УДК 37.013

Краткий обзор моделей смешанного обучения и их недостатки

Кузнецов Александр Александрович – студент бакалавриата кафедры Филологического образования Тюменского государственного университета

Аннотация:  В данной статье рассматриваются основные модели смешанного обучения, а также их недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн обучение, гибридное обучение, смешанное обучение.

В последние годы в сфере образования наблюдается смена парадигмы методик обучения, вызванная стремительным развитием технологий.Среди этих трансформационных подходов многообещающей педагогической моделью стало смешанное обучение, которое стремится объединить лучшие качества традиционного очного обучения с гибкостью и интерактивностью онлайн-обучения. Смешанное обучение, также известное как гибридное обучение, представляет собой педагогический подход, объединяющий цифровые технологии и онлайн-ресурсы с традиционным аудиторным обучением. При смешанном обучении студенты взаимодействуют с преподавателями и сокурсниками как в очной форме, так и в режиме онлайн, получая доступ к учебным материалам и ресурсам с помощью компьютеров или других цифровых устройств. Путем органичного переплетения онлайновых и оффлайновых компонентов педагоги стремятся создать динамичную среду обучения, отвечающую разнообразным потребностям учащихся.

Основная идея смешанного обучения заключается в предоставлении студентам индивидуального опыта обучения, стимулировании активного вовлечения и оптимизации процесса запоминания знаний с помощью хорошо продуманных стратегий обучения.

Цель смешанного обучения – использовать сильные стороны традиционного и онлайнового обучения для создания более динамичного и персонализированного образовательного процесса.

Структура смешанного обучения может варьироваться в зависимости от учебного заведения, предмета и потребностей студентов.  В программах смешанного обучения часто используется одна из четырех основных моделей: ротационная, гибкая, à la carte и обогащенная виртуальная модель. Среди них своей разнообразностью выделяется ротационная модель, включающая в себя четыре подмодели: ротация станций, ротация лабораторий, перевернутый класс и индивидуальная ротация.

Ротационная модель

Данная модель смешивает очное обучение с онлайн-обучением. В этом случае расписание составляется по усмотрению педагога. Она предлагает четыре различные подмодели:

Ротация станций

В этой модели учебный процесс организован таким образом, что класс делится на группы, которые последовательно перемещаются между разными станциями. Например, часть учащихся начинает занятие с преподавателем, в то время как остальные работают в группах или выполняют задания онлайн. Затем группы меняют станции, чтобы посетить каждую из них. Например, группа, которая работала с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, где занимается коллективными проектами, а затем перемещается на станцию онлайн-обучения, где работает с компьютерами или планшетами.

Наиболее распространенным вариантом ротации станций является деление учащихся на три группы, каждая из которых работает на своей станции: станции работы с учителем, станции онлайн-обучения и станции проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями таким образом, чтобы посетить каждую из них. Состав групп может меняться от урока к уроку в зависимости от поставленных педагогических задач.

Ротация лабораторий

Модель ротации лабораторий представляет собой одну из форм смешанного обучения, где основной принцип заключается в том, что несколько уроков проходят в обычных классах с фронтальной работой учителя, но на один урок ученики переходят в компьютерный класс или лабораторию, где индивидуально работают на компьютерах или планшетах для углубления и закрепления знаний.

Модель ротации лабораторий имеет много общего с моделью ротации станций и перевернутым классом. Основное отличие заключается в том, что в ротации станций ученики перемещаются в пределах выделенного для них класса, в то время как в ротации лабораторий они перемещаются в учебную лабораторию для онлайн обучения.

Эта модель также похожа на перевернутый класс, но без работы учащихся дома. Вместо этого ученики посещают компьютерный класс, где знакомятся с новым материалом через видеоуроки, отвечают на вопросы для проверки понимания, тренируют навыки или участвуют в проектной работе, а в обычном классе учатся активно и интерактивно.

Перевернутый класс

В этом случае студенты получают доступ к онлайн контенту вне занятий, например, к видеолекциям или интерактивным модулям, используя время во время очных занятий для обсуждения и отработки полученных навыков

Индивидуальная ротация

Студенты следуют индивидуальным учебным траекториям, сочетая онлайновые и очные занятия с учетом их индивидуальных потребностей и уровня знаний.

Гибкая модель

Гибкая модель в основном полагается на дистанционном обучении, что позволяет студентам гибко регулировать скорость изучения программы и место проведения занятий.  В этой модели студенты работают преимущественно с онлайновым контентом, а преподаватели оказывают им эпизодическую поддержку и дают рекомендации.

Модель À La Carte

Эта модель позволяет студентам изучать отдельные курсы или предметы в режиме онлайн, одновременно участвуя в традиционных очных занятиях по другим предметам. Она позволяет студентам индивидуализировать свое обучение, выбирая онлайн-курсы, соответствующие их интересам, академическим целям или предпочтениям в обучении.

Обогащенная виртуальная модель

Обогащенная виртуальная модель сочетает традиционное очное обучение с возможностями онлайн обучения. Она направлена на расширение возможностей очного обучения за счет использования онлайновых ресурсов, заданий и дополнительных материалов, обогащающих процесс обучения в целом.

Индивидуальный подход к обучению

Одним из главных преимуществ смешанного обучения является его способность удовлетворять различные потребности и предпочтения учащихся. Интеграция цифровых ресурсов, таких как интерактивные мультимедиа, видеолекции и образовательные приложения, с традиционными аудиторными занятиями позволяет преподавателям создавать индивидуальные учебные маршруты для каждого студента. Аналитика полученных данных позволяют преподавателям выявлять области, в которых необходимо совершенствоваться, отслеживать прогресс и оказывать адресную поддержку студентам, что приводит к улучшению результатов обучения.

Гибкость и доступность

Смешанное обучение предлагает гибкую учебную среду, не зависящую от времени и места. Студенты могут получать доступ к материалам и ресурсам курса в удобное для них время, что обеспечивает возможность самостоятельного обучения. Такая гибкость особенно полезна для студентов, имеющих, например, работу или семейные обязанности, поскольку позволяет им совмещать учебу с другими аспектами жизни. Кроме того, смешанное обучение разрушает географические барьеры, делая образование более доступным для студентов, проживающих в отдаленных или малообеспеченных районах.

Повышение вовлеченности

Вовлеченность – важнейший фактор эффективного обучения, и в этом отношении смешанное обучение превосходит все остальные. Интеграция мультимедиа, геймификации, симуляторов и виртуальной реальности в учебный процесс создает более увлекательную и интерактивную среду. Студенты с большей вероятностью останутся внимательными и заинтересованными, если они смогут изучать материал с помощью различных средств и методов, что способствует более глубокому пониманию предмета.

Большая самостоятельность и ответственность

Смешанное обучение поощряет студентов брать на себя ответственность за процесс обучения. Получая возможность контролировать темп и ход обучения, они становятся более самостоятельными учениками. Такая самостоятельность способствует развитию чувства ответственности, навыков управления временем и самодисциплины – качеств, которые ценны как в учебном, так и в профессиональном контексте.

Мотивация и повышение заинтересованности учеников

В онлайн части обучения студенты могут участвовать в дискуссиях, сотрудничать со сверстниками и выполнять групповые проекты. Такая совместная работа способствует развитию критического мышления, умения решать проблемы и работать в команде. При очном обучении студенты имеют возможность применить полученные знания на практике, выполняя практические упражнения, эксперименты и моделируя реальные ситуации, что позволяет эффективно закреплять знания.

Однако, при всех преимуществах такого подхода к обучению, существует и множество различных недостатков.

Технологические требования

Успешная реализация смешанного обучения в значительной степени зависит от наличия надежных технологий и доступа в Интернет. Не все студенты могут иметь доступ к подходящим устройствам или стабильному Интернет-соединению, что создает неравенство, препятствующее их участию и прогрессу. Кроме того, опора на технологии может исключить из процесса обучения тех студентов, которые не умеют пользоваться цифровыми инструментами или предпочитают традиционные методы обучения.

Подготовка преподавателей

Смешанное обучение требует наличия хорошо подготовленных преподавателей, способных эффективно внедрять технологии в учебный план и помогать студентам в работе с онлайн компонентами. Некоторые преподаватели могут столкнуться с трудностями при адаптации к новым методикам обучения, особенно если они не имеют надлежащей подготовки и поддержки. Обеспечение преподавателей необходимыми навыками и ресурсами имеет решающее значение для успеха инициатив по смешанному обучению.

Поддержание вовлеченности и мотивации

Несмотря на то что смешанное обучение может повысить вовлеченность учащихся в учебный процесс, если внедрить его неосторожно. оно также может привести к снижению мотивации. Использование цифровых устройств в классе может привести к отвлечению внимания и снижению концентрации. Для поддержания мотивации и энтузиазма учащихся преподаватели должны использовать разнообразный и интерактивный контент в режиме онлайн и обеспечивать стимулирование очных занятий.

Оценка и анализ успеваемости

Оценка успеваемости студентов в смешанной среде обучения может быть более сложной, чем в традиционных классах. Преподаватели должны разработать новые стратегии оценки, учитывающие как онлайн, так и оффлайн компоненты обучения. Выставление оценок за работу в режиме онлайн и обеспечение подлинности индивидуального вклада в совместные онлайн-проекты может оказаться сложной задачей.

Потребности преподавателей во времени и ресурсах

Смешанное обучение может потребовать от преподавателей больше времени и усилий, связанных с созданием контента, оценкой и управлением как онлайн, так и офлайн компонентами. Балансирование между этими обязанностями может привести к увеличению нагрузки и потенциальному выгоранию.

Модель смешанного обучения является собой перспективной моделью обучения, сочетающей в себе преимущества дистанционного и очного обучения. Его потенциал в плане персонализации обучения, повышения вовлеченности и гибкости делает этот подход привлекательным. Однако, необходимо учитывать и сопутствующие недостатки метода: технологическая доступность, подготовка преподавателей и обеспечение инклюзивности для всех учеников, при грамотной реализации и постоянном совершенствовании смешанное обучение может проложить путь к созданию более инклюзивной, динамичной и эффективной образовательной среды.

Список литературы

  1. Siobhan Smyth,Catherine Houghton, Adeline Cooney, Dympna Casey. Students' experiences of blended learning across a range of postgraduate programmes // Nurse Education Today, Volume 32, Issue 4, 2012, pp. 464-468. DOI: 10.1016/J.NEDT.2011.05.014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: