УДК 34

Регулирование экоцида на международном уровне

Малыгина Надежда Вадимовна – специалист Московского государственного лингвистического университета.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению экоцида как преступления. против мире и безопасности человека. Важность защиты окружающей среды является одной из основных задач мирового сообщества. В данной статье рассматриваются исторические предпосылки возникновения экоцида как самостоятельного преступления международного права. Также в данной статье исследуется развитие международно-правового законодательства об экоциде.

Ключевые слова: экоцид, экология, международное право, Римский статут.

Под термином «экоцид» понимается широкомасштабное разрушение экосистем. Данное понятие используется с 1970-х гг. и впервые возникло на Конференции по войне и национальной ответственности в Вашингтоне в феврале этого же года.

Научному исследованию этой проблемы было посвящено множество международных конференций и совещаний. Начиная с 1970-х годов, многие ученые и правоведы выступали за криминализацию экоцида, обсуждались элементы, необходимые для такого международного преступления. В 1970-х, 80-х и 90-х годах Комиссией международного права ООН (ILC) данное преступление было включено в Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества, впоследствии ставший Римским статутом. Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств поспособствовали включению понятия экоцида в расширение Конвенции о геноциде.

Согласно мнению советского ученого-правоведа В. Н. Кудрявцева, вопрос об экоциде как самостоятельном виде международного преступления практически возник во время войны во Вьетнаме [Кудрявцев В.Н. (ред.) Международное уголовное право. М.: Наука, 1999. 264 с.]. «Диким варварством было уничтожение гербицидами и химическими веществами всего живого в ряде местностей Вьетнама [Тхинь, Д.Д. Экологические войны: вьетнамский синдром // Диалог языков и культур: сб. материалов I Междунар. VII Респ. студ. чтений, Минск, 22 нояб. 2017 г. / отв. ред. Т.Н. Мельникова. Минск: БГМУ, 2018. C. 194-196.;]

Экоцид как преступление имеет своим истоком агрессивную войну. Можно сказать, он вырос из нее. Его опасность заключается еще и в том, что нарушение экологического равновесия в каком-либо одном районе пагубно сказывается и на других, часто далеко лежащих местностях».

Общее признание термин «экоцид» приобрел в 1972 году после Стокгольмской Конференции ООН по проблемам окружающей среды. Во время этой конференции шведский политик Улаф Пальме в своей вступительной речи прямо назвал войну США во Вьетнаме экоцидом. Возможно, впервые Стокгольмская конференция привлекла международное внимание к проблемам окружающей среды, а именно к ухудшению ее состояния и трансграничному загрязнению.

В мае 1977 г. 33 государства, в том числе и СССР (18 мая 1977 г.), подписали в Женеве международную Конвенцию «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия па природную среду». Россия как правопреемница СCCР обязалась также соблюдать предписания данной Конвенции.

В 1980-х годах Комиссия международного права ООН рассмотрела законопроект о включении понятия «экологическое преступление» в Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, впоследствии названный Римским статутом. По актуальным данным на май 2022 года, участниками статута являются 124 государства (последнее – Сальвадор в июне 2016 года). Стоит также заметить, что Россия отказалась от ратификации документа 16 ноября 2016 года и вышла из-под юрисдикции Международного уголовного суда. Не являются участниками статута также и другие страны. Так, Китай, Израиль, Саудовская Аравия и Индия вообще не подписали Римский Статут.

В 1995 году на 47 Сессии Комиссии было принято решение о создании еще одной рабочей группы. В состав рабочей группы 48-й сессии Международной конференции труда в 1996 году вошли такие личности, как почетный профессор международного публичного права и европейского права Университета Гумбольдта в Берлине, Кристиан Томушат, индонезийский государственный деятель, министр иностранных дел Мохтар Кусумаатмаджа, сенегальнский дипломат, политик и юрист Дуду Тиам, советник Министерства иностранных дел Мексики Альберто Секели, а также посол Японии, юрист и дипломат Чусей Ямада. По окончании заседания группой был опубликован отчет Томушата под названием «Документ о преступлениях против окружающей среды»[Tomuschat, Christian 1996]. В данном документе не фигурировало само понятие экоцида, законодатель использовал термин «экологическое преступление». В нем Томушат выносит следующие предложения, ни одно из которых в конечном счете так и не было реализовано:

А. Сохранить экологические преступления в качестве индивидуального и цельного положения; или:

Б. Включить экологические преступления в состав преступлений против человечности; или:

В. Включить экологические преступления в состав военных преступлений.

Дальнейшие события также развивались, очевидно, не в пользу развития законодательства об экоциде. В 1996 году почетный член Национального центра научных исследований Франции, судья ad hoc Международного суда ООН в одностороннем порядке постановил полностью исключить преступление экоцида как отдельное положения. Данное решение было принято им единолично без какого-либо участия членов Рабочей группы. Оставалось только решить вопрос о том, включать ли экологический ущерб исключительно в контекст военного преступления или же включить его в состав преступления против человечности, что сделало бы его применимым также и в мирное время. В результате было принято решение в дальнейшем рассматривать данное преступление исключительно в рамках военных преступлений. Оно означало, что экоцид не может быть признан преступлением в мирное время. Почему именно было принято именно такое решение – непонятно, так как отсутствовала документация, в подробностях фиксировавшая процесс его принятия. Представитель Рабочей группы 48 Сессии, Сенегальский политик Дуду Тиам предположил, что принятие такого решения состоялось после того, как «некоторые правительства» высказались на этот счет. Эти же правительства, по словам политика, в значительной степени выступали против любой формы включение статьи 26. Итогом мероприятия послужило полностью и в некоторой степени загадочным образом полное удаление Статьи 26 из Проекта кодекса.

Таким образом, статья 8 (b IV) Римского статута о военных преступлениях является единственным положением в международном праве, которое возлагает на виновного ответственность за ущерб окружающей среде. Существенным ее минусом является возможность применения только в связи с ситуацией военного времени и при условии наличия признаков умышленного причинения вреда [Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года].

Список литературы

  1. Кудрявцев В.Н. (ред.) Международное уголовное право. М.: Наука, 1999. 264 с.
  2. Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 года с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 года, 12 июля 1999 года, 30 ноября 1999 года, 8 мая 2000 года, 17 января 2001 года и 16 января 2002 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года [Электронный ресурс] // https://www.un.org/ (дата обращения: 12.11.2021)
  3. Давитадзе М.Д. Экоцид как преступление против безопасности человечества // Вестник Московского университета МВД России. 2016. N 7. 85- 89 с.;
  4. Тхинь, Д.Д. Экологические войны: вьетнамский синдром // Диалог языков и культур: сб. материалов I Междунар. VII Респ. студ. чтений, Минск, 22 нояб. 2017 г. / отв. ред. Т.Н. Мельникова. Минск: БГМУ, 2018. C. 194-196.;
  5. Tomuschat, Christian (1996). 'Crimes Against the Environment'. In: Environmental Policy and Law. 1996. 26, 6. p.243

Интересная статья? Поделись ей с другими: