УДК 341

Основные направления международного сотрудничества в борьбе с терроризмом

Емельянова Вероника Николаевна – бакалавр политологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных направлений международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Описываются основные нормативно-правовые акты, закрепляющие направления международного сотрудничества в рамках антитеррористической деятельности.

Ключевые слова: терроризм, международное сотрудничество, борьба с терроризмом, антитеррористическая деятельность, направления международного сотрудничества.

В современном мире международно-правовая база государств в сотрудничестве по борьбе с терроризмом выступает как основа для обеспечения безопасности общества. Направления в сфере международного сотрудничества в борьбе с терроризмом нашли свое отражение в международно-правовых документах, в числе которых конвенции Организации Объединенных Наций (далее - ООН), протоколы к конвенциям ООН, а также ряд международных договоров. Все перечисленные документы содержат разделы, содержащие информацию по вопросам регулирования сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом. Эти документы определяют основные направления работы в рассматриваемой области, включая сотрудничество в сфере предупреждения террористических актов, борьбу с финансированием терроризма и выдачу террористов для суда. Важно отметить, что такое сотрудничество является необходимым для эффективного противодействия террористической угрозе, которая перестала быть проблемой отдельных стран и стала глобальной проблемой, требующей скоординированного подхода.

Международное антитеррористическое сотрудничество осуществляется по ряду направлений. Необходимо отметить следующие направления: взаимная передача информации государствами, касательно вопросов террористической направленности; обучение кадров в области антитеррористической деятельности; содействие государств в рамках юридического поля и выдачи террористов; а также организация и проведение совместной деятельности, целью которой выступают предупреждение, обнаружение и пресечение актов террористической деятельности.

В 1963 году в Токио была подписана Конвенция [1]. Документ закрепляет возможность государств-участников выдавать лицам, подозреваемым или совершившим преступления, предусмотренные рассматриваемой конвенций, разрешение на посадку на территории данных государств. В случае, если преступление было совершено на борту воздушного судна, а также последующей высадке подозреваемого или совершившего преступление лица власти государства, на территории которого была произведена посадка судна, обязаны незамедлительно начать расследование обстоятельств произошедшего события, а также передать информацию о результатах расследования [1].

Конвенция [2], принятая резолюцией 3166 (ХХVIII) Генеральной Ассамблеи ООН 14-го декабря 1973 года, заключает, что государства-участники сотрудничают с целью предотвращения преступлений путем принятия всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки преступления на соответствующих территориях государств, с учетом совершения этих преступлений в пределах или вне пределов территории государств, также государствам-участникам следует обмениваться информацией о возможности принятия административных и иных мер, для предотвращения совершения преступлений. Данная конвенция также закрепляет уголовно-процессуальное сотрудничество государств-участников, заключающееся в полной правовой помощи, связанной с уголовно-процессуальными действиями, предпринятыми в отношении преступлений, государств-участников друг другу. Государство-участник, которое осуществило уголовно-процессуальные действия в отношении лица, которое является предполагаемым преступником, согласно данной конвенции, обязано сообщить об окончательных результатах Генеральному Секретарю ООН. Конвенция также закрепляет обязанность государств-участников включать подобные преступления в число тех, которые влекут выдачу преступников [2].

Конвенция ООН [3] является одним из ключевых международных документов, созданных для борьбы с организованными преступлениями и терроризмом. Она обязывает государств-участников оказывать максимально возможную помощь друг другу в рамках уголовных расследований, уголовного преследования и процедур выдачи [3]. Также говоря о формах международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в сфере производства по уголовным делам о терактах, следует выделить следующие основные:

  1. Отправка, а также исполнение запросов международных следственных поручений об оказании юридической помощи, как одно из форм международного сотрудничества. Происходит в том случае, если исполнение некоторых отдельно взятых процессуальных действий необходимо на территории иностранного государства.
  2. Международное сотрудничество в форме взаимного обмена необходимой информацией, затрагивающей основные важные детали расследуемого преступления [4].

Принятая 26-го октября 1979 года Конвенция [5] определяет порядок сотрудничества в случае хищения либо иного, произведенного незаконным путем, присвоения ядерного материала. Необходимый обмен информацией среди государств-участников и международных организаций закреплен также в данной конвенции. Кроме того, стоит отметить обязанность государств-участников осуществления помощи, в случае возникновения такого запроса, а также важно упомянуть об обязанности обеспечения возврата ядерного материала, который был украден [5].

Международная конвенция [6], принятая резолюцией 34/146 Генеральной Ассамблеи ООН 17-го декабря 1979 года, в статье 4 закрепляет совместную деятельность государств-участников, которая должна проводиться с целью предотвращения преступлений, посредством принятия практически всех осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах соответствующих территорий к совершению этих преступлений в пределах или вне пределов их территорий, включая принятие мер для запрещения на их территории незаконной деятельности лиц, групп и организаций, которые поощряют, подстрекают, организуют или участвуют в совершении актов захвата заложников, а также путем обмена информацией и координации принятия административных и других соответствующих мер для предотвращения совершения таких преступлений [6].

Международная конвенция [7], принятая резолюцией 52/164 Генеральной Ассамблеи от 16-го декабря 1997 года, фиксирует направления сотрудничества государств-участников. Среди закрепленных положений, следует отметить следующие: государства-участники должны помогать друг другу в рамках проведения расследований, оказывая максимально посильную и максимально возможную помощь в каждой конкретной ситуации; содействие государств-участников в получении необходимых для расследования доказательств; государства-участники должны обмениваться необходимой точной и проверенной информацией, а также координировать меры административного и иного характера; государства-участники сотрудничают путем осуществления, когда это уместно, исследований, а также разработок в отношении методов обнаружения взрывчатых и других опасных веществ, которые могут вызывать смерть или увечья [7].

Одной из особенностей современного терроризма является спонсирование террористических актов государствами [8], соответственно, сотрудничество государств в целях перекрытия финансовых потоков спонсирования террористических организаций является одной из наиболее важных поставленных проблем, требующих решения. Международная конвенция [9], которая была принята 9-го декабря 1999 года в Нью-Йорке, закрепляет направления сотрудничества государств в рамках противодействия финансированию терроризма. Кроме того, в данной конвенции закреплены положения, раскрывающие необходимость осуществления максимально возможной в каждой конкретной ситуации помощи государств-участников друг другу, в рамках уголовных расследований, а также процедуре передачи лиц, которые обвиняются в терроризме.

Государства должны принимать все возможные меры, в том числе изменение своего внутреннего законодательства, чтобы противодействовать подготовке и совершению преступлений на их территориях, а также уделять внимание подозрительным финансовым операциям и сообщать о них, если они могут быть связаны деятельностью преступного характера. Это позволяет улучшить международное сотрудничество и повысить эффективность борьбы с преступностью и терроризмом. Например, это может быть международная группа экспертов, занимающаяся анализом финансовых операций, а также механизмы информационного обмена между правоохранительными органами разных стран. Также государства могут изучать возможности принятия мер по установлению наблюдения за работой агентств, производящих денежные переводы. Кроме того, государствами могут быть изучены вопросы, касающиеся физического перемещения наличных денежных средств, в частности отслеживания данного перемещения, а также перемещения оборотных документов на предъявителя, проходящих через государственную территориальную границу [9].

Международная конвенция [10], принятая 13-го апреля 2005 года резолюцией 59/290 Генеральной Ассамблеи ООН, фиксирует сотрудничество государств-участников. Принятие максимально возможных и доступных в каждом конкретном случае мер, направленных на предупреждение и последующее предотвращение преступлений на территории государств-участников, а также за их пределами, является одним из проявлений закрепленного в данной конвенции сотрудничества государств-участников. Кроме того, конвенцией закреплен запрет на деятельность организаций, а также групп и физических лиц, занимающихся заранее спланированным, преднамеренным спонсированием, подстрекательством, всевозможной помощью технического характера, а также раскрытием и предоставлением разного рода информацией, организацией и участием в совершении преступлений, предусмотренных данной конвенцией. Также государства-участники обязуются проводить информационный обмен, в случае возникновения подобного запроса. Также одним из проявлений сотрудничества государств-участников, закрепленных в рассматриваемой конвенции является организация и взаимодействие в принятии мер административного, а также иного возможного в каждой конкретной ситуации характера, которые ставят своей целью раскрытие, пресечение, предотвращение преступления, в том числе привлечение обвиняемых лиц к уголовной ответственности [10].

Материал в сфере противодействия терроризму, созданный международным сообществом, который существует на данный момент, не только способствует совершенствованию международного правового поля в данной области, но также дополняет правовой опыт и стратегию борьбы с терроризмом отдельных государств. Комплекс направлений международного сотрудничества в сфере борьбы с террористической угрозой имеет закрепление не только в актах национальных законодательств, направленных, в свою очередь, на регламентирование вопросов оказания международной правовой помощи, но и в международных соглашениях. Направления международного антитеррористического сотрудничества закреплены в международных договорах, а кроме того, в межправительственных соглашениях, которые, в свою очередь, затрагивают ряд некоторых отдельных вопросов сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Закрепление также имеют направления международного сотрудничества в межведомственных договорах и соглашениях. Однако, несмотря на все усилия, проблемы и вызовы, связанные с терроризмом, продолжают оставаться актуальными и сложными для решения. Террористические организации все еще активны и представляют угрозу безопасности на международном уровне, используя разнообразные методы и тактики.

Список литературы

  1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14.09.1963 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс»: [сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900531 (дата обращения: 04.04.2023).
  2. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14.12.1973 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН // Конвенции и соглашения: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_protected_persons.shtml (дата обращения: 04.04.2023).
  3. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15.11.2000 г. . [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН // Конвенции и соглашения: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 04.04.2023).
  4. Сизов А.А. Международное сотрудничество в сфере расследования терактов / А.А. Сизов // Юридический вестник Самарского университета. 2016. Т.2. №3. С. 112
  5. Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26.10.1979 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН // Конвенции и соглашения: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucmat_protection.shtml (дата обращения: 04.04.2023).
  6. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17.12.1979 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН // Конвенции и соглашения: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostages.shtml (дата обращения: 04.04.2023).
  7. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 16.12.1997 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН // Конвенции и соглашения: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bombing.shtml (дата обращения: 04.04.2023).
  8. Нагоева М.А. Основные черты международного терроризма / М.А. Нагоева // Социально-политические науки. №3. С. 32.
  9. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 09.12.1999 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН // Конвенции и соглашения: [сайт]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml (дата обращения 04.04. 2023).
  10. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13.04.2005 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН // Конвенции и соглашения: [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nucl_ter.shtml (дата обращения: 04.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: