УДК 69.002.5
Методика оценки надежности строительной машины как сложной восстанавливаемой системы с помощью теории массового обслуживания (ТМО)1
Репин Сергей Васильевич – доктор технических наук, профессор кафедры Наземных транспортно-технологических машин Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Зазыкин Андрей Вячеславович – кандидат технических наук, доцент, декан Автомобильно-дорожного факультета Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Кумов Дмитрий Владимирович – студент кафедры Наземных транспортно-технологических машин Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Аннотация: Статья посвящена описанию теории массового обслуживания строительных машин и систем в качестве методики оценки надежности. Методика основана на рассмотрении комплекса элементов машин как системы массового обслуживания с расчетными вероятностями. Рассмотрение результата теории массового обслуживания для внедрения в принцип обслуживания строительных систем.
Ключевые слова: надежность, транспортное средство, технический объект, отказ, вероятность восстановления.
Теория массового обслуживания есть наиболее целесообразный способ описания состояний машины и ее вероятности, исходящий из интенсивностях потоков восстановлений μi(t) и отказов λi(t) [1].
Необходимо вывести полный показатель надежности технического объекта, то есть – выражение теоретического коэффициента готовности [2]. Неплановый ремонт предназначен для устранения отказа отдельного элемента машины, которая собой составляет комплекс данных элементов [3]. Машина последовательно, но в случайный момент времени способна из состояния исправности (S0) переходить в состояние отказа каждого ее элемента (S1, S2,..., Sn) [3]. Случайной величиной в неплановом ремонте также является время простоя, которое зависит от наличия запасных частей, характера поврежденных элементов и т. п. Однако машину возможно представить в качестве системы массового обслуживания (СМО) лишь в том случае, если принять поток восстановлений и отказов простейшими [4]. Система массового обслуживания представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Граф состояний машины как сложной восстанавливаемой системы.
Для установившегося режима граф СМО можно описать уравнениями:
– P0λ1 + Q1μ1 = 0;
– P0λ2 + Q2μ2 = 0;
…
– P0λn + Qnμn = 0;
P0 + Q1 + Q2 + ... + Qn = 0,
где P0, Q1, Qn – вероятности нахождения системы в исправном состоянии (ноль отказов) и с отказом первого элемента, с отказом n-го элемента; λ1…n и μ1…n – соответствующие интенсивности потоков отказов и восстановлений.
Возможно выразить вероятности всех состояний:
, (1)
где Р0, Qi – вероятности нахождения машины в исправном состоянии (ноль отказов) и с отказом i-го элемента.
Второе выражение будет соответствовать коэффициенту готовности только, если учитывать внезапные отказы, которые переводят машину в состояние неработоспособности
Интенсивности потоков отказов и восстановлений элементов определяется величинами, обратными среднему времени соответственно наработки на отказ и простоя в ремонте [5].
В таблице 1 приведен расчет вероятностей состояний систем экскаватора ЭО-4225, которые были выполнены на основании данных эксплуатации в 2007-2016 гг. (рисунок 2).
Таблица 1. Расчет вероятностей состояний систем экскаватора.
Системы экскаватора ЭО-3325 |
Наработка на отказ, ч |
Среднее время ремонта, ч |
Интенсивности потоков |
λi/μi |
Вероятности состояний Qi |
|
λi, ч–1 |
μi, ч–1 |
|||||
Двигатель |
3600,00 |
39 |
0,000278 |
0,025641 |
0,010833 |
0,009734 |
Гидравлическая система |
302,00 |
25 |
0,003311 |
0,040000 |
0,082781 |
0,074380 |
Ходовая часть |
2322,00 |
11 |
0,000431 |
0,090909 |
0,004737 |
0,004257 |
Рулевое управление |
4502,00 |
4,9 |
0,000222 |
0,204082 |
0,001088 |
0,000978 |
Тормозная система |
4320,00 |
7,1 |
0,000231 |
0,140845 |
0,001644 |
0,001477 |
Электрооборудо- вание |
3120,00 |
6,8 |
0,000321 |
0,147059 |
0,002179 |
0,001958 |
Рабочее оборудование |
2650,00 |
5,7 |
0,000377 |
0,175439 |
0,002151 |
0,001933 |
Основная рама |
3850,00 |
29 |
0,000260 |
0,034483 |
0,007532 |
0,006768 |
Среднее |
3083,25 |
16,0625 |
0,000324 |
0,062257 |
0,112947 |
0,101485 |
Рисунок 2. Вероятности отказов систем экскаватора.
Отказ гидросистемы наиболее вероятен, если исходить из приведенных расчетов. В дальнейшем необходимо провести анализ вероятностей состояний всех последующих уровней (см. рисунок 1). Таким образом можно установить вклад отдельных узлов в общую надежность машины и принять меры по корректировке периодичности замен узлов.
Заключение
Теория массового обслуживания строительных машин и систем позволяет проследить связь между периодическими отказами комплексной системы и отдельными узлами и элементами машины. Отчего возможен новый подход к обслуживанию комплексов, требующий лишь корректировки периодичности замены деталей, вероятность отказа которых высока.
Список литературы
- Саати Т.Л. Элементы теории массового обслуживания – М.: Советское радио. – 1971. – 520 с.
- ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения.
- МДС 12-13.2003, (2003). Механизация строительства. Годовые режимы работы строительных машин. МДС 12-13.2003. – М.: ЦНИИОМТП. – 2003. – 28 с.
- Репин С.В. (2017, 1). Надежность и эффективность эксплуатации транспортно-технологических машин / Репин С.В., Евтюков С.А., Зазыкин А.В., Рулис К.В. – СПб, Издательский дом «Петрополис». – 2017 - 404 с.
- МДС 12-8.2007, (2007). Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин. МДС 12-8.2007. – М.: ЦНИИОМТП. – 2007. – 61 с.
1 Статья написана при финансовой поддержке выполнения научно- исследовательских работ научно-педагогическими работниками управлением научной работы СПбГАСУ в 2023 году.