УДК 34

Актуальность вопроса по реформированию системы Министерства внутренних дел в современной России

Корень Дмитрий Иванович – слушатель факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России «Государственное и муниципальное управление» Академии управления Министерства внутренних дел России

Аннотация: Вопрос совершенствования деятельности органов внутренних дел всегда остается открытым и требующим постоянной проработки. Развитие общественных отношений, совершенствование нормативно-правовой базы, изменение экономической и социальной политики государства вносит свои коррективы как в совершенствование оперативно-служебной деятельности по обеспечению общественной безопасности и противодействия преступности, так и в организационно-штатную структуру правоохранительных органов. В эпоху глобальной цифровизации и в условиях продолжающейся специальной военной операции необходимо создать все условия для оперативного принятия решений по обеспечению безопасности государства и защиты законных интересов граждан и общества в целом.

Ключевые слова: реформирование МВД, органы внутренних дел, государство, профессионализм, кадровый потенциал. 

Органы внутренних дел уже более 300 лет играют важнейшую роль в укреплении законности и правопорядка, борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности в России.

На протяжении своей многовековой истории развития, министерство внутренних дел России неоднократно подвергалось различным реформированиям, которые были продиктованы прежде всего необходимостью охраны существующего политического строя страны. Примечательно, что выдающийся мыслитель и государственный деятель, реформатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский в своей записке под названием «Порядок и его следствие в государстве» высказал мысль о том, что «реформы необходимы не ради какого-либо прогресса, но для сохранения существующего государственного строя и предотвращения его революционного слома».

На протяжении всей истории развития и реформирования министерства внутренних дел как дореволюционной России так и советского периода именно такой подход, а именно защита существующего политического строя, был приоритетной задачей стоящей перед сотрудниками полиции и милиции.

В начале XXI века назрела объективная необходимость преобразования органов правопорядка современной России. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» послужил стартом глобальной реформы органов внутренних дел современной России. В результате реформы была сокращена численность сотрудников на 20 процентов и перевод милиции общественной безопасности на федеральный бюджет. 6 августа 2010 г. Президент РФ Д.А. Медведев озвучил инициативу о переименовании милицию в полицию и дал указание разработать нормативный акт – проект Федерального закона «О полиции».

Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ вступил в силу с 1 марта 2011 г. завершив почти столетнюю эпоху милиции и возродив в России институт полиции, законодательно закрепив новую социальную модель деятельности органов внутренних дел - это обеспечение правопорядка и защита прав и свобод граждан. Таким образом уже не государство, а рядовой гражданин получил право контроля деятельности органов внутренних дел.

Уже более 10 лет прошло от стартовой даты официального «обновления» органов внутренних дел. Тактические цели, которые преследовала масштабная реформа ОВД, достигли положительных результатов: доверие население к деятельности полиции по данным всероссийского центра изучения общественного мнения  возросло с 35 % в 20012 г. до 62 % в 2022 году; были исключены несвойственные либо перераспределены функции министерства внутренних дел, все сотрудники милиции прошли внеочередную аттестацию, была реформирована система денежного довольствия, введены новые критерии оценки деятельности сотрудников. Однако новые вызовы времени ставят очередные задачи под которые необходимо подстраивать довольно громоздкую и регламентированную структуру органов внутренних дел.

Если говорить о реформировании в России в целом, то само упоминание о реформе для россиянина, который пережил смену политических эпох, звучит несколько неприемлемо и пугающе, не предрекая ничего хорошего и ассоциируется с социально-экономической упадком, нестабильностью и неопределенностью. С позиции современного времени, на примере социально-экономических преобразований 90-х годов, а также реформ государственного аппарата в середине 2000-х мы понимает, что во многом причиной провальных реформ была их непродуманность и слабая подготовка. Для проведения любой реформы необходимо понимать и знать историю государства и его народа, изучить исторический опыт уже проведенных реформ. Реформы должны быть востребованы временем и проводится в силу необходимости дальнейшего саморазвития как общества так и государства в целом, только тогда реформа приносит свои плоды и не является обузой и препятствием для исторического развития общества. Любая реформа должна преследовать четко определенную цель, а ее осуществление должно проводится последовательно и системно, с детальным просчетом возможных последствий нововведений, по выверенному и продуманному специалистами плану, а также, что особо важно, реформы должны выражать интересы большинства слоев населения страны.

В настоящее время в системе министерства внутренних дел проводится масштабная работа как по совершенствованию управленческой деятельности, так и повышению уровня безопасности в стране. Это внедрение и развитие электронного документооборота, технологий сбора и анализа больших объемов данных, совершенствование нормативной правовой базы, повышение уровня образования сотрудников ОВД. Однако существует и ряд проблемных вопросов. Это прежде всего нехватка человеческого ресурса, как следствие недостаточного денежного стимулирования и низкого социального обеспечения. Указанная проблема не замалчивается: еще в октябре 2022 года Владимир Колокольцев в своем выступлении в Государственной Думе РФ заявил о некомплекте личного состава, который достиг к тому времени 20%. Причина некомплекта, по словам Министра внутренних дел, - низкое денежное содержание. Некомплект сотрудников в свою очередь создает их большую загруженность, эмоциональное и профессиональное выгорание, что напрямую сказывается на качество несения службы, снижение эффективности выполнения поставленных задач. Недостаточная социальная и материальная обеспеченность сотрудников органов внутренних дел создает дефицит в технических специалистах по таким востребованным направлениям как ИТ-технология и работа с большими объемами данных.

Таким образом, реформирование МВД России должно решить следующие основные задачи: сохранение кадрового потенциала, повышение профессионализма и укрепления престижа службы в органах внутренних дел, совершенствование электронного документооборота и материально-технической базы. Немаловажным аспектом при проведении реформирования остается повышение доверия граждан и прозрачность работы органов внутренних дел, как основного условия искоренения коррупции в органах внутренних дел. Реформирование МВД должно также включать постоянную модернизацию информационных систем и развитие цифровых технологий, что подразумевает качественно новый подход к профессиональной подготовке и повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел. Внедрение инновационных технологий позволит разгрузить сотрудников на некоторых направлениях служебной деятельности. По направлению взаимодействия «полиция – гражданин и бизнес» необходимо как можно быстрее завершить процесс автоматизации рабочих процессов, в том числе при оказании государственных услуг населению, что в разы упростит процедуру выдачи необходимой информации и сведет к минимуму возможные бюрократические проволочки.

В настоящее время, по направлению укрепления кадрового потенциала, руководством МВД России приняты ряд управленческий решений – это повышение статуса департамента государственной службы и кадров до уровня главного управления, перевод сотрудников кадровых подразделений из внутренней службы в полицию. Во всех территориальных органах внутренних дел были введены должности заместителей руководителей по работе с личным составом. С учетом вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей создано Главное управления оперативного реагирования. Однако основной вопрос о «кадровом голоде» окончательно не решен.

В текущих непростых условиях, при проведении государством масштабной деятельности по реализации приоритетных национальных проектов, стремительно развивающихся информационных технологиях и увеличению доли интернет-преступлений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков и оружия, сильнейшей информационной войны со стороны западных стран, с учетом влияния на общую оперативную обстановку проводимой специальной военной операции, от руководства МВД требуется принятие комплексных и эффективных решений по реализации намеченных мероприятий, что в свою очередь требует проведения своевременных и обоснованных шагов по реформированию служб и подразделений системы органов внутренних дел.

Только тесная взаимосвязь, доверие со стороны населения и масштабное вовлечение институтов гражданского общества в сферу обеспечения безопасности государства послужит прочной основой необходимых преобразований и приведет к качественно новому совершенствованию системы органов внутренних дел Российской Федерации и позволит достойно парировать вызовам времени, преодолев все сложности на пути обеспечения безопасности государства и защиты законных интересов граждан и общества в целом.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
  2. Тимошина Е.В. Рукописное население М.М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения / / Правоведение.2001. № 3 с.221.
  3. Деревянко А.П. История России с древнейших времен до конца XX века. – М.: Право и закон. – 204. – 797с.
  4. Булгаков В.В. Влияние реформирования министерства внутренних дел России на преступную ситуацию в стране актуальные проблемы государства и права. 2018. Т. 2. № 6. С.34-39
  5. Грозин С.Ю. Полицейская реформа России в начале XX столетия. Вестник Московского университета МВД России.2021; (3); 23-25
  6. http://kremlin.ru/events/president/news/70744.

Интересная статья? Поделись ей с другими: