УДК 69.002.5

Методика оценки надежности строительной машины как сложной восстанавливаемой системы с помощью теории массового обслуживания (ТМО)1

Репин Сергей Васильевич – доктор технических наук, профессор кафедры Наземных транспортно-технологических машин Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Зазыкин Андрей Вячеславович – кандидат технических наук, доцент, декан Автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Кумов Дмитрий Владимирович – студент кафедры Наземных транспортно-технологических машин Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.

Аннотация: Статья посвящена описанию теории массового обслуживания строительных машин и систем в качестве методики оценки надежности. Методика основана на рассмотрении комплекса элементов машин как системы массового обслуживания с расчетными вероятностями. Рассмотрение результата теории массового обслуживания для внедрения в принцип обслуживания строительных систем.

Ключевые слова: надежность, транспортное средство, технический объект, отказ, вероятность восстановления.

Теория массового обслуживания есть наиболее целесообразный способ описания состояний машины и ее вероятности, исходящий из интенсивностях потоков восстановлений μi(t) и отказов λi(t) [1].

Необходимо вывести полный показатель надежности технического объекта, то есть – выражение теоретического коэффициента готовности [2]. Неплановый ремонт предназначен для устранения отказа отдельного элемента машины, которая собой составляет комплекс данных элементов [3]. Машина последовательно, но в случайный момент времени способна из состояния исправности (S0) переходить в состояние отказа каждого ее элемента (S1, S2,..., Sn) [3]. Случайной величиной в неплановом ремонте также является время простоя, которое зависит от наличия запасных частей, характера поврежденных элементов и т. п. Однако машину возможно представить в качестве системы массового обслуживания (СМО) лишь в том случае, если принять поток восстановлений и отказов простейшими [4]. Система массового обслуживания представлена на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Граф состояний машины как сложной восстанавливаемой системы.

Для установившегося режима граф СМО можно описать уравнениями:

– P0λ1 + Q1μ1 = 0;

– P0λ2 + Q2μ2 = 0;

– P0λn + Qnμn = 0;

P0 + Q1 + Q2 + ... + Qn = 0,

где P0, Q1, Qn – вероятности нахождения системы в исправном состоянии (ноль отказов) и с отказом первого элемента, с отказом n-го элемента; λ1…n и μ1…n – соответствующие интенсивности потоков отказов и восстановлений.

Возможно выразить вероятности всех состояний:

f1,      (1)

где Р0, Qi – вероятности нахождения машины в исправном состоянии (ноль отказов) и с отказом i-го элемента.

Второе выражение будет соответствовать коэффициенту готовности только, если учитывать внезапные отказы, которые переводят машину в состояние неработоспособности

Интенсивности потоков отказов и восстановлений элементов определяется величинами, обратными среднему времени соответственно наработки на отказ и простоя в ремонте [5].

В таблице 1 приведен расчет вероятностей состояний систем экскаватора ЭО-4225, которые были выполнены на основании данных эксплуатации в 2007-2016 гг. (рисунок 2).

Таблица 1. Расчет вероятностей состояний систем экскаватора.

 

Системы экскаватора ЭО-3325

 

Наработка на отказ, ч

Среднее время ремонта, ч

Интенсивности потоков

 

λii

 

Вероятности состояний Qi

λi, ч–1

μi, ч–1

Двигатель

3600,00

39

0,000278

0,025641

0,010833

0,009734

Гидравлическая система

 

302,00

 

25

 

0,003311

 

0,040000

 

0,082781

 

0,074380

Ходовая часть

2322,00

11

0,000431

0,090909

0,004737

0,004257

Рулевое управление

 

4502,00

 

4,9

 

0,000222

 

0,204082

 

0,001088

 

0,000978

Тормозная система

 

4320,00

 

7,1

 

0,000231

 

0,140845

 

0,001644

 

0,001477

Электрооборудо- вание

 

3120,00

 

6,8

 

0,000321

 

0,147059

 

0,002179

 

0,001958

Рабочее оборудование

 

2650,00

 

5,7

 

0,000377

 

0,175439

 

0,002151

 

0,001933

Основная рама

3850,00

29

0,000260

0,034483

0,007532

0,006768

Среднее

3083,25

16,0625

0,000324

0,062257

0,112947

0,101485

2

Рисунок 2. Вероятности отказов систем экскаватора.

Отказ гидросистемы наиболее вероятен, если исходить из приведенных расчетов. В дальнейшем необходимо провести анализ вероятностей состояний всех последующих уровней (см. рисунок 1). Таким образом можно установить вклад отдельных узлов в общую надежность машины и принять меры по корректировке периодичности замен узлов.

Заключение

Теория массового обслуживания строительных машин и систем позволяет проследить связь между периодическими отказами комплексной системы и отдельными узлами и элементами машины. Отчего возможен новый подход к обслуживанию комплексов, требующий лишь корректировки периодичности замены деталей, вероятность отказа которых высока.

Список литературы

  1. Саати Т.Л. Элементы теории массового обслуживания – М.: Советское радио. – 1971. – 520 с.
  2. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения.
  3. МДС 12-13.2003, (2003). Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин. МДС 12-13.2003. – М.: ЦНИИОМТП. – 2003. – 28 с.
  4. Репин С.В. (2017, 1). Надежность и эффективность эксплуатации транспортно-технологических машин / Репин С.В., Евтюков С.А., Зазыкин А.В., Рулис К.В. – СПб, Издательский дом «Петрополис». – 2017 - 404 с.
  5. МДС 12-8.2007, (2007). Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин. МДС 12-8.2007. – М.: ЦНИИОМТП. – 2007. – 61 с.

1 Статья написана при финансовой поддержке выполнения научно- исследовательских работ научно-педагогическими работниками управлением научной работы СПбГАСУ в 2023 году.