УДК 37

Развитие критического мышления в процессе обучения и воспитания: теория и практика

Жукова Мария Викторовна – кандидат юридических наук, доцент кафедры английского языка Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Аннотация: В статье рассматривается важность развития критического мышления у учащихся и методы его применения в образовательном процессе. Обсуждаются теоретические основы критического мышления, включая его определение, основные компоненты и принципы. Также предлагаются практические подходы и стратегии, которые могут быть использованы учителями для развития критического мышления у учащихся на занятиях.

Ключевые слова: синтез, кейс-стади, мышление, метод, принципы.

Введение

Развитие критического мышления является одной из важнейших задач в процессе обучения и воспитания современного общества. В условиях постоянно меняющегося информационного пространства, где информация различного содержания и качества доступна каждому, критическое мышление становится необходимым инструментом для принятия обоснованных решений и формирования собственных взглядов.

Практика развития критического мышления включает в себя различные методы и приемы, которые помогают учащимся научиться анализировать и оценивать полученную информацию, развивать свою критическую рефлексию и принимать информированные решения. Это может быть использование дебатов, проектной деятельности, кейс-метода, анализа исторических событий и многих других методов, способствующих развитию критического мышления.

Цель статьи – показать важность и необходимость развития критического мышления в современном образовании и предложить практические рекомендации по его развитию. В результате чтения статьи читатель получит полезные знания и навыки, которые сможет применить в своей практической деятельности, способствуя личностному развитию и формированию критического мышления у своих учеников или студентов.

Результаты исследования

Обзор основных теорий и подходов к развитию критического мышления представляет собой важный этап в изучении данной темы. Ниже приведены некоторые из основных теорий и подходов, используемых при развитии критического мышления:

  1. Модель критического мышления Пола и Эдварда Пола: Эта модель предлагает шаги, которые учащиеся должны выполнить, чтобы развить свое критическое мышление. Эти шаги включают определение вопроса, поиск информации, анализ, оценку и формулирование решения [1].
  2. Интерпретативная теория Г. Перкинса: Эта теория относится к развитию критического мышления через историческое и литературное понимание. Учащиеся могут развить свою способность к критическому мышлению, изучая прошлые события и анализируя различные точки зрения [2].
  3. Модель «Мышление думающего ученика» Р. Марлоу: В этой модели предлагается, что развитие критического мышления происходит через осуществление метакогнитивных процессов, таких как планирование, мониторинг и оценка своего мышления [3, 5].
  4. Философский подход: Подход философии к развитию критического мышления основан на исследовании аргументации, логического анализа и понимания этических проблем. Философские диалоги и дискуссии могут способствовать развитию критического мышления.
  5. Решение проблемного подхода: Этот подход к развитию критического мышления включает создание ситуаций, которые требуют анализа, обоснования решений и оценки возможных последствий. Учащиеся учатся искать решения проблем, анализировать информацию и применять логическое мышление для принятия обоснованных решений.

Важно отметить, что эти теории и подходы могут быть комбинированы и адаптированы в зависимости от контекста обучения и потребностей учащихся. Педагоги и исследователи могут выбрать наиболее подходящие методы для развития критического мышления в своих классах на основе этих теорий и подходов.

Формулой для вычисления является следующая:

Критическое мышление = (анализ + оценка) * рефлексия

Данная формула подразумевает, что для развития критического мышления необходимо сочетать анализ и оценку информации или ситуации с последующей рефлексией и обратной связью.

В формуле:

  • Анализ представляет собой процесс разложения информации на составляющие, исследование их взаимосвязей и понимание основных паттернов или закономерностей.
  • Оценка включает в себя анализирование полученных результатов анализа, выработку собственного мнения или позиции и оценку достоверности и значимости представленных данных.
  • Рефлексия представляет собой процесс самоанализа, осознания своих мыслей и действий, идентификации сильных и слабых сторон, а также поиска способов улучшения своего критического мышления [4].

Критическое мышление – это высокий уровень когнитивных навыков, которые позволяют анализировать, оценивать, синтезировать информацию и принимать осознанные решения. Ключевые компоненты критического мышления включают следующие:

  1. Анализ: Это способность разбирать крупные и сложные проблемы на составные части, исследовать их структуру и связи между ними. Анализ помогает учащимся понять основные элементы и идеи, а также определить роли и взаимосвязи между ними. В образовательном процессе анализ помогает учащимся понять сложные понятия, разобраться в материале и лучше усвоить учебный материал.
  2. Оценка: Это способность оценивать информацию и идеи, анализировать преимущества и недостатки различных точек зрения и принимать осознанные решения на основе этих оценок. Оценка позволяет учащимся развивать навыки критического мышления и принимать информированные решения. В образовательном процессе оценка помогает студентам стать активными участниками учебного процесса, а не просто пассивными получателями информации [4, 6].
  3. Синтез: Это способность объединять информацию из различных источников, анализировать их и создавать новые идеи или концепции. Синтез помогает учащимся видеть общие связи и отношения между идеями, а также находить новые способы решения проблем. В образовательном процессе синтез используется для поддержки творческого мышления и развития новаторских навыков.
  4. Принятие решений: Это способность принимать осознанные решения на основе анализа и оценки информации. Принятие решений включает умение оценивать альтернативы, предвидеть возможные результаты и принимать ответственность за свои решения. В образовательном процессе принятие решений помогает учащимся развивать навыки рационального и осознанного принятия решений, которые могут быть применены в различных сферах жизни.

Организация учебных задач и проектов, способствующих развитию критического мышления, является важной задачей педагогического процесса. Важно создать условия для того, чтобы учащиеся получили возможность анализировать информацию, формировать свою точку зрения, аргументированно высказываться, критически оценивать и принимать решения.

Ниже приведены несколько опций для организации учебных задач и проектов, способствующих развитию критического мышления:

  1. Дискуссии и дебаты: Организуйте дискуссии и дебаты по актуальным и спорным вопросам. Помогите учащимся развить свое умение слушать и аргументировать свою точку зрения. Задавайте провокационные вопросы, которые требуют глубокого понимания проблемы и критического мышления.
  2. Кейс-стади: Предложите учащимся изучить реальную ситуацию или проблему и разработать план действий для ее решения. Это требует критического анализа информации, постановки вопросов и оценки возможных вариантов решения [5].
  3. Проектные работы: Предложите ученикам выполнить проект, например, провести исследование, создать презентацию или разработать бизнес-план. Важно, чтобы проекты требовали самостоятельного исследования и анализа информации, а также критического мышления при принятии решений.
  4. Учебные задачи: Предоставьте учащимся учебные задачи, которые требуют анализа, рассуждений и принятия решений. Задачи могут быть математическими, логическими или направленные на решение неких проблем в реальной жизни. Важно, чтобы задачи стимулировали учащихся мыслить критически и находить различные пути решения [5, 7].
  5. Ролевые игры: Предложите учащимся сыграть ролевую игру, в которой они должны будут исследовать ситуацию, принимать решения и аргументировать свои действия. Это поможет развить умение рассуждать, высказывать свою точку зрения и анализировать альтернативные варианты [7].

Важно помнить, что развитие критического мышления требует времени и практики. Постепенно увеличивайте сложность задач и проектов, чтобы учащиеся развивали свое критическое мышление во всем спектре учебных предметов [6].

Заключение

В ходе исследования были выявлены основные принципы и методы, которые способствуют развитию критического мышления у учащихся. Одним из наиболее эффективных методов является формирование учебных задач и ситуаций, которые требуют от учащихся анализа, обобщения и критической оценки информации. Важно также создавать условия для самостоятельной работы и возможности высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Однако, необходимо отметить, что развитие критического мышления не является простым процессом и требует сочетания нескольких подходов и стратегий. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и создавать условия для его развития в рамках своих способностей.

Таким образом, в ходе данного исследования были выявлены эффективные подходы и методы развития критического мышления у учащихся. Однако, дальнейшие исследования и разработки необходимы для более точного определения стратегий, которые приводят к более полному и эффективному развитию критического мышления у учащихся.

Список литературы

  1. Коровина Е.А. Развитие критического мышления в обучении литературе: методика и практика // Отечественные записки. 2019. № 3 (41). С. 233-238.
  2. Катаргина О.А. Развитие критического мышления у старшеклассников науроках истории // Учитель истории.  № 10. С. 32-37.
  3. Дульцева Т.А. Развитие критического мышления учащихся через проектную деятельность // Психолого-педагогический журнал. 2018. № 2. С. 159-166.
  4. Elder L., Paul R. (2020). Critical thinking: The nature of critical and creative thought. Journal of Developmental Education, 38 (2), 36-37. (Линда Элдер и Ричард Пол – "Критическое мышление: Природа критической и творческой мысли").
  5. Моторина О.А. Развитие критического мышления на уроках биологии в школе // Биология в школе. 2021. № 3. С. 28-33.
  6. Емельянова Н.А. Методика развития критического мышления у старшеклассников в процессе изучения химического состава веществ // Химия в школе. 2019. №6. С. 59-62.
  7. Критическое мышление и обучение взаимодействию: сб. науч. Статей / Под ред. М. Г. Гайдара и Л. З. Марковой. – М.: МГИМО, 2018.

Интересная статья? Поделись ей с другими: