратегическое значение не только для отдельных регионов, но и для всей страны в целом. Поскольку это помогает укрепить конкурентные позиции, создать привлекательные возможности для развития, получения прибыли и доходов от различных видов деятельности. Одним из инструментов развития территорий регионов выступает маркетинг. Рассматривая управление территорией на основе использования концепции маркетинга позволяет провести комплексную оценку возможностей региона с точки зрения социально-экономических факторов, географического положения, наличия инфраструктуры, а также преобладающих целевых групп.

Целью данного исследования является – изучение регионального маркетинга как инструмента развития территорий.

Под региональным маркетингом следует понимать целенаправленную деятельность по развитию, управлению территорией регионов с целью улучшения ее привлекательности, создания благоприятных возможностей для его функционирования, повышения имиджа.

Прежде чем перейти к рассмотрению регионального маркетинга, как основного инструмента развития территорий считаем необходимым изучить регионы-лидеры по Федеральным округам (Таблица 1).

Таблица 1. Регионы-лидеры по Федеральным округам.

Федеральный округ

Регионы-лидеры

Ранг

Отстающие регионы

Ранг

Центральный

Москва

1

Смоленская область

56

Московская область

3

Тверская область

59

Белгородская область

8

Костромская область

79

Северо-Западный

Санкт- Петербург

2

Новгородская область

65

Калининградская область

11

Архангельская область

66

Ленинградская область

14

Республика Карелия

78

Приволжский

Республика Татарстан

4

Кировская область

55

Нижегородская область

12

Ульяновская область

20

Республика Марий Эл

69

Уральский

Тюменская область

5

Курганская область

77

Ханты-Мансийский автономный округ

6

Ямало-Ненецкий автономный округ

7

Южный

Краснодарский край

13

Астраханская область

62

Ростовская область

15

Республика Калмыкия

83

Волгоградская область

35

Республика Крым

84

Сибирский

Новосибирская область

23

Иркутская область

68

Красноярский край

33

Республика Алтай

72

Омская область

37

Республика Тыва

81

Дальневосточный

Сахалинская область

9

Республика Бурятия

75

Чукотский автономный округ

25

Забайкальский край

80

Камчатский край

28

Еврейская автономная область

85

Северо-Кавказский

Ставропольский край

48

Кабардино-Балкарская Республика

74

Чеченская Республика

54

Республика Северная Осетия

76

Республика Дагестан

71

Карачаево-Черкесская Республика

82

По нашему мнению, поддержать активные позиции в рейтинге возможно на основе использования регионального маркетинга и использования его инструментов [3, с.562].

Региональный маркетинг включает в себя целый набор инструмент по управлению и развитию территорий [2, с.393]. Считаем, что комплексный подход, заключающийся в совокупности их использования обеспечит максимальную эффективность. Рассмотрим основные задачи, решаемые в рамках регионального маркетинга для развития территорий региона:

  1. создание благоприятных возможностей для развития регионов;
  2. повышение социально-экономического уровня жизни населения;
  3. стимулирование развития местного производства и соответствующей инфраструктуры;
  4. увеличение инвестиционной привлекательности регионов;
  5. развитие туристского потенциала;
  6. снижение финансовых рисков и рисков экономической безопасности регионов;
  7. расширение объема выпуска продукции с учетом ориентации на потребности населения;
  8. укрепление финансовых возможностей регионов;
  9. создание основы для проведения научных исследований и разработок;
  10. укреплении позиций на внутреннем и внешнем рынках и т.д.

Важно отметить, что в основе региональной концепции развития региона лежит брендинг и маркетинговые коммуникации [1, с.112]. Основной целью брендинга является формирование привлекательного образа и имиджа территории региона, чтобы обеспечить приток инвестиций в долгосрочной перспективе. Процесс построения брендинга в регионе наглядным образом представлен на Рисунке 1.

1

Рисунок 1. Процесс построения брендинга в регионе.

Таким образом, процесс брендинга включает в себя пять основных последовательных этапов и комплекс инструментов по его использованию. К ним относятся стратегические, символические, рекламные и PR инструменты.

Другим не менее эффективным инструментом является маркетинговые коммуникации, которые лежат в основе рыночного продвижения товаров на рынок. Основными инструментами маркетинговых коммуникаций являются: реклама, личные продажи, общественное мнение, мероприятия по стимулированию спроса, прямые продажи товара.

Реклама является формой продвижения на рынок основных идей, продуктов и услуг. Она может носить различные цели, например, информационную, убеждающую, напоминающую. Реклама помогает привлечь покупателей для покупки товара в тот или иной регион, стимулировать продажи. Личные продажи основаны на установлении прямых непрерывных взаимоотношений между продавцом и покупателем в отношении купли-продажи товара на рынке. Общественное мнение играет определяющую роль в построении отношений с общественностью, учете мнения окружающих, вкусах и потребностях. Мероприятия по стимулированию спроса включают в себя целый набор различных инструментов по активизации продаж (ярмарки, выставки, презентации и т.д. Прямые продажи основываются на двусторонних коммуникациях между субъектами рынка в отношении товаров, услуг [5, с.92].

Основными показателями результативности и устойчивого развития территорий посредством регионального маркетинга являются:

  1. сфера экономики: рост ВВП на душу населения, увеличение численности активного и трудоспособного населения, увеличение доходов граждан;
  2. сфера науки и инноваций: увеличение количества создания разработок, повышение доли инновационной продукции, выводимой на рынок, рост занятых инновационными разработками;
  3. социальная сфера: повышение уровня образования, медицинского обслуживания, решение социальных вопросов;
  4. сфера экологии: рост бережливых технологий, охрана территорий региона;
  5. сфера культуры: увеличение количества культурных заведений, рост посещаемости культурных заведений жителями региона.

В данной статье разработан алгоритм повышения эффективности регионального маркетинга для развития территорий (Рисунок 2).

2

Рисунок 2. Алгоритм повышения эффективности регионального маркетинга для развития территорий [Разработано автором].

Считаем, что разработанный алгоритм позволит не только повысить эффективность регионального маркетинга для развития территорий, но и создать благоприятные возможности для осуществления деятельности в будущем.

В целом можно сделать вывод, что региональный маркетинг создает благоприятные условия для развития регионов, решает основные проблемы их функционирования, формирует имидж территорий, способствует повышению конкурентоспособности и доходности регионов и т.д. Следовательно, региональный маркетинг можно вполне считать драйвером социально-экономического развития регионов. Кроме того, региональный маркетинг находит свое широкое применение в различных сферах и отраслях народного хозяйства таких, как производство, потребительский рынок, услуг и способствует повышению эффективности их деятельности.

Список литературы

  1. Логунцова И.В.Особенности территориального брендинга в российских условиях. М.: Изд-во КДУ. 2021. 560 с.
  2. Мочалова Я.В. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ // Пространственное развитие территорий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 393-396.
  3. Пророкова Е.А. К вопросу об индикаторах оценки результативности территориального маркетинга // Молодой ученый. 2021. № 8 (67). С. 562-565.
  4. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебник. СПб: Питер. 2006. 450 с.
  5. Сачик Т. В.Территориальный маркетинг. М.: ИНФРА-М. 2017. 370 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: