УДК 376
К вопросу о формировании навыков словоизменения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Самусева Анастасия Сергеевна – магистрант Смоленского государственного университета.
Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – кандидат педагогический наук, доцент Смоленского государственного университета.
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности словоизменения – одного из важнейших речевых навыков. Описывается становление процесса словоизменения у детей с нормой речевого развития, также причины его нарушения у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, словоизменение.
С каждым годом растёт количество детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).
ОНР – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи [5, стр. 317].
Диагностика детей с ОНР часто показывает проблемы со словоизменением.
Словоизменение – преобразование определённого слова, когда его реальное значение не меняется, но вносятся известные различия в обозначаемые формой слова связи его к речи [4].
У детей с нормой речи навыки словоизменения формируются в дошкольном возрасте, а далее ребёнок уже без проблем ими владеет. Так, по данным Александра Николаевича Гвоздева, в онтогенезе речи выделяется 3 периода развития и становления грамматического строя речи (табл. 1)
Таблица 1. Формирование навыков словоизменения.
Период |
Возраст |
Особенности процесса словоизменения |
|
I |
от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. |
Ребёнок ещё не пользуется грамматическим оформлением речи. |
|
II |
1 этап |
1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.
|
Ребёнок начинает изменять формы слов, но в речи по-прежнему избыток ошибок. В речи употребляются: - существительные И.п. ед.ч. и мн.ч., Р.п., В.п.; - глаголы повел. накл. 2л. ед.ч., формы 3 л. ед.ч. наст.вр., возвратные и невозвратные глаголы. - прилагательные И.п., ед.ч. муж. и жен. рода. |
2 года -2 года 2 мес. |
В речи детей на протяжении нескольких месяцев не наблюдается грамматической связи по физиологическим причинам |
||
2 этап |
от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес. |
Ребёнок сначала овладевает общими правилами словоизменения, а затем начинает применять частные правила, а также исключения. Ребёнок усваивает часто встречающиеся флексии и использует только их, другие варианты отсутствуют). Глаголы изъяв.накл. различаются по числу, изменяются по лицам (за исключением 2 л. мн.ч.), разграничиваются формы наст. и прош. времени. Личные местоимения усвоены. |
|
3 этап |
от 2 лет 6 мес. до 3 лет |
Ребёнком усвоены многие грамматические формы. - Существительные: продолжается постижение окончаний мн.ч. «-ов», «-ами», «-ах», падежных окончаний И.п. мн.ч. «-а», «-на». - Прилагательные согласовываются с существительными. |
|
III |
от 3 до 7 лет |
Ребёнок приводит в систему грамматические формы по типам склонения и спряжения, познаёт единичные формы, исключения. Процесс овладения грамматической системой речи завершается [1]. |
Так нельзя сказать про детей с ОНР, по различным причинам (рис. 1) в школу они приходят с недостатками процесса словоизменения, что, безусловно, отрицательно сказывается на обучении.
Рисунок 1. Причины наличия ОНР у младших школьников.
Рассмотрим особенности процесса изменения слов у детей с ОНР. Для детей со II уровнем речевого развития характерно:
- ошибки при согласовании и управлении;
- отсутствие предлогов;
- постоянно начальная форма имён существительных [2].
Дети с III уровнем выделяются:
- ошибками в согласовании прил. и числ. с сущ. с непродуктивными окончаниями;
- пропусками и заменами предлогов, что не вызывает недочётов в применении сущ.;
- ошибками при применении форм гл.
Детям с IV уровнем свойственно:
- ошибки при применении предлогов;
- ошибки в сочетании прилагательных и числительных с существительными в самых трудных конструкциях [5].
Существует достаточное количество авторских методик, сфокусированных на установлении уровня сформированности словоизменения. И все они соответствуют ведущим тенденциям (рис.2).
При проведении коррекционно-логопедической работы важно шаг за шагом привлекать более сложные формы речи, задания и упражнения, а также сам речевой материал [3]. Для повышения продуктивности по становлению способности словоизменения у младших школьников с ОНР мы решили:
- разработать и применять специальный комплекс коррекционных занятий;
- проводить занятия в игровой форме;
- активно использовать ИКТ в коррекционно-логопедической работе.
Рисунок 2. Диагностика процесса словоизменения.
Рассмотрим принципы, которыми должен руководствоваться логопед на занятиях с детьми младшего школьного возраста с ОНР, на рисунке 3.
Рисунок 3. Общедидактические принципы.
Таким образом, мы выделили основные этапы, по которым идёт овладение словоизменением детьми, рассмотрели факторы нарушений и узнали основные особенности данного процесса у детей с ОНР младшего школьного возраста, а также выделили главные направления в логопедических методиках.
Список литературы
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 224 с.
- Круги Луллия как средство развития процессов словоизменения у дошкольников с речевым недоразвитием. URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/OWqnBg3aMDSs.pdf (дата обращения: 13. 05.23).
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.
- Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов Текст в 2 т. / под ред. Н. Бродского и др. Т. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007557524/ (дата обращения: 08.05.23).
- Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Эскимо, 2019. 608 с.