УДК 159.9
Влияние жизненной среды на физиологические и психологические проявления психоэмоционального стресса у подростков, оказавшихся без попечения родителей
Горбанева Маргарита Вячеславовна – сотрудник Центра помощи детям г. Азов, кафедра медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета
Колмакова Татьяна Сергеевна – кафедра медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета
Байер Елена Александровна – сотрудник Центра помощи детям г. Азов, кафедра социальной педагогики Донского государственного технического университета
Григорян Нарине Аразиковна – кафедра медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета
Севрюков Антов Васильевич – кафедра медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета
Коваленко Василиса Николаевна – кафедра медицинской биологии и генетики Ростовского государственного медицинского университета
Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема, связанная с влиянием жизненной среды на физиологические и психологические проявления психоэмоционального стресса у подростков, которые оказались без попечения родителей. Авторы подчеркивают, что негативные жизненные ситуации и стрессы могут стать причиной нарушения физического и психического здоровья, а кроме того они угнетают произвольную сферу и способность к самоконтролю, что в особенности проявляется у детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей и проживающие в учреждениях социального типа. В настоящее время общепризнанной является важная роль замещающей семьи в снижении негативных последствий стресса. В завершении авторы приходят к выводу о том, что главная роль в ответе на стресс принадлежит катехоламинам (адреналину и норадреналину), которые участвуют в формировании общего адаптационного синдрома. При этом повышенная активность симпато-адреналовой системы в подростковом возрасте способствует поддержанию и усугублению тревожности и агрессивности как основных эмоциональных проявлений стресса, что может привести к преждевременному истощению адаптационных ресурсов растущего организма.
Ключевые слова: подростки, без попечения родителей, формы семейного устройства, замещающие семьи, психоэмоциональный стресс, симпато-адреналовая система, тревожность, агрессия.
Введение
В последнее время проводится активный поиск физиологических маркеров поведенческих расстройств у детей и подростков. Негативные жизненные ситуации и стрессы могут стать причиной нарушения физического и психического здоровья, а также существенно угнетать произвольную сферу и способность к самоконтролю. У детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и проживающих в учреждениях социального типа, тревожность, агрессия и другие формы нарушения поведения (эмоций) усиливаются депривацией материнской заботы, дефицитом положительных эмоций, отсутствием или потерей семьи и близких, сложностью формирования отношений со сверстниками, учителями и т.д. Эти факторы являются ведущими в формировании и закреплении асоциальных форм поведения и негативных личностных изменений. При этом основным фактором, оказывающим деструктивное влияние на подростков, оказавшихся без попечения родителей, является высокий уровень психосоциального и психоэмоционального стресса [1, 2, 3, 4, 5, 6].
В настоящее время большое внимание психоэмоциональному стрессу уделяют физиологи, психологи и педиатры. Это связано с широким спектром его проявлений, как на уровне психических, так и поведенческих нарушений, в основе которых лежат неспецифические изменения биохимических и физиологических показателей в ответ на неблагоприятную ситуацию, которая не позволяет удовлетворить биологические или социальные потребности подростка [7]. При этом эмоции занимают центральное место в развитии стресса и служат психофизиологической основой тревоги, раздражения, вспышек агрессии, которые при длительном воздействии стрессового фактора становятся неуправляемыми за счет активации вегетативной нервной системы и симпато-адреналовой системы. Важная роль в реализации стресс-реакции отводится катехоламинам, поскольку они участвуют в формировании общего адаптационного синдрома, а также оказывают выраженное влияние на эмоциональную сферу человека [8, 9].
Следует отметить, что адреналин называют «гормоном тревоги», с норадреналином связывают ярость и агрессию, а с дофамином – удовольствие. В биохимической цепочке синтеза первым стоит дофамин (из него синтезируется норадреналин), а последним – адреналин. Адреналин-гормон, норадреналин и дофамин, – это, прежде всего, нейромедиаторы, но выбрасываясь в кровь из надпочечников, они действуют как гормоны. Поэтому катехоламины обладают выраженными центральными эффектами регуляции функций органов, в том числе и нервной системы, включая когнитивную сферу и поведение.
В связи с тем, что у детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, чаще всего присутствует влияние негативных факторов, приводящих к психоэмоциональному стрессу, то изучение механизмов регуляции их психологического состояния является актуальной медико-социальной проблемой.
В связи с вышесказанным, целью данного исследования явилось сравнительное изучение симпато-адреналовой регуляции эмоциональных проявлений психо-эмоционального стресса у подростков, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях социального типа и в замещающих семьях.
Задачи исследования:
- Выявить количественное содержание катехоламинов в крови и в слюне подростков;
- Изучить особенности психологических и эмоциональных проявлений стресса у данной категории подростков;
- Найти корреляционные связи между содержанием катехоламинов в крови и слюне и психоэмоциональными маркерами стресса у подростков.
Материалы и методы
В исследовании приняло участие 60 подростков мужского и женского пола в возрасте от 12 до 17 лет. Они были разделены на 3 группы в зависимости от их места проживания: 1 группа – 28 подростков из центра помощи детям города Азова (Ростовская область); 2 группа – 17 подростков из замещающих семей; контрольная группа – 15 подростков из кровных семей, не имеющих психоэмоциональных проявлений стресса, как на поведенческом уровне, так и при тестировании.
Критерии включения подростков в исследование: наличие добровольного информированного согласия на исследование от родителей или законных представителей, отсутствие умственной отсталости. Для контрольной группы – отсутствие тревожности, агрессивности и невротических проявлений по результатам психологического тестирования.
Психологические опросники были подобраны в соответствии с поставленными задачами. По общепризнанному мнению, основным психологическим проявлением стресса является тревожность. Оценка этого проявления стресса проводилась с использованием интегративного теста тревожности Л. И. Вассермана. Это клиническая тестовая методика общей структурной экспресс-диагностики тревоги и тревожности, состоящая из 5 субшкал, каждая из которых оценивается в баллах и далее вычисляется общий балл-интегральный показатель тревожности [10].
Одним из наиболее частых проявлений стресса у подростков является агрессия и враждебность. Степень этих проявлений оценивалась с использованием теста Басса-Дарки в модификации Г. А. Цукермана. Представленный метод направлен на оценку уровеня развития таких проявлений, как косвенная и физическая агрессия, раздражительность, подозрительность, чувство вины, негативизм и обидчивость с последующим вычислением индекса агрессивности (общий балл по шкалам физическая, вербальная агрессия и раздражительность/3) и индекса враждебности (сумма баллов шкал обидчивости и подозрительности/2) [11]. Клинический опросник невротических состояний К. К. Яхина и Д. М. Менделевича широко применяется для диагностики предпосылок девиантного поведения среди подростков. Ответы опросника оцениваются в баллах, а после переводятся в коэффициенты, которые по итогу суммируются. Показатель больше +1,28 указывает на достаточный уровень здоровья, а показатель меньше –1,28 – на наличие расстройств [12, 13]. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант), предназначена для исследования 14 биполярных пар характеристик личности по соответствующим шкалам [14]. После проведения диагностики проводится подсчет совпадений полученных ответов с ключом, а затем полученный результат сопоставляется с нормативными значениями. Диагностическое значение имеют отклонения от средних значений по каждой шкале в одну из сторон. Опросник Айзенка состоит из двух шкал: экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Уровень нейротизма в целом отражает уровень эмоциональной неустойчивости и тревожности. Ответы оцениваются в баллах и сравниваются с ключом. Результат отражает степень выраженности данного показателя.
Для установления влияния симпато-адреналовой системы на проявления психоэмоционального стресса у подростков определяли содержание катехоламинов в крови и в слюне. Уровень адреналина (А, пг/мл) и норадреналина (НА, пг/мл) определяли в венозной крови с использованием наборов для ИФА (производство IBL ELISA). Забор крови осуществлялся в условиях процедурного кабинета детской поликлиники г. Азова. Забор слюны проводили утром натощак после полоскания рта водой и в день забора венозной крови.
Статистический анализ проводился с использованием программы StatTech v. 3.1.2. Количественные показатели оценивались на предмет соответствия нормальному распределению с помощью критерия Шапиро-Уилка. При сравнении трех связанных групп использовался критерий Краскела–Уоллиса и тест Макнемара. Наличие корреляционной связи между двумя количественными показателями оценивалось с помощью коэффициента ранговой корреляции Пирсона (шкала Чеддока).
Результаты
Исследование слюны и крови на содержание катехоламинов показало, что уровень этих биологически активных веществ различается у подростков, оказавшихся без попечения родителей, но проживающих в разных условиях: в Центре помощи детям (1 группа) и в замещающих семьях (2 группа) (таблица 1).
Таблица 1. Содержание катехоламинов в слюне и крови подростков, оказавшихся без попечения родителей.
Показатель |
А (адреналин) |
НА (норадреналин) |
||
Слюна (нг/мл) |
Кровь (пг/мл) |
Слюна (нг/мл) |
Кровь (пг/мл) |
|
Контрольная группа (n=15) |
50,02±3,06
|
45,1± 2,01 |
100,4± 6,46 |
86,3± 1,75 |
Центр помощи детям (n=28) 1 группа |
50,8±1,92 |
43,3±3,4
|
197,3±5,62*,** |
92,4±4,5*, ** |
Замещающая семья (n=17) 2 группа |
51,3±3,94 |
41,2±3,9 |
91,1±3,2* |
87,5±3,03** |
Примечание: * обозначены значимые отличия от показателей контрольной группы;
** обозначены значимые отличия между 1 и 2 группами
Изучение содержания катехоламинов в слюне показало, что содержание А в слюне являлось практически одинаковым во всех группах, тогда как в содержании НА были значимые отличия у подростков, проживающих в центре помощи. Так, уровень медиатора НА в слюне, у подростков упомянутой группы выше, чем в контрольной группе на 97% и более чем в 2 раза выше, чем у подростков, проживающих в замещающих семьях.
Содержание А в крови также не показало наличие статистически достоверных различий. Так, у подростков из 1-ой группы содержание НА в крови выше на 7% в сравнении с подростками из 2-ой группы, и на 6% в сравнении с контрольной группой.
Изучение психологических и эмоциональных проявлений стресса с использованием психологических тестов показало значительное отличие состояния подростков, проживающих в Центре помощи детям от сверстников, проживающих в кровных и в замещающих семьях (таблица 2).
Таблица 2. Результаты психологического тестирования подростков, оказавшихся без попечения родителей.
Группа/ Показа-тель |
ИТТ (тест Вассер-мана) |
Индекс агрессивности (тест Басса-Дарки) |
Индекс враждеб-ности (тест Басса-Дарки) |
Наличие невроти-ческих проявлений (тест Менделевича)
|
Тест Кеттелла (эмоцион. возбуди-мость + чувстви-тельность) |
Уровень нейротиз-ма (тест Айзенка) |
Контро-льная группа |
19,1±3,5 |
2,3±0,9 |
2,0±0,5
|
7,5±5 |
12,01±2 |
11,5±1,03 |
1 группа (центр помощи) |
28,2± 2,5*,** |
4,6± 1,5*,**
|
4,6± 2,0*,** |
0,028±1,5*,**
|
14,6±2* |
14,75± 2,3*,** |
2 группа (замещ. семья) |
13,7± 2,5*,** |
2,4± 1,3** |
1,25± 0,5** |
4,8±3,75*,**
|
13,1±2 |
11,6±2,2** |
Примечание: * обозначены значимые отличия показателей тестирования с контрольной группой, ** обозначены значимые отличия 1группы от 2 группы
Общие значения ИТТ у подростков 1 группы в 2 раза выше, чем у сверстников, проживающих в замещающих семьях и на 52 % выше, чем в контрольной группе. Самые низкие показатели ИТТ зарегистрированы у подростков, проживающих в замещающих семьях. В соответствии с тестом Кеттелла определено, что у подростков, проживающих в Центре помощи детям, отмечается более высокий уровень чувствительности и эмоциональной неустойчивости (выше на 18 %) в сравнении с контрольной группой. По тесту Айзенка установлено, что уровень нейротизма у подростков, проживающих с родными родителями и в замещающих семьях одинаковый, тогда как у подростков, проживающих в Центре помощи, этот показатель равен 14.75 баллам, что на 27% выше, чем во 2 и контрольной группах.
Особенности подросткового периода объясняются возрастным кризисом, который проявляется в виде негативизма, упрямства, повышенной конфликтности и других формах нарушения поведения. В связи с этим, в рамках данного исследования проведена оценка уровня агрессивности и враждебности подростков с использованием сокращённого варианта опросника Басса-Дарки. В результате установлено, что индекс агрессивности у подростков из контрольной и 2-ой группы был практически одинаковым, но в 2 раза ниже, чем у подростков из 1-ой группы. Изучение индекса враждебности показало похожие результаты. Так, у подростков из 1-ой группы он был в 2 раза выше, чем в контрольной группе и в 3,5 раза выше, чем у подростков из 2-ой группы.
Клинический опросник на выявление и оценку невротических состояний Д. М. Менделевича помог отследить определенные нарушения. Так, среди подростков, проживающих в родных и замещающих семьях, показатели составили более +1,26, что соответствует норме. У подростков, проживающих в центре помощи, этот показатель находился в интервале между +1.26 и -1.26, что, по нашему мнению, можно расценивать как состояние предболезни. Предпосылками для этого служат высокая тревожность, нейротизм, симпатикотония. Иными словами те состояния, которые истощают системы адаптации на клеточном и системном уровне.
Проведенный корреляционный анализ значительно дополнил картину связи симпато-адреналовой регуляции с эмоциональными и психологическими характеристиками проявления стресса у подростков, независимо от формы семейного устройства.
Прямая связь уровня А (адреналина) в слюне у подростков была выявлена с чувствительностью (р=0,049*) и возбудимостью (р=0,047*) по тесту Кеттелла (теснота связи по Чеддоку умеренная и высокая); с вербальной агрессивностью (р=0,038*) и обидчивостью (р=0,016*) по тесту Басса-Дарки (связь умеренная).
Следовательно, при повышении уровня общей чувствительности и возбудимости, а также вербальной агрессивности и обидчивости наблюдается рост адреналина в слюне у данной категории подростков.
Обратная связь уровня А в крови выявлена с показателем эмоциональной нестабильности (р=0,030*) и чувством вины (р=0,023*) по тесту Кеттелла, а кроме того и с уровнем невротической тревоги (р=0,014*) по тесту Менделевича (связь умеренная). Определено, что при повышении уровня эмоциональной нестабильности и чувства вины наблюдается снижение уровня адреналина в крови.
Прямая связь уровня норадреналина (НА) в слюне у подростков была установлена с уровнем неврастении (р=0,042*) и общей чувствительности (р< 0,001*) по тесту Кеттелла (связь по Чеддоку умеренная и заметная); с уровнем косвенной (р=0,045*), физической агрессии (р=0,049*) и обидчивости (р=0,020*) по тесту Басса-Дарки (связь умеренная); с уровнем эмоционального дискомфорта (р=0,046*) и астенического компонента (р=0,017*) ситуативной тревожности по тесту Вассермана (связь умеренная).
Содержание НА крови у подростков положительно коррелирует с уровнем физической агрессии (р=0,050*) по тесту Басса-Дарки (связь умеренная).
Иными словами, при повышении уровня общей чувствительности и неврастении, косвенной и физической агрессии, обидчивости, а также чувства эмоционального дискомфорта и уровня астении наблюдается рост норадреналина в слюне у данной категории подростков, а при повышении уровня физической агрессии – в крови.
Обсуждение
Вегетативная нервная система является первичным звеном, которое реагирует на изменения в состоянии организма и участвует, наряду с гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системой, в адаптационных реакциях на стресс. Активация симпатической нервной системы способствует поступлению в кровь катехоламинов из надпочечников, являющихся биологическим индикатором реализации стресс-реакции в организме человека [15, 16, 17].
Полученные результаты показали участие А и НА в формировании ответа на стресс у подростков, оказавшихся без попечения родителей. Так, у подростков, пребывающих как в социальном учреждении, так и в замещающей семье, повышение уровня А в крови и слюне сочетается с высоким уровнем эмоциональной чувствительности, обидчивости, тревожности, чувства социальной незащищенности и низким уровнем самоконтроля и принятия себя. Эти эмоциональные проявления стресса поддерживаются активностью симпато-адреналовой системы. По причине того, что катехоламины надпочечников первыми включаются в ответ на стресс, то можно полагать, что повышение уровня адреналина в крови и слюне подростков является маркером 1-ой стадии стресса - стадии тревоги [18].
При длительном воздействии стрессовой ситуации, организм вступает во 2-ю стадию – стадию сопротивления (резистентности). Установленные корреляционные связи между высоким уровнем НА в крови и в слюне, и такими психологическими проявлениями стресса как раздражительность и явная физическая и косвенная агрессия, общая напряженность, снижение самоконтроля и периодические бурные эмоциональные проявления отражают активную борьбу организма за выживание. Рост уровня неврастении, обсессивно-компульсивных, невротических и депрессивных реакций характерны для 3-ей стадии стресса по Г. Селье - стадии истощения [19, 20, 21, 22].
Из полученных данных психологического тестирования определено, что стадия истощения имела место у ряда подростков, проживающих в центре помощи детям. На это указывают низкие значения по тесту Менделевича. Однако установить корреляционные связи между этим показателем и содержанием катехоламинов в слюне или крови подростков не удалось. Мы полагаем, что стадия истощения в большей степени зависит от глюкокортикоидного звена регуляции стресса.
Выводы
- Результаты исследования показали значимую роль катехоламинов в формировании ответа на стресс у подростков, оказавшихся без попечения родителей.
- Эмоциональные проявления стресс-реакции поддерживаются повышенной активностью симпато-адреналовой системы, характерной для подросткового возраста.
- При долговременном воздействии стрессовой ситуации на подростков, пребывающих в центрах помощи детям, возможно формирование выраженного стресса, вплоть до стадии истощения.
Список литературы
- Булекбаева Ш. А., Дарибаев Ж. Р., Балгаева М. С. Особенности формирования здоровья детей, находящихся в условиях социальной депривации // Казахский журнал психологической медицины и реабилитации. 2019. № 3 (28). С. 11-16.
- Григорьев К. И. Адаптация и стресс в детском возрасте. Москва: МЕД-пресс-информ, 2014. 304 с.
- Амлаев К. Р. Современные представления о стрессе // Врач. 2020. № 31 (8). С. 18-24.
- Chu B., Marwaha K., Sanvictores T., Ayers D. (2022). Physiology, stress reaction. URL: https://www.researchgate.net/publication/335925700_Physiology_Stress_Reaction (дата обращения: 05.03.2023).
- Brooks K. R., Clifford, C. W. G., Stevenson, R. J., Mond, J., Stephen, I. D. (2018). The high-level basis of body adaptation // Royal Society Open Science. Vol. 5 (6). Р. 15-27.
- Godoy L. D., Rossignoli M. T., Delfino-Pereira P., Garcia-Cairasco N., de Lima Umeoka, E. H. (2018). A comprehensive overview on stress neurobiology: basic concepts and clinical implications // Front Behav Neurosci. Vol. 12. Р. 127.
- Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2018. 112 с.
- Герасименко Д. К. Роль катехоловых аминов в приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам // Вопросы науки и образования. 2018. № 7 (19). С. 23-25.
- Scherholz M. L., Schlesinger N., Androulakis I. P. (2019). Chronopharmacology of glucocorticoids // Adv Drug Deliv Re. Vol. 15. Р. 245-261.
- Бизюк А. П., Вассерман Б. В. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ). Санкт-Петербург: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2003. 23 с.
- Магомедшарипова Е. Д. Агрессия и измерение агрессивности по методике Басса-Дарки // Мировая наука. 2020. № 3 (36). С. 322-325.
- Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 445 с.
- Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000. 54 с.
- DeRosse P., Barber A. D. (2021). Overlapping neurobiological substrates for early-life stress and resilience to psychosis // Biol Psychiatry Cogn Neurosci Neuroimaging. Vol. 6 (2). Р. 144-153.
- Kinlein S. A., Phillips D. J., Keller C. R., Karatsoreos I. N. (2019). Role of corticosterone in altered neurobehavioral responses to acute stress in a model of compromised hypothalamic-pituitary-adrenal axis function // Psychoneuroendocrinology. Vol. 102. Р. 248-255.
- Juruena M. F., Eror F., Cleare A. J., Yuoung A. H. (2020). The role of early life stress in HPA axis and anxiety // Adv Exp Med Biol. Vol. 119. Р. 1441-153.
- Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону: Феникс, 1990. 223 с.
- Колмакова Т. С. Психофизиология девиантного поведения как социально-психологическая проблема // Педагогика и психология в современном мире. 2020. № 1. С. 412-424.
- Буренкова О. В. Эпигенетические механизмы долговременного влияния детско-материнских отношений на физиологию и поведение потомства // Успехи физиологических наук. 2016. № 4. С. 43-56.
- Шукуров Ф. А., Халимова Ф. Т. Донозологические состояния организма // Биология и интегративная медицина. 2019. № 9 (37). С. 68-80.
- Baião, D., Castro, M. L., Afonso, R. M., & Sousa, M. (2020). Stress and coping in children and adolescents: A systematic review of physiological and psychological measures // Psychology & Neuroscience. Vol. 13 (1). Р. 1-18.