УДК 339.5

Нормативно-правовое регулирование функционирования системы прослеживаемости товаров в Российской Федерации

Матвеева Наталья Васильевна – кандидат технических наук, доцент кафедры Таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Борисова Елена Михайловна – кандидат технических наук, доцент кафедры Таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Тумашева Екатерина Степановна – старший преподаватель кафедры Таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Касьянова Наталья Тихоновна – старший преподаватель кафедры Таможенных операций и таможенного контроля Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Аннотация: Национальная система прослеживаемости товаров начала действовать в Российской Федерации с 8 июля 2021 года и направлена на сбор, учет и хранение информации о товарах, включенных в перечень и подлежащих прослеживанию, а также операциям по обороту данных товаров. Система прослеживаемости товаров функционирует при тесном взаимодействии ФТС России и ФНС России. В статье рассмотрены законодательные акты на основании которых развивалась система прослеживаемости товаров в России и которые легли в основу ее применения на сегодняшний день.

Ключевые слова: товар, система прослеживаемости, законодательство, контроль.

Система прослеживаемости товаров выступает в качестве разновидности системы информационного характера государств, являющихся членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз), направленной на осуществление сбора, учета, равно как хранения совокупности сведений о тех товарах, которые подлежат прослеживаемости и сведений обо всех операциях, совершающихся на фоне оборота указанных товаров. Практическая реализация указанной системы сегодня осуществляется в отсутствие применения какого-либо особого программного обеспечения, равно как без применения считывающих устройств, а также ряда идентификационных марок. Как следствие, реализуется указанная система исключительно документальным способом, а ее предназначение заключается в том, чтобы минимизировать ввоз и оборот на территории нашей страны как контрабандного, так и контрафактного товара [1].

Отметим, что развитие указанной системы на уровне ЕАЭС началось в 2016 г. после подписания соответствующего Распоряжения (№ 8 от 20.05.2016 г.) [2]. Так, в соответствии с этим документом, формирование этого механизма во многом опирается на национальные системы в указанной сфере (далее-НСП) и на применении активного взаимодействия и обмена между уполномоченными контролирующими органами государств. Основные подходы к созданию, равно как внедрению данного механизма на практике, свое отражение нашли также в Распоряжении № 14 от 12.08.2016 г. Стоит отметить, что в данном документе отражены также ключевые принципы взаимодействия государств, являющихся членами ЕАЭС, по вопросам, касающихся данной области [3].

На территории нашей страны разработка механизма, который действует в указанной сфере, датируется только 2018 годом, так как именно в данном году был утвержден План мероприятий «Дорожная карта» [4, 5]. Этот документ во многом был направлен на то, чтобы внести существенные изменения в ряд нормативно-правовых актов нашей страны, в частности, в акты, касающиеся контроля и оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, равно как в акты ЕАЭС. В качестве абсолютной новации данного Плана можно назвать то, что в нем было закреплено взаимодействие между ФТС и ФНС России по вопросам обмена информацией о тех товарах, которые подлежат прослеживаемости. В то же время, данный план мероприятий не предусматривал точного срока в сфере внедрения механизма прослеживаемости товаров, так как в нем содержалась лишь ссылка на время, к которому национальная система в данной области будет надлежащим образом разработана. В этом аспекте стоит указать на то, что ответственность за исполнение мероприятий, которые заложены в основу «Дорожной карты» была возложена на Министерство финансов России, равно как на ФНС России и ФТС России соответственно. 

В 2019 г. между государствами, которые выступают членами ЕАЭС, было заключено соглашение в сфере определения механизма прослеживаемости тех товаров, которые были ввезены на таможенную территорию ЕАЭС. Указанное соглашение было направлено на то, чтобы сформировать условия, полностью исключающие возможности для того, чтобы уклониться от уплаты таможенных и налоговых платежей, а также на то, чтобы подтверждать законность оборота тех товаров, которые были перемещены между государствами, входящими в число стран-участников ЕАЭС, на обеспечение безопасности, равно как качества товаров, на усиление контроля за тем, как обеспечивается в их отношении достоверность данных, а также на то чтобы оптимизировать схемы по перемещению товаров в целом [6]. В 2019 г. данное соглашение было нашей страной ратифицировано [7].

Применение национального механизма прослеживаемости в России было внедрено на первоначальном этапе в виде эксперимента, проходил который в период с 01.07.2019 по 01.06.2021 год [8]. В течение данного периода, было оформлено товаров, которые помещены по таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и попавших под НСП, на 8,9 млрд. долл. США, что образовало собой 2 % от суммарного числа оформлений. Одновременно с этим, с формальной точки зрения закрепление НСП произошло только в 2021 г., а именно, 9 июля 2021 года, так как в этот день было издано Письмо ФНС РФ от 09.07.2021 № ЕА-4-15/9627@. С формальной точки зрения, в указанном документе установлено осуществление прослеживаемости товаров, операции по которым должны были совершаться, начиная с 8 июля 2021 г. В то же время, в нем был определен ряд иностранной продукции, которая обязательно попадает под данный механизм и который включал в себя информацию о наименовании товаров, равно как о коде ТН ВЭД ЕАЭС, коде и наименовании в соответствии с ОКПД 2, а также обо всех единицах измерения и дате начала прослеживаемости в отношении того или иного товара [9, 10, 11]. На основе системного анализа документации можно сформулировать вывод о том, что в список прослеживаемых товаров на современном этапе развития входят такие товары, как холодильники, тепловые насосы, морозильники и некоторые иные товары. Как следствие, в случае ввоза на территорию нашей страны указанных товаров, каждой партии в обязательном порядке будет присваиваться регистрационный номер партии этого товара (далее-РНПТ), формируемый на основе регистрационного номера таможенной декларации на товары (далее-ДТ). Регистрационный номер партии в указанной ситуации включает в себя четыре структурных элемента, которые разделены косой чертой, что показано ниже:

Под цифрой 1 в данном случае обозначается код таможенного органа, который зарегистрировал ДТ, под цифрой 2 обозначают дату регистрации, под цифрой 3 порядковый номер таможенной декларации на товары, который присваивается по журналу регистрации ДТ таможенным органом, который и зарегистрировал ДТ. Под номером 4 в данном случае обозначают порядковый номер прослеживаемого товара в ДТ.

В случае перемещения на территорию нашей страны иностранных товаров (что не касается случаев, когда перемещение осуществляется с тех государств, которые являются членами ЕАЭС), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» и которые подлежат прослеживаемости, участник внешнеэкономической деятельности будет формировать РНПТ на основе ДТ. В отношении тех товаров, которые были ввезены на территории РФ их стран ЕАЭС, импортер обязуется подать в ФНС России уведомление о ввозе прослеживаемого товара в электронной форме для того, чтобы присвоить ему РНПТ. Стоит отметить, что в настоящий момент РНПТ в обязательном порядке указывается в счетах-фактурах, равно как в отгрузочных документах, отчете об операциях и в декларации по НДС. В связи с этим, на основании регистрационного номера партии товара вполне можно отследить перемещение всех товаров, которые входят в данную партию. 

На фоне того, что НСП функционирует в условиях достаточно тесного взаимодействия ФТС и ФНС России, значимостью в данном аспекте обладает ФЗ от 09.11.2020 г. № 371-ФЗ [12]. Значимость указанного документа в данном случае обусловлена тем, что он обязал налогоплательщиков в полном объеме и на регулярной основе отчитываться о движении тех товаров, которые сегодня подлежат прослеживаемости. Кроме того, в обязанности вменили применение электронных счетов-фактур и других отгрузочных документов при передаче прослеживаемых товаров в рамках совершения оптовых сделок.

Контроль за движением прослеживаемых товаров производится сегодня в соответствии с утвержденными правилами, а также согласно документации и отчетам, формируемым и предоставляемым в отношении всех совершаемых с прослеживаемыми товарами операций [10, 13, 14]. Указанный отчет каждый квартал должен предоставляться в налоговый орган в электронной форме, а его передача осуществляется по телекоммуникационным каналам связи. Данный отчет предоставляется лишь в том случае, если с прослеживаемыми товарами в отчетном периоде были какие-либо операции.

На современном этапе развития можно наблюдать планомерное развитие правовой регламентации системы прослеживания товаров на территории РФ, что отражено также в таблице 1. 

Таблица 1. Проекты законодательных актов, которые будут регулировать систему прослеживания в РФ.

№ п/п

Проекты документов

Изменения, которые вносит акт

1

Внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108

Направлен на уточнение и дополнение некоторых определений и сроков.

2

Приказ ФНС России от 07.07.2022 «Об утверждении порядка представления операторами электронного документооборота счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в электронной форме»

Направлен на нормативное подкрепление перехода к электронному документообороту. В частности, утвердил отсутствие необходимости предоставления отчетности в бумажном виде, так как отчет подается в электронной форме.

 

 

 

3

Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в связи с регулированием операций с товарами, подлежащими прослеживаемости»

Данным законом будет введена административная ответственность за предоставление недостоверной информации при практической реализации национальной системы прослеживаемости. Полагаем, что введение административной ответственности в данной области позволит весьма существенно сократить количество правонарушений в сфере ввоза, а также последующей реализации продукции, а сама система станет более прозрачной.

4

Внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110

В документе содержится перечень всех прослеживаемых товаров, который также дополняется новыми позициями товаров.

Представляется, что вступление в законную силу указанных правовых актов позволит добиться прозрачности данной системы и весьма существенно повысить эффективность проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Это позволяет сформулировать вывод о том, что идея создания этого механизма на первоначальном этапе развития возникла в 2016 году, а затем распространилась и на территорию нашей страны, где свое активное развитие получила лишь в 2018 году. Законодательство в данной области получило развитие только в 2021 году, а основными нормативно-правовыми актами в этой сфере можно назвать Постановления Правительства РФ № 1108 и № 1110, содержащие перечень подконтрольной продукции и ключевые положения НСП. Нельзя не отметить и достаточно активную работу в сфере совершенствования действующего законодательства в данной сфере, что оценивается достаточно положительно.  

Список литературы

  1. Система прослеживаемости товаров // Федеральная таможенная служба России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/sistema-proslezhivaemosti-tovarov?ysclid=lkd0lvqihf
  2. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20.05.2016 № 8 «О мероприятиях по формированию в государствах – членах Евразийского экономического союза механизма прослеживаемости товаров» // Информационно-правовой портал «Альта Софт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16mr0008/.
  3. Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета от 12.08.2016 № 14 «Об основных подходах к созданию механизма обеспечения прослеживаемости товаров в государствах – членах Евразийского экономического союза» // Информационно-правовой портал «Альта Софт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/16mr0014/.
  4. Приказ Минфина России от 19.06.2018 № 1049 «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по созданию национальной системы прослеживаемости товаров» // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400846124/?ysclid=lk7ahln8pz210909627#friends.
  5. Приказ Минфина России от 29.04.2019 № 204 «О внесении изменений в План мероприятий («дорожную карту») по созданию национальной системы прослеживаемости товаров, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 июня 2018 г. № 1049» // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/.
  6. Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019) // Информационно-правовой портал «Альта Софт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/.
  7. Федеральный закон от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза» // Информационно-правовой портал «Альта Софт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19fz0386/.
  8. Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/.
  9. Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости» // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/.
  10. Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru.
  11. Постановление Правительства РФ от 04.03.2023 № 345 «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru.
  12. Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_367147/
  13. Письмо ФНС России от 14.10.2022 № ЕА-4-15/13823@ «По вопросу представления в налоговый орган отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости в связи с реорганизацией юридического лица // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru.
  14. Приказ ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ «Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: