УДК 62-1/-9

Повышение эффективности оборудования для создания минерализованных полос при тушении лесных пожаров

Макеев Антон Игоревич – студент Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова

Аннотация: В статье рассматривается возможность установки существующего тракторного грунтомётного оборудования, применяемого для создания минерализованных полос при тушении лесных пожаров, на крупнотоннажные автомобили Урал-4320 и КамАЗ-4310 с целью повышения скорости доставки оборудования к месту локализации и тушения лесного пожара. Необходимость повышения мобильности грунтомётного оборудования связано с высоким количеством лесных пожаров и огромной площадью лесов на территории России. Грунтомёнтное оборудование обладает высокой эффективностью при тушении лесного пожара, и может применяться при проведении профилактических мероприятий.

Ключевые слова: тушение лесных пожаров, минерализованные полосы, грунтомётное оборудование, модернизация техники.

В Российской Федерации (далее – РФ) общая площадь лесов составляет 1 миллиард 187,6 миллионов гектаров [5]. Ежегодно в России происходит от 9 до 35 тысяч лесных пожаров (далее – ЛП). Их общая площадь составляет от 500 тысяч до нескольких миллионов гектаров. Принимая во внимание данные МЧС России, в период с 1992 по 2022 год зарегистрировано свыше 630 тысяч лесных пожаров.

 В 2021 году в РФ была зарегистрирована наибольшая площадь пожаров. По данным МЧС России, общая площадь составила более 18 миллионов гектаров. От этой общей площади, примерно 8,5 миллиона гектаров было охвачено пожарами в Якутии, и также были зарегистрированы крупные очаги в Иркутской и Тюменской областях. За указанный выше год было зарегистрировано 3 210 ЛП, причем дым от горящих лесов впервые достиг Северного полюса по данным спутникового наблюдения. В рамках своей работы, пожарные и спасатели предотвратили 14 распространений лесных пожаров и 40 распространений огня на населенные пункты, предотвратив тем самым возможные угрозы. Благодаря их усилиям, удалось защитить 42 тысячи домов и обеспечить безопасность 872 тысяч человек.

На данный момент борьба с ЛП включает несколько этапов:

  • остановка кромки пожара;
  • меры по локализации пожара;
  • ликвидация очагов внутри пожарища;
  • периодический осмотр территории, пройденной пожаром, и тушение в случае обнаружения новых очагов.

Самыми сложными этапами считаются такие, как остановка распространения и локализация пожара. Именно упомянутые этапы считаются решающими в процессе тушения. Помимо этого, локализация ЛП – это решающая и завершающая стадия работ по тушению.

Стоит отметить, что сегодня для тушения ЛП применяются несколько основных методов, включая:

  • захлестывание огня на кромке пожара;
  • засыпка горящей кромки грунтом;
  • прокладка минерализованных полос на пути распространения пожара;
  • пуск встречного пала;
  • тушение горящей кромки при помощи воды;
  • применение растворов химических веществ;
  • искусственный вызов осадков из облаков.

Для остановки распространения ЛП выполняются работы, направленные на горящую кромку. Подобный подход позволяет получить больше времени для выполнения сложных работ, направленных на локализацию пожара,  таких как прокладка заградительных полос и канав, для предотвращения возможности возобновления и распространения огня. Следует подчеркнуть, что зачастую используемые методы включают в себя захлестывание, засыпку грунтом и заливку кромки пожара водой или химическими растворами. Однако в преимущественном большинстве эти методы обеспечивают временную остановку распространения горения на кромке пожара, и часто возникают случаи возобновления горения, что приводит к последующему распространению огня на территории. Именно по этой причине пожары признаются локализованными исключительно тогда, когда вокруг них проложены заградительные полосы, которые максимально надежно преграждают путь распространения огня.

Для того чтобы проложить заградительные минерализованные полосы вполне могут быть применены:

  • тракторные и конные плуги;
  • специальные тракторные грунтомёты;
  • бульдозеры;
  • пожарные почвообрабатывающие агрегаты.

В случае если механизированные средства отсутствуют или отсутствует возможность их непосредственного использования, заградительные полосы прокладываются посредством ручных орудий.

Из существующих на сегодняшний день механизированных средств прокладки минерализованных полос применяются тракторные грунтомёты: ГТ-3, АЛФ-10. Они обладают высокой эффективностью в сравнении с плугами и ручным инструментом. Применение тракторных грунтомётов целесообразно при тушении крупных лесных пожаров. Схема установки грунтомёта АЛФ-10 показана на рисунке 1.

 image001

Рисунок 1. Тракторная грунтомётная установка АЛФ-10.

Существенный недостаток тракторных грунтометов – скорость прибытия техники на пожар. Средняя транспортная скорость тракторов, на которые устанавливаются современные грунтометы, составляет порядка 30 км/ч.

Анализируя вышеизложенное можно предположить, рационально размещение грунтомётного оборудования на базе крупнотоннажных автомобилей высокой проходимости (Урал-4320, КамАЗ-4310). Предполагается, что грунтомёт будет располагаться на задней части автомобиля. В качестве прототипа автомобильного грунтомёта необходимо использовать АЛФ-10, так как альтернативный ему ГТ-3 обладает большей массой и габаритами и применяется только с тракторами серии Т-150К, в то время как АЛФ-10 используется на МТЗ-82. Рабочий ход грунтомёта обеспечивается благодаря использованию карданных валов привода лебеди, изображенных на рисунке 2.

 image002

Рисунок 2. Схема расположения карданных валов трансмиссии и привода лебедки автомобилей Урал 4320: 1 – вал карданный промежуточный; 2 – пластина опорная; 3 – опора промежуточная; 4, 5, 6 – валы карданные привода лебедки; 7, 8, 9 – валы карданные привода мостов.

Для реализации возможности установки АЛФ-10 на Урал-4320 необходимо выполнить демонтаж лебедки автомобиля и обеспечить возможность подключения карданных приводов лебедки к карданному валу грунтометного оборудования.

Использование автомобильного шасси позволит увеличить скорость доставки грутомёта к месту тушения пожара до 85 км/ч.

Дополнительным преимуществом подобного решения будет возможность расположения в кузове автомобиля пожарного расчета или дополнительного оборудования для осуществления пожаротушения.

Список литературы

  1. Инструкция по эксплуатации автомобилей Урал-4320 [Электронный ресурс] // Уральский завод спецтехники. URL: https://uzst.ru/poleznaya-informaciya/ural-4320/transmissiya (дата обращения 24.07.2023).
  2. Грунтомёты для тушения лесных пожаров: виды и ТТХ 4320 [Электронный ресурс] // FIREMAN.CLUB. URL: https://fireman.club/statyi-polzovateley/gruntomet-dlya-tusheniya-lesnyh-pozharov-naznachenie-i-harakteristika (дата обращения 24.07.2023).
  3. Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров // Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 30.06.95 № 100.
  4. Одинцов Д. И. Рекомендации по обнаружению и тушению лесных пожаров // Федеральная служба лесного хозяйства России 17.12.1997.
  5. Статистика по лесным пожарам в России [Электронный ресурс] // ТАСС. URL https://tass.ru/info/14586659 (дата обращения07.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: