УДК 339.138
Региональный маркетинг как инструмент развития территорий
Цао Хуакунь – аспирант факультета Экономики и менеджмента Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением регионального маркетинга как основного инструмента развития территорий. Автор статьи подчеркивает важность использования регионального маркетинга для развития территорий с целью повышения конкурентоспособности регионов, создания привлекательных возможностей для своего функционирования, получения прибыли. Рассмотрено определение понятия «региональный маркетинг». Изучены основные задачи, решаемые региональным маркетингом. Рассмотрен процесс построения брендинга и маркетинговых коммуникаций и их использование для территориального развития регионов. Изучены основные показатели результативности и устойчивого развития территорий посредством регионального маркетинга. Разработан алгоритм повышения эффективности регионального маркетинга для развития территорий.
Ключевые слова: региональный маркетинг, развитие, территории, инструмент, проблемы, возможности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день проблемы развития территорий имеют важное стратегическое значение не только для отдельных регионов, но и для всей страны в целом. Поскольку это помогает укрепить конкурентные позиции, создать привлекательные возможности для развития, получения прибыли и доходов от различных видов деятельности. Одним из инструментов развития территорий регионов выступает маркетинг. Рассматривая управление территорией на основе использования концепции маркетинга позволяет провести комплексную оценку возможностей региона с точки зрения социально-экономических факторов, географического положения, наличия инфраструктуры, а также преобладающих целевых групп.
Целью данного исследования является – изучение регионального маркетинга как инструмента развития территорий.
Под региональным маркетингом следует понимать целенаправленную деятельность по развитию, управлению территорией регионов с целью улучшения ее привлекательности, создания благоприятных возможностей для его функционирования, повышения имиджа.
Прежде чем перейти к рассмотрению регионального маркетинга, как основного инструмента развития территорий считаем необходимым изучить регионы-лидеры по Федеральным округам (Таблица 1).
Таблица 1. Регионы-лидеры по Федеральным округам.
Федеральный округ |
Регионы-лидеры |
Ранг |
Отстающие регионы |
Ранг |
Центральный |
Москва |
1 |
Смоленская область |
56 |
Московская область |
3 |
Тверская область |
59 |
|
Белгородская область |
8 |
Костромская область |
79 |
|
Северо-Западный |
Санкт- Петербург |
2 |
Новгородская область |
65 |
Калининградская область |
11 |
Архангельская область |
66 |
|
Ленинградская область |
14 |
Республика Карелия |
78 |
|
Приволжский |
Республика Татарстан |
4 |
Кировская область |
55 |
Нижегородская область |
12 |
|||
Ульяновская область |
20 |
Республика Марий Эл |
69 |
|
Уральский |
Тюменская область |
5 |
Курганская область |
77 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
6 |
|||
Ямало-Ненецкий автономный округ |
7 |
|||
Южный |
Краснодарский край |
13 |
Астраханская область |
62 |
Ростовская область |
15 |
Республика Калмыкия |
83 |
|
Волгоградская область |
35 |
Республика Крым |
84 |
|
Сибирский |
Новосибирская область |
23 |
Иркутская область |
68 |
Красноярский край |
33 |
Республика Алтай |
72 |
|
Омская область |
37 |
Республика Тыва |
81 |
|
Дальневосточный |
Сахалинская область |
9 |
Республика Бурятия |
75 |
Чукотский автономный округ |
25 |
Забайкальский край |
80 |
|
Камчатский край |
28 |
Еврейская автономная область |
85 |
|
Северо-Кавказский |
Ставропольский край |
48 |
Кабардино-Балкарская Республика |
74 |
Чеченская Республика |
54 |
Республика Северная Осетия |
76 |
|
Республика Дагестан |
71 |
Карачаево-Черкесская Республика |
82 |
По нашему мнению, поддержать активные позиции в рейтинге возможно на основе использования регионального маркетинга и использования его инструментов [3, с.562].
Региональный маркетинг включает в себя целый набор инструмент по управлению и развитию территорий [2, с.393]. Считаем, что комплексный подход, заключающийся в совокупности их использования обеспечит максимальную эффективность. Рассмотрим основные задачи, решаемые в рамках регионального маркетинга для развития территорий региона:
- создание благоприятных возможностей для развития регионов;
- повышение социально-экономического уровня жизни населения;
- стимулирование развития местного производства и соответствующей инфраструктуры;
- увеличение инвестиционной привлекательности регионов;
- развитие туристского потенциала;
- снижение финансовых рисков и рисков экономической безопасности регионов;
- расширение объема выпуска продукции с учетом ориентации на потребности населения;
- укрепление финансовых возможностей регионов;
- создание основы для проведения научных исследований и разработок;
- укреплении позиций на внутреннем и внешнем рынках и т.д.
Важно отметить, что в основе региональной концепции развития региона лежит брендинг и маркетинговые коммуникации [1, с.112]. Основной целью брендинга является формирование привлекательного образа и имиджа территории региона, чтобы обеспечить приток инвестиций в долгосрочной перспективе. Процесс построения брендинга в регионе наглядным образом представлен на Рисунке 1.
Рисунок 1. Процесс построения брендинга в регионе.
Таким образом, процесс брендинга включает в себя пять основных последовательных этапов и комплекс инструментов по его использованию. К ним относятся стратегические, символические, рекламные и PR инструменты.
Другим не менее эффективным инструментом является маркетинговые коммуникации, которые лежат в основе рыночного продвижения товаров на рынок. Основными инструментами маркетинговых коммуникаций являются: реклама, личные продажи, общественное мнение, мероприятия по стимулированию спроса, прямые продажи товара.
Реклама является формой продвижения на рынок основных идей, продуктов и услуг. Она может носить различные цели, например, информационную, убеждающую, напоминающую. Реклама помогает привлечь покупателей для покупки товара в тот или иной регион, стимулировать продажи. Личные продажи основаны на установлении прямых непрерывных взаимоотношений между продавцом и покупателем в отношении купли-продажи товара на рынке. Общественное мнение играет определяющую роль в построении отношений с общественностью, учете мнения окружающих, вкусах и потребностях. Мероприятия по стимулированию спроса включают в себя целый набор различных инструментов по активизации продаж (ярмарки, выставки, презентации и т.д. Прямые продажи основываются на двусторонних коммуникациях между субъектами рынка в отношении товаров, услуг [5, с.92].
Основными показателями результативности и устойчивого развития территорий посредством регионального маркетинга являются:
- сфера экономики: рост ВВП на душу населения, увеличение численности активного и трудоспособного населения, увеличение доходов граждан;
- сфера науки и инноваций: увеличение количества создания разработок, повышение доли инновационной продукции, выводимой на рынок, рост занятых инновационными разработками;
- социальная сфера: повышение уровня образования, медицинского обслуживания, решение социальных вопросов;
- сфера экологии: рост бережливых технологий, охрана территорий региона;
- сфера культуры: увеличение количества культурных заведений, рост посещаемости культурных заведений жителями региона.
В данной статье разработан алгоритм повышения эффективности регионального маркетинга для развития территорий (Рисунок 2).
Рисунок 2. Алгоритм повышения эффективности регионального маркетинга для развития территорий [Разработано автором].
Считаем, что разработанный алгоритм позволит не только повысить эффективность регионального маркетинга для развития территорий, но и создать благоприятные возможности для осуществления деятельности в будущем.
В целом можно сделать вывод, что региональный маркетинг создает благоприятные условия для развития регионов, решает основные проблемы их функционирования, формирует имидж территорий, способствует повышению конкурентоспособности и доходности регионов и т.д. Следовательно, региональный маркетинг можно вполне считать драйвером социально-экономического развития регионов. Кроме того, региональный маркетинг находит свое широкое применение в различных сферах и отраслях народного хозяйства таких, как производство, потребительский рынок, услуг и способствует повышению эффективности их деятельности.
Список литературы
- Логунцова И.В.Особенности территориального брендинга в российских условиях. М.: Изд-во КДУ. 2021. 560 с.
- Мочалова Я.В. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в регионах РФ // Пространственное развитие территорий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 393-396.
- Пророкова Е.А. К вопросу об индикаторах оценки результативности территориального маркетинга // Молодой ученый. 2021. № 8 (67). С. 562-565.
- Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебник. СПб: Питер. 2006. 450 с.
- Сачик Т. В.Территориальный маркетинг. М.: ИНФРА-М. 2017. 370 с.