УДК 37

Отсутствие мотивации к учебной деятельности у учеников начальной школы, психолого-педагогическое сопровождение

Степанова Татьяна Юрьевна – студентка факультета Психологии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

Марихин Сергей Васильевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии развития и образования Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина

Аннотация: Современная система начального школьного образования находится в процессе переосмысления и развития. Школьники младших классов уже не представляют себе окружающий мир без наличия в нем цифрового пространства. Сегодняшние учителя все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации в учебной деятельности у младшеклассников. В статье рассмотрены основные причины демотивации учащихся с 1 по 4 классы, а также психолого-педагогические методы по противодействию снижения мотивации.

Ключевые слова: мотивация к учебной деятельности, ученики начальной школы, психолого-педагогическое сопровождение, самооценка у учеников.

Успеваемость детей в школе с 1 по 4 класс представляется важной для развития памяти и внимания, поэтому отсутствие мотивации в учебной деятельности может стать серьезной проблемой в гармоничном формировании личности ребенка. Отсутствие желания у младшеклассников получать знания препятствует полноценному процессу обучения в школе, поскольку у педагога возникают трудности при проведении уроков у незаинтересованных учеников. Недостаток мотивации у школьников требует выявления первопричины такого поведения, исследования психологических факторов, а также внесения коррективов в педагогическую стратегию со стороны учителя.

Причинами отсутствия мотивации у школьников начальных классов могут быть низкая самооценка, страх неудачи, отсутствие интереса. Маклаков А.Г. , Яхудина Е.Н. изучили учебную мотивацию школьников с 1 по 4 классы, они определили, что девочки учащиеся в 3 классе обладают наиболее высокой мотивацией по сравнению с 1 и 2 классом, при этом уровень мотивации у девочек в 4 классе снижается. Авторы связывают снижение мотивации в учебной деятельности с переходным периодом от более простой учебной программы к сложной в обозримом будущем. Авторы отмечают, что “ На фоне повышения учебной мотивации у девочек от первого к третьему классу также повышается уровень тревожности в виде межличностного напряжения”, имеется в виду, что чем больше становятся мотивации у девочек, тем больше они испытывают трудности при общении со сверстниками [1, c. 128]. У мальчиков в 4 классе учебная мотивация достаточно высокая, что объясняется развитием памяти и внимания в процессе обучения в младшей школе. Стоит отметить, что мотивация девочек к обучению зависит от степени удерживания внимания на предмете, которая оказывает благоприятное воздействие на хорошую успеваемость. Для мальчиков высокая мотивация к учебной деятельности в первую очередь связана с высокой самооценкой и во вторую с уровнем внимания, таким образом для успешного обучения мальчикам необходимо не только уметь сосредотачиваться на изучении какого-либо предмета, но также обладать уверенностью в своих силах [1, c. 129-130].

Савенкова А. А., Марихин С. В. провели исследование особенностей общения среди младшеклассников, они отмечают, что “Для учащихся младшего школьного возраста практически не характерна низкая самооценка”, однако, по мнению авторов дети из неполных семей испытывают трудности при общении, для них типична конфликтность по отношению к окружающим людям, что может стать причиной низкой самооценки [2, c. 134]. Из-за низкой самооценки у школьников младших классов может сформироваться страх неудачи, который является камнем преткновения в мотивации к учебной деятельности. Причинами страха неудачи считаются чрезмерное давление со стороны школы, в определенных школах предъявляются завышенные требования к успеваемости учащихся, которые не соответствуют возрасту детей; также давление на младшеклассника по поводу успеваемости может исходить от родителей ученика или от конкретного учителя; учащиеся могут, считать себя менее умными, чем их сверстники; у младшеклассников могут быть страхи, связанные с переходом в старшую школу, что также приводит к стагнации и страхе совершить ошибку. С другой стороны, на мотивацию школьников большое влияние оказывает концентрация внимания, поэтому в случае если учитель не может удержать внимание младших школьников, вызвать интерес на своих уроках, это будет являться большой проблемой в мотивации к обучению. Стоит отметить, что современные дети с ранних лет сталкиваются с влиянием цифровых технологий, которые являются мощным средством по привлечению внимания, что усложняет задачу учителю при работе с такими учениками, поскольку учителю становится сложнее удерживать внимание учеников на обучении.

Исаева Л. А. [и др.] рассматривают повышение мотивации у младших школьников в контексте изменения стратегии педагога, авторы обращают внимание, что отсутствие мотивации у ученика может быть следствием негативного отношения школьника к учителю. Педагогу советуют обратить внимание на реакцию ученика на замечания, на плохую отметку, эмоции, которые испытывает ученик в ответ на действия учителя могут пролить свет на причину отсутствия мотивации. Таким образом, педагог может скорректировать свои требования относительно возможностей данного ученика и пересмотреть способ коммуникации с этим учеником в направлении менее строгого отношения и применения чрезмерного контроля над учеником. Авторы придерживаются мнения, что предоставление ученикам готовых заданий негативно влияет на мотивацию учащихся, поэтому педагогу следует предоставить ученикам возможность проявить самостоятельность при выполнении заданий. Эффективным подходом в повышении мотивации младшеклассников является применение стратегии целеполагания или будущего результата [3, c. 111-112].

Арутюнян Г. Н. определила следующие ключевые факторы, которые положительно влияют на развитие мотивации у школьников с 1 по 4 классы: прислушиваться к мнению учеников, постараться взглянуть на ситуацию со стороны учащихся, не скупиться на слова одобрения для учеников, акцентировать внимание на достижениях учеников, поддерживать командный дух среди учащихся, не ограничивать самовыражение учеников, поднимать важные темы для учащихся на обсуждение, указывать на факты, одобряемые в обществе, предоставлять ученикам перерыв на активное проведение времени и т. п.  [4, c. 24].

Информационно-коммуникационные технологии активно используются в современном учебном процессе для представления обучающего контента младшим школьникам. Неустроева Е. Н., Кулебакина Д. В. провели научное исследование среди младшеклассников с целью выявить эффективность повышения мотивации к учебной деятельности. В качестве мультимедийной технологии была использована презентация, посвященная творчеству Есенина С. А., содержащая видео и аудио оформление. Авторы уточняют, что представленный учебный материал не был перегружен чрезмерным использованием визуальных эффектов, оформление информации проходило с учетом требований хорошего восприятия учениками. В ходе эксперимента была выявлена положительная динамика по привлечению внимания детей к обучению, учащиеся проявляли активность в процессе урока, сохраняли заинтересованность на протяжении всего занятия. Повторное проведение эксперимента позволило определить увеличение мотивации учеников в секторе с максимальной мотивацией на 10%, а также сокращение группы детей с отсутствующей мотивацией на 5%  [5, c. 186-187].

Онлайн-образование прочно вошло в повседневную жизнь современного человека, в настоящее время существуют проекты, которые реализуют онлайн-обучение школьников младших классов, одной из таких школ является “Фоксфорд”. Кузнецова А. А., Афиногенова Е. В. провели научное исследование в отношении использования в онлайн-обучении младших школьников таких инструментов как геймификация и сторителлинг для повышения мотивации. Примерами исследования послужили два занятия онлайн-школы “Фоксфорд” по этикету и окружающему миру. Результаты исследования показали эффективность применения инструментов геймификации и сторителлинга в мотивационных целях, что свидетельствует о перспективах развития онлайн-образования среди младшеклассников в будущем. Использование данных инструментов позволило повысить количество присутствия учеников на онлайн занятиях, увеличить количество учеников выполнивших домашнее задание, а также количество выполнивших задание правильно по итогу проведения онлайн-уроков [6, с. 213, 217].

Мотивация к учебной деятельности у девочек зависит от концентрации внимания на учебе, в то время как на мотивацию учебной деятельности для мальчиков первостепенное влияние оказывает самооценка, а второстепенное уровень внимания. Мотивация мальчиков повышается с приобретением опыта запоминания и концентрации внимания и достигает своего пика в рамках начальной школы в 4 классе, у девочек в младшей школе наибольшая мотивация появляется в 3 классе, в 4 классе мотивация падает по причине переживаний связанных с предстоящей адаптацией в средней школе. Одной из причин низкой самооценки у детей, и, как следствие, отсутствия мотивации может стать неполная семья ребенка. Другой причиной выступает страх неудачи, спровоцированный давлением со стороны взрослых людей родителей, преподавателей. Также мотивация учебной деятельности страдает по причине того, что учитель не может удержать внимание детей во время проведения урока. При этом педагог может действовать двумя способами. Педагог может корректировать свое поведение в отношении учеников, проявлять снисходительность по отношению к ученикам, которым обучение дается с трудом ввиду индивидуальных способностей. Педагог начальной школы должен избегать радикальных мер применительно к своим ученикам, ему следует прислушиваться к пожеланиям учеников, предоставлять им больше свободного пространства для самостоятельной работы и творчества, применять стратегию целеполагания. Педагог может использовать мультимедиа технологии и различные цифровые инструменты для удержания внимания учеников с целью повышения мотивации.

Список литературы

  1. Маклаков А. Г. Исследование закономерностей психического развития мальчиков и девочек в начальной школе / А. Г. Маклаков, Е. Н. Яхудина // Психология XXI века: Современные тенденции развития науки и практики в психологии: Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 ноября 2018 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 126-131.
  2. Савенкова А. А. Психолого-педагогические особенности общения младших школьников / А. А. Савенкова, С. В. Марихин // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика : Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24–25 сентября 2019 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 133-136.
  3. Исаева Л. А. Инновационные приемы повышения мотивации к обучению младших школьников на уроках литературного чтения / Л. А. Исаева, А. С. Мейриева, Т. Х. Ахмадова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-3. – С. 110-113.
  4. Арутюнян Г. Н. Проблема учебной мотивации младших школьников в современной педагогике / Г. Н. Арутюнян // Проблемы современной науки и образования. – 2021. – № 7 (164). – С. 21-24.
  5. Неустроева Е. Н. Влияние мультимедийных технологий на повышение учебной мотивации младших школьников / Е. Н. Неустроева, Д. В. Кулебакина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 184-187.
  6. Кузнецова А. А. Геймификация и сторителлинг как инструменты повышения учебной мотивации младших школьников на онлайн-занятиях / А. А. Кузнецова, Е. В. Афиногенова // Казанский педагогический журнал. – 2023. – № 1 (156). – С. 211-218.

Интересная статья? Поделись ей с другими: