УДК 376

К вопросу о формировании навыков словоизменения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Самусева Анастасия Сергеевна – магистрант Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – кандидат педагогический наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности словоизменения – одного из важнейших речевых навыков. Описывается становление процесса словоизменения у детей с нормой речевого развития, также причины его нарушения у детей школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, словоизменение.

С каждым годом растёт количество детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

ОНР – сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, как следствие, всей связной речи [5, стр. 317].

Диагностика детей с ОНР часто показывает проблемы со словоизменением.

Словоизменение – преобразование определённого слова, когда его реальное значение не меняется, но вносятся известные различия в обозначаемые формой слова связи его к речи [4].

У детей с нормой речи навыки словоизменения формируются в дошкольном возрасте, а далее ребёнок уже без проблем ими владеет. Так, по данным Александра Николаевича Гвоздева, в онтогенезе речи выделяется 3 периода развития и становления грамматического строя речи (табл. 1)

Таблица 1. Формирование навыков словоизменения.

Период

Возраст

Особенности процесса словоизменения

I

от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.

Ребёнок ещё не пользуется грамматическим оформлением речи.

II

1 этап

1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.

 

Ребёнок начинает изменять формы слов, но в речи по-прежнему избыток ошибок.

В речи употребляются:

- существительные И.п. ед.ч. и мн.ч., Р.п., В.п.;

- глаголы повел. накл. 2л. ед.ч., формы 3 л. ед.ч. наст.вр., возвратные и невозвратные глаголы.

- прилагательные И.п., ед.ч. муж. и жен. рода.

2 года -2 года 2 мес.

В речи детей на протяжении нескольких месяцев не наблюдается грамматической связи по физиологическим причинам

2 этап

от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.

Ребёнок сначала овладевает общими правилами словоизменения, а затем начинает применять частные правила, а также исключения.

Ребёнок усваивает часто встречающиеся флексии и использует только их, другие варианты отсутствуют).

Глаголы изъяв.накл. различаются по числу, изменяются по лицам (за исключением 2 л. мн.ч.), разграничиваются формы наст. и прош. времени.

Личные местоимения усвоены.

3 этап

от 2 лет 6 мес. до 3 лет

Ребёнком усвоены многие грамматические формы.

- Существительные: продолжается постижение окончаний мн.ч. «-ов», «-ами», «-ах», падежных окончаний И.п. мн.ч. «-а», «-на».

- Прилагательные согласовываются с существительными.

III

от 3 до 7 лет

Ребёнок приводит в систему грамматические формы по типам склонения и спряжения, познаёт единичные формы, исключения. Процесс овладения грамматической системой речи завершается [1].

Так нельзя сказать про детей с ОНР, по различным причинам (рис. 1) в школу они приходят с недостатками процесса словоизменения, что, безусловно, отрицательно сказывается на обучении.

1

Рисунок 1. Причины наличия ОНР у младших школьников.

Рассмотрим особенности процесса изменения слов у детей с ОНР. Для детей со II уровнем речевого развития характерно:

  • ошибки при согласовании и управлении;
  • отсутствие предлогов;
  • постоянно начальная форма имён существительных [2].

Дети с III уровнем выделяются:

  • ошибками в согласовании прил. и числ. с сущ. с непродуктивными окончаниями;
  • пропусками и заменами предлогов, что не вызывает недочётов в применении сущ.;
  • ошибками при применении форм гл.

Детям с IV уровнем свойственно:

  • ошибки при применении предлогов;
  • ошибки в сочетании прилагательных и числительных с существительными в самых трудных конструкциях [5].

Существует достаточное количество авторских методик, сфокусированных на установлении уровня сформированности словоизменения. И все они соответствуют ведущим тенденциям (рис.2).

При проведении коррекционно-логопедической работы важно шаг за шагом привлекать более сложные формы речи, задания и упражнения, а также сам речевой материал [3]. Для повышения продуктивности по становлению способности словоизменения у младших школьников с ОНР мы решили:

  1. разработать и применять специальный комплекс коррекционных занятий;
  2. проводить занятия в игровой форме;
  3. активно использовать ИКТ в коррекционно-логопедической работе.

2

Рисунок 2. Диагностика процесса словоизменения.

Рассмотрим принципы, которыми должен руководствоваться логопед на занятиях с детьми младшего школьного возраста с ОНР, на рисунке 3.

3

Рисунок 3. Общедидактические принципы.

Таким образом, мы выделили основные этапы, по которым идёт овладение словоизменением детьми, рассмотрели факторы нарушений и узнали основные особенности данного процесса у детей с ОНР младшего школьного возраста, а также выделили главные направления в логопедических методиках.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: АСТ: Астрель, 2007. 224 с.
  2. Круги Луллия как средство развития процессов словоизменения у дошкольников с речевым недоразвитием. URL: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/OWqnBg3aMDSs.pdf (дата обращения: 13. 05.23).
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.
  4. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов Текст в 2 т. / под ред. Н. Бродского и др. Т. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_007557524/ (дата обращения: 08.05.23).
  5. Логопедия. Теория и практика / Под ред. Т.Б. Филичевой. М.: Эскимо, 2019. 608 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: