УДК 35

Определение методики поддержки управления системой обеспечения пожарной безопасности

Фурсов Александр Иванович – кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры Кадрового, правового и психологического обеспечения Академии государственной противопожарной службы МЧС России

Ломаева Татьяна Александровна – кандидат технических наук, доцент кафедры Организации деятельности пожарной охраны Академии государственной противопожарной службы МЧС России

Трунов Сергей Викторович – магистрант Академии государственной противопожарной службы МЧС России

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы определения методики поддержки управления системой обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования. Изложены особенности административно-правового регулирования общественных отношений, которые складываются в области обеспечения пожарной безопасности. Дана оценка общим правовым исследованиям проблем, возникающим в деятельности Российской Федерации и обществе по созданию и поддержанию эффективного государственно-правового механизма, который способен сохранить необходимый уровень пожарной безопасности в границах нашего государства.

Ключевые слова: методика, поддержка управления, безопасность, система обеспечения пожарной безопасности.

Государство осуществляет охрану прав и свобод физических и юридических лиц на своей территории, что является его основной функцией. Ограничения прав граждан, связанные с предоставлением полномочий органам, обеспечивающим безопасность, устанавливаются федеральными законами.

Следует перечислить основные понятия в области безопасности, которые устанавливаются в Федеральном законе Российской Федерации от 28.12.2010 «О безопасности»:

Безопасность – защищенность личности, общества и государства и их жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы – система различных потребностей, которая характеризуется полноценным существованием и возможностями для прогрессивного развития личности, общества и государства [5].

Затраты на превентивную пожарную безопасность помогают спасать человеческие жизни и снижать экономические издержки от последствий пожаров. По оценкам международных ассоциаций [14], затраты на обеспечение пожарной безопасности зданий составляют 2,5–7% от общих затрат на строительство. Существующий процесс принятия решений вряд ли можно считать рациональным, и наблюдаемый уровень пожарной безопасности следует подвергнуть более строгому анализу, а не постулировать его оптимальность без доказательств. Существует тенденция добавлять новые требования, не подвергая сомнению существующие, что увеличивает стоимость их соблюдения.

К источникам информации, которые могут обеспечить основу для разработки методов определения пожарного риска, относят статистические данные и инженерные модели. В рамках оптимизации решений по оценке затрат на пожарную безопасность можно отметить, что рациональный подход к оптимальной пожарной безопасности рассматривает принятие решений как проблему распределения ресурсов: ресурсы для мер по снижению риска ограничены и должны расходоваться эффективно. Чем больше мы инвестируем в пожарную безопасность, тем ниже будут потери от пожара. Однако предельная выгода от дополнительных инвестиций уменьшается с ростом уровня безопасности. Тем не менее, неприемлемо основывать решения по пожарной безопасности только на оптимизации денежных затрат, поскольку защита жизни и здоровья является общественной проблемой [15, c. 114-118].

При разработке норм пожарной безопасности можно повысить эффективность их требований, явно учитывая изменение зданий, подлежащих регулированию [10, c. 46-48]. При решении возникающих проблем в ряде стран мира приняты нормы пожарной безопасности, основанные на характеристиках. Подобные нормы основаны на четко сформулированных целях, которые обычно формулируются в качественных терминах. При этом проверка адекватных характеристик часто осуществляется путем сравнения результатов детерминированных, основанных на сценариях инженерных расчетов с так называемыми «критериями эффективности», описывающими, например, пороговые значения для воспламенений, пробоев, устойчивости конструкции к разрушению и т. п.

Альтернативный подход заключается в проверке конструкции, основанной на характеристиках, с использованием оценки пожарного риска. Данный подход может быть адаптирован для определения целей безопасности при проектировании пожарной безопасности.

Принятие решений, основанных на оценке риска, для обеспечения оптимальной пожарной безопасности требует использования комплексных моделей риска для оценки влияния мер по снижению риска на последствия пожара. Простой способ построения моделей пожарного риска, облегчающих абсолютную оценку риска, состоит в том, чтобы полагаться на статистические данные о реальных пожарах. Классическим применением моделей на основе данных является прогнозирование будущих убытков. При этом частота возникновения пожаров может быть смоделирована как функция размера здания, а вероятность возникновения пожара – как функция площади этажа.

Документирование большего количества информации о каждом случае пожара, конечно, возможно, но за счет дополнительных усилий по сбору данных. Таким образом, требуется компромисс между стоимостью и ценностью собранной информации.

Роль инженерных расчетов в системе обеспечения пожарной безопасности крайне велика. Необходимость пожарно-технических расчетов обусловлена тем, что даже самые подробные нормы никогда не смогут описать все многообразие необходимых для нормирования ситуаций. Например, в СП 4.13130 приводится свыше 1,5 тысяч возможных комбинаций нормативных требований к величинам противопожарных разрывов. Казалось бы, описано все: расстояние между складами каменного угля и складами щепы и опилок, между трамвайными путями и подземными резервуарами под давлением, между газгольдерами и складами горючих жидкостей, между автостоянками и жилыми домами, между школами и газопроводами.

Однако этого исчерпывающего перечня не хватает: в СП 4.13130 есть приложение, в котором приведена методика расчета противопожарных расстояний для тех случаев, которые не охватываются нормами. Подобную ситуацию можно отнести, например, к противодымной вентиляции. Не смотря на ряд конкретных требований к таким системам, большой массив необходимых параметров определяется расчетом: необходимые размеры и количество открываемых проемов для естественного проветривания, площади сечения дымовых люков, клапанов, фонарей и фрамуг, параметры подачи воздуха в безопасные зоны, в лифтовые холлы цокольных и подземных этажей, площади дымовых зон и дымоприемных устройств, а также многое другое. Времена ручного счета объективно уже почти полностью ушли в прошлое. Поэтому вполне очевидно, что алгоритмы все более усложняющихся расчетов будут реализованы программно-вычислительными комплексами. Следует отметить, что сейчас их число уже приближается к 100 и будет только расти. Использование компьютерных программ резко упрощает сложные вычисления, но выводит на первый план требования к точности и достоверности расчетов с помощью тех или иных комплексов.

В рамках рассмотрения методик оценки пожарного риска можно отметить, что инженерные подходы к этой оценке разбивают проблему моделирования пожарного риска на несколько подзадач. Этого можно достичь путем разработки инженерных моделей на основе принципов общей оценки рисков для введения этих принципов в контексте оценки пожарного риска. Целью общего моделирования пожарного риска является оценка риска на основе набора показателей, описывающих систему.

Можно обозначить три различных требования, которым должна удовлетворять калиброванная модель: допущения и окончательная работоспособность модели должны соответствовать физическому пониманию проблемы; влияние индикаторов риска для конкретных зданий: поведение модели для зданий с разными индикаторами риска должно согласовываться с наблюдениями в разных группах зданий; после агрегирования на уровне групп модель должна быть в состоянии представить наблюдаемое распределение вероятностей выходных данных модели.

Определение целей безопасности с точки зрения риска или вероятности для других областей проектирования пожарной безопасности может быть менее простым. Предстоит проделать большую работу по разработке общих подходов, основанных на оценке риска, например, для оценки воздействия мер безопасности, ограничивающих распространение пожара. Кроме того, определение проектных целей для приемлемой безопасности жизнедеятельности требует дополнительных исследований, которые могут привести к усовершенствованию общей структуры, разработанной в работе.

Следует разрабатывать полувероятностные методы и калибровать их в соответствии с количественными целями безопасности с использованием соответствующих общих моделей риска. Для согласованности между различными режимами регулирования положения предписывающих норм должны основываться на тех же целях безопасности, что и варианты проектирования, основанные на характеристиках.

Методы абсолютной оценки пожарного риска являются ключевыми для применения общих принципов денежной оптимизации и приемлемой безопасности жизни к практическим проблемам принятия решений. В сочетании с процедурой калибровки общая стратегия моделирования, основанная на наблюдаемых показателях риска, предлагает множество возможностей для принятия решений.

Еще одной многообещающей областью применения может быть стратегическое планирование наличия пожарных команд. В этом случае типовая модель пожарного риска здания должна быть откалибрована для данных, содержащих информацию, например, о времени прибытия пожарной команды или оборудовании. Затем модель можно использовать для поддержки решений, например, о количестве и местоположении пожарных депо на уровне административно-территориальной единицы.

В рамках производства судебных нормативных пожарно-технических экспертиз, а также при подготовке технических заключений в СЭУ ФПС ИПЛ МЧС России перед сотрудниками лабораторий ставятся вопросы, для решения которых необходимо проведение компьютерного моделирования. Вызвано это в том числе и тем, что Федеральный закон №73-ФЗ предписывает в процессе проведения исследований при осуществлении судебно-экспертной деятельности использовать достижения науки и техники. При этом спектр вопросов, и, следовательно, требующих решения задач, может быть довольно обширен. В Исследовательском центре экспертизы пожаров Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России по актуализации методического пособия  проведен анализ заключений эксперта и технических заключений, содержащих результаты использования компьютерного моделирования и применения различных расчетных методов. По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что чаще всего перед сотрудниками пожарных лабораторий ставятся следующие группы вопросов, требующих использования возможностей компьютерного моделирования:

  1. Вопросы, затрагивающие динамику развития пожара внутри здания или сооружения: скорость распространения горения и опасных факторов пожара в помещениях, коридорах, между этажами и т.д. При проведении исследований анализируется влияние одного или группы имеющихся на объекте нарушений требований пожарной безопасности на развитие горения и его последствия. В подобных ситуациях сотрудник лаборатории вычленяет из представленных на исследование материалов дела следующую, необходимую для моделирования информацию (фактически воссоздают реальную обстановку, которая была в момент возникновения пожара):
  • вид, количество и способ размещения первоначально загоревшегося материала, располагавшегося в очаге пожара;
  • вид пожарной нагрузки, которая была размещена вблизи очага пожара;
  • геометрические размеры помещений, коридоров, этажей, которые будут включены при моделировании в расчетные области;
  • состояние (исправность, работоспособность) и характеристики системы противодымной вентиляции, расположение и геометрические параметры дымоприемных и иных устройств;
  • характеристики и состояние общеобменной вентиляции (отключилась или нет данная система при возникновении пожара);
  • характеристики и состояние автоматических установок пожаротушения.
  1. Вопросы, рассматривающие возможность распространения горения между зданиями или сооружениями с учетом несоблюдения размеров противопожарных расстояний между ними. Для проведения моделирования в ответах на данную группу вопросов эксперту необходимо выяснить:
  • погодные условия, которые были в момент возникновения и в течение пожара (скорость и направление ветра, температура и др.);
  • геометрические размеры рассматриваемых объектов, а также их взаимное расположение относительно друг друга;
  • геометрические размеры, характеристики и расположение дверных и оконных проемов в наружных ограждающих конструкциях;
  • вид и пожароопасные свойства материалов, применяемых в конструкции и отделке объектов;
  • вид и характеристики основной пожарной нагрузки, расположенной внутри объектов.
  1. Вопросы, связанные с проверкой выполнения на объекте условий безопасной эвакуации людей по произошедшему пожару либо при рассмотрении потенциально возможного происшествия. Для ответа на подобные вопросы необходимо собрать следующую информацию:
  • геометрические особенности объекта в целом, а также его эвакуационных путей и выходов;
  • месторасположение, параметры и состояние противопожарных преград, а также заполнения проемов в них;
  • вид и характеристики основной пожарной нагрузки, расположенной внутри объекта;
  • количество, месторасположение и категории работников и посетителей объекта;
  • состояние и характеристики смонтированных на объекте автоматических систем противопожарной защиты и др.
  1. Общие вопросы, затрагивающие обеспечение пожарной безопасности объекта в целом. В рамках данных вопросов, фактически, эксперту либо специалисту необходимо, в большинстве случаев, выполнить расчеты по определению величины пожарного риска, чтобы в дальнейшем определить условия соответствия для здания или сооружения, содержащиеся в ст. 6 Федерального закона №123-ФЗ, а также конкретизировать перечень требований пожарной безопасности, положения которых распространяются на рассматриваемый объект защиты. При рассмотрении данной группы вопросов перечень информации, необходимой и достаточной для проведения моделирования, фактически идентичен перечню, требующемуся для исследований выполнения условий безопасной эвакуации людей при пожаре.
  2. Вопросы, касающиеся оценки влияния несоответствий требованиям пожарной безопасности характеристик и исполнения элементов автоматических систем противопожарной защиты на способность рассматриваемых систем выполнить заданные функции, и, следовательно, на наступление тех или иных последствий (фактических (по произошедшему пожара) либо потенциально возможных). Примером исследований по подобным вопросам является моделирование, в процессе которого анализируется, как повлияло:
  • ненормативное расположение пожарных извещателей на время обнаружения пожара и фактическое время начала эвакуации людей при возникновении происшествия;
  • некорректное месторасположение и размеры и дымоприемных устройств системы противодымной вентиляции на время блокирования путей эвакуации.

Для проведения необходимых исследований (в зависимости от решаемых задач) собирается информация о фактическом исполнении элементов системы, вид и пожароопасные характеристики горючей нагрузки, находящейся в расчетных областях и др. Принципы проведения моделирования по данной группе вопросов изложены в методическом пособии.

Таким образом, в настоящее время проведение исследований и формирование выводов, имеющих высокий доказательный уровень, при производстве судебных нормативных пожарно-технических экспертиз невозможно без активного внедрения результатов использования компьютерного моделирования и современных информационных технологий в каждодневный рабочий процесс сотрудников испытательных пожарных лабораторий. Для этого необходима разработка методологических основ, содержащих алгоритмы проведения моделирования по каждой группе вопросов.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) / Собрание законодательства Российской Федерации, 04 август 2014 г., № 31, статья 4398.
  2. Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190 // Российская газета - 30 декабря 2004 г. – ст. 63.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5438/
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
  6. Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33965/
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54079/
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129263/
  9. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Основы теории организации, функционирования и управления экстренными и аварийно-спасательными службами: Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2018. 92 с.
  10. Бырдан В.В., Арбузова Н.А. Проблемы современного нормирования в обеспечении пожарной безопасности. Наука, техника и образование, 2018, № 11, с.46–48.
  11. Витингтон Р. государственная безопасность / пер. с англ Баранчикова Л.Д. – М.: Независимая фирма «Класс», 2014. – С. 112.
  12. Воскресенский О.И. Общие принципы правового регулирования в сфере безопасности / О.И. Воскресенский. – М.: Норма, 2016. – С. 76.
  13. Тенденции развития области государственной безопасности / Под ред. В.А. Никитина. – М., 2016. – 147с.
  14. Fischer K. Societal decision-making for optimal fire safety. 2014 Institut für Baustatik und Konstruktion der ETH Zürich, Zürich. 189 с.
  15. Ларионова С.Л., Товпеко Л.И. Метод принятия решений в условиях неопределенности для обеспечения информационной безопасности. Инновации и инвестиции, 2020, № 6, с. 114-118.

Интересная статья? Поделись ей с другими: