УДК 34

Проблемные моменты процедуры лицензирования предпринимательской деятельности

Тлостанов Тимур Келиметович – студент магистратуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина

Аннотация: В статье анализируются проблемные вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Отсутствие четкого и ясного понимания о принадлежности деятельности к видам, подлежащим лицензированию, порождает множество правовых проблем. Экономическая и политическая нестабильность также негативно сказывается на предпринимательской деятельности, в связи с чем имеющаяся правовая неурегулированность и отсутствие государственной поддержки может стать причиной снижения качества такого вида работ, и развития данной деятельности. Институт лицензирования оказывает позитивное влияние на предпринимательскую деятельность, но регулирование этого института должно проходить под четким контролем государства, в связи с тесной взаимосвязью с публичными интересами и интересами конкретного субъекта.

Ключевые слова: лицензирование, предпринимательская деятельность, проблемы лицензирования, лицензия. 

Лицензирование отдельных видов деятельности является функцией государственного контроля, которая регламентируется Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также рядом иных федеральных законов специального характера, которые устанавливают определенные цели, принципы, состав административных процедур лицензирования для определенных видов деятельности. Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит в себе разъяснения о том, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий [1].

Агапов А. в своей научной работе рассматривал лицензию как разрешения (права) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю [2]. Таким образом, лицензия сама по себе представляется основным элементом становления и развития определенных видов деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, который возлагает обязанности по соблюдению определенных законом нормативов, стандартов и требований. Однако стоит отметить, что получение лицензии на виды деятельности, указанные законодателем, является только частью разрешительной системы, которая направлена на охрану прав и интересов общества, государства в целом, окружающей среды и многого другого.

В период 90-х годов XX столетия стала широко развиваться предпринимательская деятельность, что в свою очередь воздействовало на политическую и экономическую сферы государства, с связи с чем и появилась необходимость государственного регулирования указанной деятельности и конкретизации требований к тем или иным ее разновидностям.

Сама по себе разрешительная система стремительно развивается при условии развития и самой сферы предпринимательства, динамика прослеживается во многих сферах: и экономической, и юридической. Накоплений практики лицензионно-разрешительных, контролирующих и судебных органов позволяет сформировать фундамент разъяснений по многим вопросам в данной сфере. Но стоит и отметить, что законодательный аспект предпринимательской деятельности не успевает развиваться и изменяться так же быстро, что приводит к различным толкованиям норм закона или появлению пробелов и коллизий. В том числе, до сих пор не устранен пробел в отсутствии оснований для конкретизации, разграничения и отнесения той или иной деятельности к видам, подлежащими лицензированию.

Взаимодействие политической и экономической составляющей государства во многом может повлиять на развитие предпринимательской деятельности, а в условиях сложившихся санкционных ограничений и отсутствия у государства возможности финансового поддержания данной деятельности, многие индивидуальные предприниматели и юридические лица среднего звена сталкиваются со сложностями получения специального права, лицензии, а так же с большим количеством требований к осуществлению лицензированного вида работ, что в свою очередь является значительным препятствием к их развитию, зачастую приводит к нарушениям требований законодательства и может является основанием для ликвидации указанных субъектов экономических отношений. Подобная ситуация не нова для российской предпринимательской деятельности, так как в императорской России был период континентальной блокады 1811-1812 года, когда для организации торговли с зарубежными странами выдавалась своего рода лицензия - «льготное письмо». И выдача данной лицензии была продиктована не экономическими причинами, а политико-правовыми, в связи с военным конфликтом с Францией. Это значительно ущемляло права и законные интересы отечественных товаропроизводителей в случае отказа в выдаче льготных писем или ужесточения процедуры его получения, ведь тогда в условиях того времени они терпели убытки и это так же негативно сказывалось на их дальнейшем функционировании и развитии.

Ершова И.В. в своей научной работе «Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности: правовые нормы, доктрина, судебная практика» отмечала, что вступление России во Всемирную торговую организацию, членство в Таможенном союзе предопределило необходимость гармонизации и унификации положений российского законодательства с правилами лицензирования, предусмотренными актами данных организаций. 

Так, в связи с положениями Генерального Соглашения по торговле услугами введен режим наибольшего благоприятствования при предоставлении услуг, а так же установлено, что исключения и какие-либо изъятия возможны только те, что установлены специализированным перечнем. Как пример автор данной научной статьи приводит допущение коммерческого присутствия при оказании услуг в области медицины и стоматологии только при деятельности юридического лица и наличие специального разрешения на конкретные виды услуг.

Положения Генерального Соглашения по торговле услугами так же регламентируют, что исполнение требований о лицензировании не должно создавать «неоправданных барьеров в торговле услугами». Лицензирование должно базироваться на столпах компетентности и способности предоставления того или иного вида услуг, не нести больший объем обременительных факторов, чем по факту требуют положения о качестве и не сулить ограничения в процессе оказания услуги. С данными выводами автора научной статьи нельзя не согласиться.

Давлетшина А.А. и Хафизова Р.К., также рассматривая проблемные вопросы лицензирования предпринимательской деятельности, пришли к выводам о том, что из анализа практики лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, встает проблемный вопрос об отсутствии межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственной услуги с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В связи с развитием современного общества, действительно возможность электронного взаимодействия с государственными органами очень важна и нужна, так как в значительной мере способствует оперативному решению вопросов. Но тут же возникает иная проблема о наличии сложностей в имеющихся возможностях электронного взаимодействия. Так как из-за неопределенности электронных форм возникают сложности с пониманием о правильности их заполнения, что приводит к получению государственными органами искаженной или неверной информации, что может быть причиной отказа в предоставлении лицензии лицензиату (соискателю лицензии). Отмечена и проблема в процедуре переоформления лицензии, выданной органом в ином субъекте, связанной с изменением территориального исполнения того или иного вида деятельности [3, с. 40].

Сложившееся законодательство в данной сфере нельзя назвать совершенными, но к совершенству надо стремиться, поэтому целесообразно будет пересмотреть нормы, регулирующие порядок лицензирования, в том числе с целью облегчения процедуры как и для претендента на получение лицензии, так и для органа, который рассматривает документы на ее получение, необходимо пересмотреть перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, и определить основания для признания деятельности таковой. Также возможно рассмотреть вопрос о том, что некоторые нормы в целом необходимо упразднить.

Тем самым и определена актуальность для теоретического и практического рассмотрения вопросов, связанных с получением индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами специального разрешения на ведение видов деятельности, определенных законодателем, с целью защиты и охраны общества и государства.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности. [Электронный ресурс]. –https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113658/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/(Дата обращения 14.06.2023).
  2. Агапов А. Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности // Государственное регулирование экономической деятельности. М. Юристъ. 2000. С. 143-155.
  3. Давлетшина А. А., Хафизова Р. К. Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности // Актуальные проблемы гражданского права и процесса. – 2018. – С. 39-42.
  4. Ершова И.В. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности: правовые нормы, доктрина, судебная практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. №1. [Электронный ресурс]. – https://cyberleninka.ru/article/n/litsenzirovanie-meditsinskoy-i-farmatsevticheskoy-deyatelnosti-pravovye-normy-doktrina-sudebnayа-praktika (дата обращения: 06.07.2023).
  5. Идрисов Х.В., Ялхароева М.А. Некоторые проблемные вопросы, связанные с лицензированием отдельных видов деятельности и переоформлением лицензий // Наука и молодежь. – 2017. – С. 525-529.
  6. Меликян А.С. Проблемы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №. 1-2. – С. 130-132.
  7. Соболь О.С. Лицензирование предпринимательской деятельности (правовой аспект): дис. автореф. … канд. юрид. наук:12.00.03. М., 2004. С. 34.

Интересная статья? Поделись ей с другими: