УДК 376.37

Некоторые аспекты коррекции предпосылок дисграфии у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях

Шевчук Наталья Михайловна – студентка Смоленского государственного университета.

Научный руководитель Колодовская Елена Анатольевна – кандидат педагогический наук, доцент Смоленского государственного университета.

Аннотация: В статье обозначена актуальная, в настоящее время, проблема трудностей, которые испытывают дети при освоении письма и чтения, не связанных с незнанием грамоты - это дисграфия и дислексия. Описаны предпосылки формирования письменной речи и причины дисграфии, а также основные этапы диагностики, которые целесообразно использовать в коррекционной работе.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, письмо и письменная речь, предпосылки дислексии и дисграфии, коррекционная работа, обучение грамоте.

Обучение детей грамоте очень важный процесс, который педагоги всегда стремились разнообразить и усовершенствовать. Однако, не у всех детей освоение грамоты проходит легко. В середине 20 века нарушения речи отмечались у 4% дошкольников, к сравнению, в настоящее время уже 25% дошкольников имеют общее недоразвитие речи разных уровней [7]. Сохранный интеллект не даёт гарантии успешного овладения письменной речью, тем более, когда у ребёнка отмечаются различные нарушения устной речи. Эта проблема вызывает огромный интерес специалистов, занимающихся изучением процесса обучения детей чтению и письму.

Письмо − особый вид деятельности. Его цель – передача фонетического слова или текстового сообщения в графической форме, в виде знаков. Главный признак письма, соблюдение правил, установленных в данном социуме. [6], [8]. Письменная речь, по определению Л.С. Выготского,[3] – «наиболее сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности человека». Ребёнок начиная овладевать письмом прежде всего усваивает два главных принципа − морфологический и фонематический. Для русского письма фонематический принцип считается главным, благодаря ему возможна передача ребёнком, звучащей речи в виде графических символов.

Данный этап ознаменован у детей «физиологическими» ошибками письма [1], так как связан с активным становлением устной речи, следовательно, и ошибки подобны. Это является элементом нормы, овладевая письмом ребёнок, участвуя в активной деятельности, выбирает способ отображения фонетической единицы, поэтому ошибки появляющиеся на этапе обучения, в дальнейшем исчезают не мешая овладевать навыками грамотного письма.

Вместе с тем, у некоторых детей, кроме «физиологических» ошибок прослеживается и ненормативное, характерное написание, постоянно присутствующее в письменных работах конкретного ученика. Такие ошибки принято считать дисграфическими, они указывают на дисграфию. Дисграфия – это отклонение от нормы, характеризующееся нарушением письма. Это нарушение нельзя связать с незнанием правил русского языка, ребёнок не в состоянии правильно писать слова, делая непонятные, необъяснимые ошибки.

Основой письменной речи считается:

  1. Правильно сформированная устная речь, способность к аналитико – синтетической речевой деятельности (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, а также обратный процесс - синтез).
  2. Развитое восприятие, знание схемы тела, ориентация в пространстве и на листе бумаги.
  3. Сформированная двигательная сфера.
  4. Способность к саморегуляции.
  5. Сформированное абстрактное мышление.

Существуют следующие группы нарушений, обусловленные возрастной спецификой:

  1. Трудности в овладении письмом могут встречаться у детей подготовительной группы в возрасте 6 – 7 лет, а также в первом классе, проявляются:
    • в нечётком знании алфавита;
    • при переходе от печатной буквы к письменной;
    • трудностями звуко – буквенного анализа и синтеза.
  1. Нарушение формирования процесса письма. Диагностируется в 1 – 2 классе, в возрасте 7 − 8, когда дети смешивают печатные и письменные буквы, пропускают слоги и даже целые слова.
  2. И непосредственно – дисграфия, т.е. многочисленные стойкие, повторяющиеся ошибки на письме, возникающие из-за несформированности или нарушения психических функций, двигательных, сенсорных, речевых, нарушения механизмов организации деятельности, обеспечивающих процесс письма. Диагноз «дисграфия» может быть поставлен логопедом только после того, как ребёнок овладел техникой письма, в возрасте 8 – 8,5 лет.

Таким образом, возникает необходимость в раннем выявлении и предупреждении предпосылок дисграфии и дислексии, а это возможно в самом начале обучения письму, то есть в дошкольном возрасте.

Предпосылки формирования письменной речи можно разделить на два уровня:

  • первый – это функциональная самостоятельность анализаторных систем мозга, их готовность взаимодействовать в сложном процессе восприятия, соотносить и перекодировать сенсорную информацию из одного статуса (модальности) в другой.
  • второй – это психологическая готовность ребёнка к обучению и произвольному овладению навыками чтения и письма, сформированность высших психических функций и процессов, зависящая от социального и физиологического развития.

Овладение навыками письма включает в себя, следующие операции:

  1. обозначение звуков речи символами;
  2. выстраивание звуковой структуры слова при помощи графических символов;
  3. графо – моторные операции.

В процессе коррекции предпосылок нарушений письма, необходимо развивать устную речь ребёнка, учить его рисовать, так как это основа освоения знаковой деятельности. Первый этап – ребёнок, что – то рисует и даёт название своему рисунку, здесь начинает развиваться графический символизм, следующий этап – рисование по замыслу, здесь формируются элементарные знаковые операции, детализация рисунков – динамика усвоения языка графических символов. Это будет способствовать в дальнейшем полноценному становлению письменной и устной речи и предупредит возможное возникновение вторичных нарушений.

Причины дисграфии:

  • биологические: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных стадиях развития ребёнка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьёзные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему;
  • социально-психологические: синдром госпитализма, педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях;
  • социальные и средовые: завышенные требования к грамотности в отношении ребёнка, слишком ранний возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Ребёнок начинает полноценно овладевать навыками письма, когда у него сформированы все составляющие устной речи: звукопроизношение, лексико – грамматическая составляющая, фонематическое восприятие, связность речи, кроме того, дети с функциональными нарушениями органов слуха и зрения, так же могут стать дисграфиками.

Процесс выявления дисграфии достаточно сложен. Он основывается на решении конкретных задач:

  1. Отличить нарушение от незнания правил правописания.
  2. Разграничить дисграфические нарушения и патологии органов слуха, зрения и ЛОР-органов.
  3. Обозначить форму нарушения.

При возникновении подозрения на данную патологию, необходим комплексный медико-психолого-педагогический подход и консультации соответствующих специалистов:

  • офтальмолога, чтобы исключить глазные заболевания;
  • оториноларинголога, чтобы исключить заболевания ЛОР-органов;
  • стоматолога – исключить патологические состояния ротовой полости;
  • невролога – исключить нарушения мозгового кровообращения и определить общее состояние ЦНС.

Если всё в относительной норме, дальнейшую работу ведёт логопед, совместно с родителями и педагогами.

К основным этапам диагностики относятся:

  1. Изучение физического, психического, речевого развития ребёнка, состояние его органов слуха и зрения.
  2. Обследование артикуляторного аппарата, ручной и речевой моторики, определение ведущей руки.
  3. Исследование уровня звуковосприятия, звукопроизношения, словарного запаса ребёнка, уровень оперирования лексико−грамматическими конструкциями.
  4. Анализ письменных работ и письменной речи.

(анализ письменной речи подразумевает выявление нарушения с помощью различных письменных заданий: списывание печатного и рукописного текстов, сочинение – описание по картинкам, диктант).

У дошкольников предпосылки возникновения проблем с письмом диагностируются по качеству рисунков, так как установлено, что потенциальные дисграфики в возрасте 3−6 лет рисуют неохотно, отрывисто, проводя нечеткие неровные линии, это вызвано недостаточно развитой мелкой моторикой.

Для того, чтобы выявить предпосылки дисграфии специалистами предложено применять двухэтапное исследование. На первом этапе применяется методика «Копирование сложной фигуры Тейлора»

Эта методика позволяет всесторонне оценить состояние зрительно – пространственной сферы ребёнка, так как она является высшим уровнем развития перцептивной сферы, которая важна для овладения письменной речью. Копирование производится правой рукой, в некоторых случаях правой и левой руками, фиксируется последовательность копирования, в случае пропуска каких – либо деталей, вводится дополнение «Внимательно посмотри, всё ли ты нарисовал». Учитывая, что механизмы нарушения чтения и письма сходны, целесообразно на втором этапе воспользоваться методикой А.Н.Корнева [4,5,6] для раннего выявления дислексии. Наиболее информативны в данном случае следующие задания:

  1. «Рядоговорение».
  2. «Ритмы».
  3. Тест «Кулак – ребро – ладонь».
  4. «Повторение цифр».

Из вышеизложенного следует, что для определённой категории детей, освоение грамоты может превратиться в «пытку», к ним нужен особый подход, учитывающий их особенности, поэтому коррекционная педагогика в настоящее время востребована как никогда.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г., Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом//Известия АПН РСФСР, 1950. – Вып. 70.
  2. АхутинаТ.В. Нарушение письма: диагностика и коррекция. //Актуальные проблемы логопедической практики. /Под ред. М.Г.Храковской. – С−пб.: Акционер и К, 2004. – С.225−247.
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М, АПН РСФСР, 1956. – С, 438 – 452.
  4. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи /Под ред. А.Н.Корнев.−М.: Айрис − Пресс, 2006. – 128 с.,
  5. Корнеев А.Н. Структурный анализ взаимодействия когнитивных и двигательных компонентов навыка письма: Дисс. канд. псих. наук. – М. 2005. 139 с.
  6. Корнев А.Н. Нарушения письма и чтения у детей: Учебно−методическое пособие. –С−Пб.: ИД МиМ,1997. – 286 с.
  7. Лапутина Н.А., Предпосылки для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Уфа: Символ науки, 2016. − №16. – Часть 1. с. 168−171.)
  8. Овчинникова И.Г. Характеристика принципов русской орфографии с позиций речевой деятельности [Электронный ресурс] / И.Г. Овчинникова Интернет – журнал «Филолог»,2004. – Выпуск № 4. Учредитель СМИ – ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет» Режим доступа: http://philolog.pspu.ru. – Загл. с экрана.
  9. Спирова Л.Ф.Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма. // Вопросы логопедии (недостатки речи , чтения и письма у учащихся младших классов) // Под ред.Р.Е,Левиной. – М.: Издательство АПН РСФСР,1959. – С. 75−134
  10. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М.: МПСИ, Воронеж: ИздательствоНПО «Модек», 200. – 304 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: