УДК 336.564.2:502

Понятие и классификация налоговых льгот экологической направленности

Торопова Вероника Николаевна – бакалавр Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева.

Аннотация: В статье рассматривается законодательное закрепление определения налоговых льгот экологической направленности, их классификации, а также мнение ученых по данному вопросу. В ходе исследования автор пришел к выводу, что законодателем не закреплены основные понятия, применяемые на практике, а также недостаточно рассмотрен вопрос классификации налоговых льгот. Кроме того, рассмотрен вопрос того, какие же именно налоговые льготы можно считать налоговыми льготами экологической направленности.

Ключевые слова: налоги, льготы, льготы экологической направленности, налоговые льготы.

В современном российском обществе одной из ключевых основ государственной политики представляется охрана окружающей среды в целях обеспечения права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, декларированную в Конституции Российской Федерации. В силу особой значимости экологических вопросов соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами реализуются правовые, практические и организационные мероприятия по выявлению экологических правонарушений, разработке и применению мер поддержки субъектов предпринимательства в сфере экологии и т.д.

Главным источником пополнения бюджетов всех уровней на сегодняшний день продолжают оставаться налоги, в том числе налоги, связанные с использованием ресурсов, - экологические налоги. С помощью законодательного закрепления и фактического взимания экологических налогов государство реализует не только стабильное финансовое состояние бюджетов, но и регулирует деятельность субъектов эколого-правовых отношений [5, с.148-149].

Льготы по экологическим налогам являются важным инструментом содействия устойчивому развитию и сохранению окружающей среды. Эти льготы предназначены для поощрения отдельных лиц, предприятий и отраслей к внедрению экологически безопасных методов путем предоставления финансовых стимулов. В этом эссе рассматривается концепция и классификация льгот по экологическому налогу, подчеркивается их важность и различные формы.

Концепция льгот по экологическому налогу:

Льготы по экологическим налогам представляют собой форму экономического инструмента, используемого для интернализации внешних издержек, связанных с ухудшением состояния окружающей среды. Взимая налоги с деятельности, которая загрязняет окружающую среду или наносит ущерб окружающей среде, правительства могут препятствовать такой практике, одновременно поощряя устойчивые альтернативы. Эта концепция основана на убеждении, что те, кто причиняет вред окружающей среде, должны нести ответственность и расходы по его смягчению.

Основными преимуществами налоговых льгот экологической направленности как финансово-правовых инструментов государственного регулирования в настоящее время необходимо признавать: более низкую налоговую ставку; перенос срока уплаты налогов; право на различные налоговые вычеты; полное освобождение от уплаты налогов [3, c.94].

Основными общеобязательными налогами экологической направленности в РФ являются: транспортный налог; налог на прибыль организаций; ресурсные платежи, акцизы, государственные пошлины за потребление или использование ресурсов.

В НК РФ отсутствует четкий перечень видов налоговых льгот, а также, не относятся к налоговым льготам основные для большинства населения налоговые вычеты и скидки, что не соотносится с общепринятым подходом к понятию налоговых льгот как инструменту налогового регулирования.

Классификация льгот по экологическому налогу:

  1. Налоги на загрязнение. Налоги на загрязнение взимаются с деятельности или отраслей, которые выбрасывают вредные загрязнители в окружающую среду. Эти налоги действуют как сдерживающий фактор для загрязнителей, побуждая их сокращать свои выбросы за счет внедрения более чистых технологий или методов. Примеры включают налоги на выбросы углерода, налоги на двуокись серы и налоги на удаление отходов.
  2. Энергетические налоги. Энергетические налоги взимаются с потребления источников энергии, таких как ископаемое топливо, которые способствуют изменению климата. Цель состоит в том, чтобы воспрепятствовать использованию углеродоемких источников энергии и способствовать переходу к более чистым и возобновляемым альтернативным источникам энергии. Налоги на энергию могут быть структурированы на основе содержания углерода в топливе или его энергетической ценности.
  3. Экосистемные налоги. Экосистемные налоги направлены на сохранение и защиту природных ресурсов и экосистем. Они часто налагаются на деятельность, связанную с эксплуатацией или деградацией природных ресурсов, например, на лесозаготовки, добычу полезных ископаемых или освоение земель. Эти налоги стимулируют устойчивые методы, сохранение и сохранение биоразнообразия.
  4. Стимулы для возобновляемых источников энергии: правительства могут предоставлять налоговые льготы или стимулы для содействия внедрению и развитию возобновляемых источников энергии. Они могут включать налоговые льготы, освобождения или сниженные налоговые ставки для предприятий или частных лиц, которые инвестируют в технологии возобновляемых источников энергии, таких как солнечная, ветровая или гидроэлектроэнергия.
  5. Стимулы для «зеленых» инвестиций: правительства могут поощрять экологически безопасные инвестиции, предоставляя налоговые льготы физическим или юридическим лицам, которые инвестируют в «зеленые» технологии, экологически чистую инфраструктуру или устойчивые проекты. Такие стимулы могут включать налоговые вычеты, освобождения или сниженные налоговые ставки.

Налоговые льготы экологической направленности различаются по субъектам:

  1. для физических лиц и для организаций;
  2. общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий населения;
  3. безусловные и условные налоговые льготы;
  4. общеэкономические и социальные налоговые льготы [4, c.18-19].

Некоторые ученые классифицируют налоговые льготы экологической направленности на: изъятия, скидки и освобождения, исходя из механизма их применения и не связывая их с правовым статусом налогоплательщиков [7, c.45-46]. Несмотря на это, с позиции современного законодательства о налогах и сборах налоговые освобождения зачастую не могут трактоваться в качестве налоговых льгот, так как они в большей степени привязаны не к субъекту правоотношений, а к объекту, в отношении которого устанавливаются определенные изъятия с точки зрения налогообложения.

Вышеприведенная позиция в полной мере не соотносится с понятием льготы как определенного преимущества одной группы налогоплательщиков над другими, имея в виду наличия у этой категории или группы налогоплательщиков определенных квалифицирующих признаков, которые позволяют установить различия в правовых статусах групп налогоплательщиков для оценки возможности и целесообразности установления по отношению к ним определенных правовых инструментов и предоставления им возможности использовать различные правовые средства при взыскании налогов и сборов, с целью облегчения их обязанности по уплате налогов и создания более выгодных по сравнению с другими группами налогоплательщиков условий.

В 2022 году для снижения налоговой нагрузки на субъектов малого и среднего предпринимательства было реформировано налоговое законодательство в части предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, в том числе налоговых льгот экологической направленности.

В частности, одним из налоговых маневров являлось существенное сокращение налоговой нагрузки на сектор субъектов малого и среднего предпринимательства (двухкратное снижение тарифов страховых взносов), IT-компаний и разработчиков электронной компонентной базы (снижение эффективной ставки страховых взносов до 5%, налога на прибыль до 3%) с одновременным повышением эффективности льгот в нефтедобыче и другие.

Предоставление указанных налоговых льгот экологической направленности в реальности помогло увеличить объемы нефтегазового производства и снизить налоговую нагрузку на поставщиков нефтегазовых ресурсов, а следовательно, способствовало развитию отрасли.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в рамках экологического налогообложения законодательно получили стимулирующие меры в области добычи нефти и нефтегазопереработки, что не могло не повлиять на сферу в целом.

Льготы по экологическим налогам играют решающую роль в достижении целей в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Они обеспечивают экономические стимулы для частных лиц и предприятий к внедрению более экологичных методов, сокращению загрязнения, сохранению ресурсов и инвестированию в устойчивые технологии. Благодаря интернализации внешних издержек, связанных с ухудшением состояния окружающей среды, эти выгоды способствуют переходу к более устойчивым и ответственным методам работы, способствуя созданию более чистой и здоровой окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.

Налоговые льготы, установленные законодателем, на практике необходимо различать в соответствии с видом обязательного платежа, при исчислении и уплате которого налогоплательщик может использовать ту или иную льготу. Поэтому, в данный момент основополагающими экологическими налогами в Российской Федерации являются: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, транспортный налог, акцизы на нефтепродукты.

Таким образом, налоговыми льготами экологической направленности будут являться предоставляемые субъектам эколого-правовых отношений - налогоплательщикам преимущества при исчислении и уплате обязательных платежей экологической направленности. В зависимости от вреда и ущерба, нанесенного окружающей среде, государство решает, каким категориям и в каком объеме предоставить возможность использования тех или иных льгот.

Льготы по экологическим налогам служат эффективным инструментом политики в деле содействия устойчивому развитию и охране окружающей среды. Вводя налоги и предоставляя стимулы, правительства поощряют отдельных лиц и предприятия применять экологически безопасные методы, уменьшать загрязнение и инвестировать в устойчивые технологии. Классифицируя эти выгоды на налоги на загрязнение, налоги на энергию, налоги на экосистемы, стимулы для использования возобновляемых источников энергии и стимулы для экологически чистых инвестиций, политики могут комплексно решать различные экологические проблемы. Важно, чтобы правительства продолжали изучать и реализовывать эти налоговые льготы, чтобы обеспечить более устойчивое будущее для нашей планеты.

Список литературы

  1. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. - 2011. - № 2. - С. 39-42.
  2. Данданян Д.А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - С. 19-20.
  3. Киреенко А.П., Батурина О.В., Головань С.А. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России // Известия Байкальского государственного университета. - 2014. - № 1 (93). - С. 94.
  4. Латыпова Д.В. Сущность и классификация налоговых льгот // Дайджест-финансы. - 2004. - № 18. - С. 18-19.
  5. Макарова И.А. К вопросу о функциях и принципах экологического налога // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - № 3 (35). - С. 148-149.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // «Российская газета» от 06.08.1998 года № 148-149.
  7. Троянская М.А. Аналитический обзор видов льгот по элементам налога // Российское предпринимательство. - 2014. - № 10 (256). - С. 45-46.

Интересная статья? Поделись ей с другими: