УДК 34.01

Практические проблемы применения налоговых льгот в рамках упрощенной системы налогообложения

Голышева Алина Владимировна – студент магистратуры Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева.

Аннотация: В данной статье проводится выявление практических проблем правового регулирования и действительного использования упрощенной системы налогообложения и налоговых льгот как финансово-правовых инструментов стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства на примере Свердловской и Челябинской областей.

На основании анализа судебной практики и теоретических исследований будут выработаны пути совершенствования одного из специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения, а также систематизации федеральных и региональных налоговых льгот как инструмента налогового стимулирования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: налоговое право, налоговые льготы, упрощенная система налогообложения, судебная практика, специальный налоговый режим.

Одним из наиболее важных доходов государственного бюджета на протяжении длительного времени продолжают оставаться налоговые поступления, взимаемые в соответствии с действующим налоговым законодательством. Существенный вклад в формирование государственного (федерального, регионального) и местного бюджета, а также в процесс стабильного развития экономики вносят налоговые поступления от субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Данное обстоятельство обусловлено тем, что малое и среднее предпринимательство является одним из основных секторов российской экономики, обладающим большими резервами в части консолидации материальных ресурсов и рабочей силы.

В целях снижения налоговой нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, а также для оказания им специальных мер государственной поддержки в рамках налоговых отношений действующее законодательство предусматривает возможность использования специальных налоговых режимов для отдельных категорий субъектов.

Несмотря на имеющееся правовое регулирование налоговых отношений, вопросы использования специальных налоговых режимов, и, как следствие, применение налоговых льгот продолжают оставаться актуальными как в теории, так и на практике. В частности, существующие специальные налоговые режимы нередко не могут решить острые проблемы искажения отраслевой структуры субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечить стабильное развитие указанных субъектов с одновременным полным и достаточным формированием бюджетов; сократить уровень налоговой нагрузки на субъектов малого и среднего предпринимательства для последующего улучшения их материального благосостояния.

Основными проблемами законодательного закрепления и практического использования налоговых льгот на протяжении длительного времени продолжают оставаться проблемы несовершенства налогового законодательства и его пробелы в части правового закрепления порядка и условий использования налоговых льгот; отсутствие системности среди предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства налоговых льгот; противоречивость указанного финансово-правового инструмента налогообложения и формирования бюджета.

Необходимо отметить, что специальный налоговый режим – это, прежде всего, особый правовой режим для субъектов налоговых правоотношений, предоставляющий налогоплательщикам дополнительные права и возлагающий на указанных лиц налоговые обязанности.

Применение специальных налоговых режимов осуществляется на всей территории Российской Федерации. В Свердловской области, например, объем налоговых платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения, с 2014 года по 2018 год увеличился на 163,1%.

Суть специального налогового режима в настоящее время заключается в том, что это особый и законодательно предусмотренный порядок исчисления и уплаты налогов и сборов субъектами малого и среднего предпринимательства в течение определенного промежутка времени, с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности [1].

Особенность специальных налоговых режимов сводится к тому, что в возможности их реализации заложен наиболее оптимальный вариант обложения экономической деятельности, которую осуществляет субъект налогообложения.

Действующее законодательство закрепляет систему специальных налоговых режимов как особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного времени, применяемый с соблюдением определенных условий.

Практические проблемы налогообложения возникают при использовании любого из представленных законодателем специального налогового режима. Если начать с упрощенной системы налогообложения, то следует отметить, что наряду с явными преимуществами этот режим имеет и ряд недостатков, которые создают для организаций и индивидуальных предпринимателей определенные сложности.

Одной из важнейших проблем, связанной с применением УСН, является освобождение от уплаты НДС.

Таким образом, у предпринимателя возникают определенные сложности при работе с лицами, которые являются плательщиками НДС, потому что отсутствие обязанности у лица, применяющего УСН, по уплате НДС приводит к потере покупателей обязанных уплачивать данный налог.

При использовании системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей возникает ряд проблем, препятствующих широкому распространению данной системы налогообложения. К таким проблемам можно отнести необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налоговой базы.

В настоящее время в Российской Федерации предусматривается возможность заключения 17 соглашений о разделе продукции. Основная проблема, которая вызывает задержки в развитии и разработки новых соглашений, заключается в разобщенности и хаотичности поведения властей в данной области, а также отсутствие должного количества норм, закрепляющих особенности налогообложения.

Полагаем, решение указанной проблемы возможно путем пополнения норм, касающихся законодательства о налогах и сборах, а также приведение в соответствие положений федерального и регионального законодательства.

При использовании патентной системы налогообложения тоже возникают определенные проблемы. Наиболее заметной является проблема исчисления налога на потенциально возможный к получению доход, ведь не всегда известно принесет ли предпринимательская деятельность предполагаемый доход. НК РФ предоставил право региональным органам власти определять и увеличивать размер потенциально возможного к получению предпринимателем дохода по видам предпринимательской деятельности, к которым применяется патентная система [2].

В этой связи на практике возникает ситуация, связанная с тем, что региональные власти, надеясь на уменьшение расходов, связанных с потерей местного бюджета, в деятельности по установлению налогов ориентируются на налоги, установленные для городской среды, где, по обыкновению, большее число населения-налогоплательщиков.

В результате налогоплательщики вынуждены платить большие налоги, как на пример налогоплательщики города, у которых другой заработок, иные расходы. Указанная ситуация отрицательно влияет на экономическую деятельность региона.

Полагаем, решить указанную проблему возможно, если, проанализировав статистические данные и отчетность, предусмотреть меру ответственности региональных властей за необоснованное завышение размера потенциально возможного годового дохода.

Система налогообложения в виде налога на профессиональный доход также имеет свои недостатки. К ним можно отнести лимит, установленный в размере 2,4 млн. руб. в год, в случае превышения которого плательщик обязан платить налоги, предусмотренные иными системами налогообложения, хотя ежемесячного лимита доходов для данного режима не предусмотрено [3].

Как проблему можно выделить добровольный порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд России, то есть если лицо, применяющее данный режим, не станет осуществлять соответствующие выплаты, оно может претендовать только на социальную пенсию.

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу о том, что введение специальных налоговых режимов способствовало снижению налоговой нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей, а также к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

Для того чтобы налоговая система могла эффективно функционировать она должна быть экономически целесообразной, соответствующей определенным принципам и требованиям. Налоговая нагрузка должна рационально распределяться между субъектами в зависимости от уровня их экономического развития. Для этого необходимо более эффективно дифференцировать налогоплательщиков по видам и масштабам их деятельности.

В РФ по причине существенных территориальных различий по экономическим условиям и характеристикам дифференциация пределов и ставок играет огромную роль, так как при высоком пороге превышения условных показателей, появляется соблазн для использования «серых» схем с целью сокращения налоговых платежей.

Для этого необходимо снижать пороговые значения показателей, которые определяют предприятие как малое. Также нужно по возможности максимально упростить отчетность для субъектов малого предпринимательства, однако ужесточить меры ответственности в отношении налоговых преступлений.

В соответствии с положениями ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками [4].

Законодательное закрепление и практическое применение налоговых льгот в настоящее время осуществляется как на уровне Российской Федерации, на и на уровне ее субъектов.

Как правило, к таким преимуществам относятся: более низкая налоговая ставка; перенос срока уплаты налогов; право на различные налоговые вычеты; полное освобождение от уплаты налогов.

Законодательное закрепление и практическое применение налоговых льгот в настоящее время осуществляется как на уровне Российской Федерации, на и на уровне ее субъектов.

При проведении данного исследования стоит отметить, что ни федеральное, ни региональное законодательство об УСН не предусматривает возможности предоставления налогоплательщикам налоговых льгот, однако, допускает исчисление и уплату обязательного платежа по пониженной ставке. Однако, с 1 января 2015 года были введены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или патентную систему налогообложения.

Также проблемным можно считать вопрос разнообразия налоговых льгот, систематическое их обновление и дополнение. В частности, изменение перечня налоговых льгот, в основном, зависит от изменения экономической обстановки в государстве.

Таким образом, при проведении данного исследования установлена необходимость совершенствования современного как федерального, так и регионального законодательства в части правового регулирования процесса использования УСН.

Список литературы

  1. Мурадханова З. С., Мусаева Х. М. Специальные налоговые режимы: достоинства и недостатки// Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 12–2. – С. 134–136.
  2. Навагина М. С. Особенности применения патентной системы налогообложения // Молодой ученый. – 2019. – № 48 (286). – С. 395-397.
  3. Балова М. Н. Налог на профессиональный доход: особенности, перспективы // Молодой ученый. – 2021. – № 2 (344). – С. 75-77.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // «Российская газета» от 06.08.1998 года № 148-149.

Интересная статья? Поделись ей с другими: