УДК 37

Влияние социальных аспектов на обучение английскому языку: основные подходы

Фатин Макар Данилович – cтудент Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева

Аннотация: Данная работа призвана чётко обозначить социальные аспекты, влияющие на процесс обучения английскому языку. В результате работы были выявлены характер и степень оказываемого влияния. Исследование помогает ученикам и учителям увидеть влияющие на процесс обучения социальные аспекты. Последние смогут выделить из аспектов те, что препятствуют успешному обучению. Довольно важно понимать, на какие аспекты должен обращать внимание учитель или родитель. Только обладаю подобными знаниями можно выстроить наиболее грамотную стратегию обучения и воспитания ребёнка. Таким образом, возраст меняет отношение к учёбе кардинально, пол в меньшей степени, а социальное положение является решающим фактором в отношении не столько качества обучения, сколько его продолжительности и условий. В статье используются данные из источников.

Ключевые слова: возраст, пол, преподавание, обучение, социальное положение, английский язык.

Введение

Всего существует несколько социальных факторов, влияющих на процесс обучения. Среди них: возраст, пол и социальное положение. Мы начнём с влияния возрастных аспектов. Педагог Эльконин в своё время выделил несколько возрастных периодов, у каждого из которых имеются свои особенности. Так, например, в период младшего школьного возраста ребёнку уже не так интересна учебная деятельность, в процессе которой он только находит мотивы. В этом возрасте ученику уже не так интересен игровой подход к обучению, так как начинается активное развитие памяти, внимания, восприятия, мышления и речи. При составлении программы обучения учителю важно: находить мотивацию для каждого ученика, ставить перед ним правильные с точки зрения морали цели, избегать тех заданий, которые могут утомить. Помимо возраста можно выделить влияние пола. На фоне быстро меняющихся стереотипов о женственности и мужественности, меняться начали и методики обучения, пытаясь подстроиться под прогресс. В наши дни традиционные гендерные различия понемногу смываются, пропадает разделение труда. Эти факторы напрямую влияют на процесс обучения, создавая к проблемы. Значение социального статуса со временем тоже меняется, вызывая тем самым различные трудности у тех, кто занимает достаточно положения низкие, чтобы не иметь должного уровня образования. В данной статье мы изучим каждый из факторов, обозначим его влияние на обучение и попробуем минимизировать негативное влияние на процесс. Её прочтение поможет читателю узнать о мешающих обучению английскому языку социальных факторах и о методах борьбы с ними. По крайне мере, читатель будет осведомлён и готов к ним.

Методы

Исследование проведено с использованием статей и книг, присутствует цитирование. Так, например, данные о влиянии возраста были взяты из статьи (1). Ведь возраст в самом деле оказывает на обучение английскому языку влияние, которое невозможно переоценить. Содержимое статей и книг помогло разобраться в проблеме, достоверно её описать и найти наилучшие пути решения. Все выводы основаны на изученных автором исследованиях.

Результаты

Возрастные особенности являются одними из наиболее важных, хотя и периодически сменяющихся факторов. Имея дело с разными возрастами, учителя обязаны подстраиваться под каждый из них. Самые важные для учителя кризисы – это кризисы 7-ми и 13-ти лет. Наиболее актуальным для учителя английского языка является подростковый возраст. Таким важным его делает не только необходимость изучаемого в средних классах материала, но и ставшая для учителя заметно сложнее задача заинтересовать ученика. «Подросток находится на рубеже возрастов. Он уже не в детстве, но ещё не вступил в юность. Сама пограничность положения носит неустойчивый характер, что влечёт за собой массу противоречий и трудностей. То, что побуждало учащегося активно учиться и познавать новое уже не актуально, а дальние перспективы ещё недоступны. Увеличивается нагрузка на подростка, изучаемых предметов становится больше, коллектив педагогов растёт» [1, с. 75]. Совокупность этих факторов может помешать ученику продолжать обучение в надлежащем темпе. Кроме очевидного усложнения, учиться мешают внеклассные увлечения. Дело в том, что данный период является пиком заинтересованности ребёнка во внешкольном обучении живописи, музыке, танцам и прочему. Со своей стороны учитель может сделать уроки интереснее, глубже. Ведь именно это важно подростку, видеть во всём смысл, знать причину. Также для подростка очень важно иметь кумира. Таковым может стать как учитель, так и любимый киногерой. Это особенно актуально для английского языка, так как подростков этот предмет начинает привлекать заметно сильнее с наступлением пубертата. Но педагогу всё же стоит брать во внимание повышенную раздражительность подростка и его тягу к самостоятельности, ведь данный предмет будет лёгким не для каждого.

Кризис 7-ми лет является «периодом рождения Я ребёнка». «В этот период происходит осознание своего места в мире общественных отношений, новой социальной позиции – позиция школьника, занимающегося «высоко ценимой взрослыми» деятельностью; происходит переоценка ценностей (меньшую ценность приобретает игра, большую – учебная деятельность), появление новых мотивов поведения» [2, с. 10]. Именно в этом возрасте дифференциация внешней и внутренней жизни ребёнка, что даёт ему возможность оценивать последствия поступка с интеллектуальной точки зрения. Ребёнок начинает больше регулировать собственные эмоции. Его поступки становятся более осмысленными. Для школьника игра по-прежнему является очень важной частью жизни. В таком возрасте педагог должен объяснять ученику как он должен учиться. Дело в том, что мотивация обучения в представлении ребёнка не схожа с реальным значением учёбы. Он видит учёбу как то, за что похвалят родители и окружающие. На деле же важна познавательная мотивация. Поэтому именно педагог должен выстроить условия формирования этой мотивации на своих уроках. Мотивация особенно нужна учащимся начальным классов, так как они ещё не полностью понимают необходимость в иностранном языке. Кроме того, будучи сложным для подростков, незнакомый язык куда более сложен в изучении для маленького ребёнка.

Таким образом, влияние возраста на процесс обучения английскому языку очевидно и, в основном, негативно. Именно поэтому, в возраст кризиса (7 и 13 лет) учитель должен подстраивать процесс обучения под возрастные особенности учеников.

Влияние пола на процесс обучения. Учителю вне всяких сомнений необходимо учитывать пол ученика в процессе его обучения. Но, несмотря на это, дифференцированный подход в обучении мальчиков и девочек в нашей системе образования отсутствует. От обоих полов требуют одинаковых результатов при одинаковой нагрузке. «В связи с этим, с наибольшими трудностями в начальной школе сталкиваются мальчики, так как их психофизиологические особенности часто мешают им быть «примерными» учениками. Между тем психологами и педагогами отмечается, что девочкам обычно легче учиться в школе, по крайней мере, на начальной ступени. У них отметки за год по разным предметам отличаются незначительно, обычно не более чем на один балл, тогда как у мальчиков разброс в отметках может составлять и три балла» [3]. Такие разные успехи объясняются сильным различием мотивации мальчиков и девочек. Несмотря на то, что английский язык всё-таки не является гендерно ориентированным предметом, большая прилежность свойственна девочкам в силу того, что они старше мальчиков по биологическому возрасту. Учителю важно понимать, что за низкую успеваемость мальчиков всё же отвечает биология. У полов различаются как поведение, так и организация внимания. Но это только в начальных классах, в средних классах ситуация скорее всего изменится.

Учителю стоит периодически обращаться к гендерному подходу в обучении. Важно добавлять гендерно ориентированные особенности в образовательный процесс. Так, например, учитель английского языка может добавить в диктант слова из сферы интересов обоих полов и раздать их соответственно. При этом нужно не допускать дискриминации любого пола. Необходимо сделать гендерный подход ненавязчивым, упрощающим процесс обучения. “Осуществлять гендерный подход в обучении нужно с пониманием социального, конструктивного происхождения категорий «мужского» и «женского» в обществе, ставить личность и индивидуальность ребёнка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола” [4]. Немаловажен период полового созревания, в который гендерные различия становятся более явными и начинают сильнее беспокоить учеников. Учитель в такой период должен быть наставником, который поможет разобраться подросткам в новом жизненном этапе.

Влияние социального положения на процесс обучения. Данная проблема весьма актуальна в наше время, особенно в случае с английским языком. Дело в том, что уровень английского языка в основном обеспечивает его стоимость, и, соответственно, социальный статус. Если, например, образование будет получать ребёнок из семьи низкого достатка, он скорее всего будет учиться по отечественным учебникам и программе. Если же английский будет учить ребёнок богатых родителей, то его обучение будет идти либо за границей, либо с дорогим репетитором по зарубежным учебникам. Высокое социальное положение родителей открывает ребёнку немалые возможности в знании английского языка, в том числе благодаря свободе выбора. Обычный же школьник ограничен школьной программой. Кроме того, не все желающие учителя могут от неё отступать. Из такого положения вытекает отсутствие у ученика мотивации учиться. Если же мотивация остаётся, то быстро сталкивается с материальными трудностями. Бывший школьник, нынешний абитуриент, не сможет учиться там, где хочет. Нестабильное или низкое материальное положение в семье сделало самореализацию студента невозможной.  “Эти студенты демонстрируют низкий уровень мотивированности профессиональной деятельностью и средний уровень дифференцированности профессиональной мотивации. Таким образом, они относительно более четко сформировали свои профессиональные приоритеты, но сама перспектива, открывающаяся перед ними после окончания вуза, не слишком их вдохновляет. Наиболее приоритетными для этих студентов является специфически профессиональная деятельность, а также исполнительская деятельность, подчинение, служба. Напротив, наименее привлекательными в их глазах выглядят руководство, преподавание и бизнес. Умеренную ориентацию эти студенты обнаруживают в отношении научно–исследовательской деятельности. Следовательно, видно, что эти студенты видят себя в будущем в качестве квалифицированных исполнителей. Руководить людьми, брать на себя ответственность, рисковать они не хотят. Весьма скромная самооценка умственных способностей, вероятно, определяет и их нежелание заниматься преподавательской работой. Тем не менее, в целом, это скорее весьма пассивные студенты с низкой самооценкой, склонные следовать указаниям других людей и не брать на себя инициативу и ответственность” [6]. В итоге мы имеем сильное влияние социального положения человека на обучение английскому языку. Отсутствие связей и крупного материального состояния фактически создаёт проблемы с уровнем знаний, мотивацией к учёбе и количеством возможностей.

Обсуждение

Данная статья поможет как учителям, так и ученикам. Последние смогут приспособиться к известным им заранее трудностям. Учителя в свою очередь адаптируют процесс обучения под влияние социальных факторов. Также исследование поможет родителям лучше понять проблемы своих детей и найти их решение. В источниках представлялись различные исследования, в которых высказывались весьма интересные мнения по теме.

В итоге влияние возраста на процесс обучения значительно, но особого внимания заслуживает лишь в кризисном возрасте. Учителю нужно подстраиваться под подростка, под его переживания и особенности. Изученные работы помогли мне углубиться в тему возрастов и сделать по ней вывод.

Разный пол учеников требует от учителя гендерного подхода к обучению. В отличие от возраста, влияние пола носит постоянный характер, хоть и имеет свои кризисные периоды. В такие периоды учитель должен особенно чутко относиться к познанию себя учениками. Прочитанные мною работы осветили для меня методики гендерного подхода к обучению.

Социальное положение тоже имеет сильное влияние. При нынешней системе обучения выходцы из семей низкого достатка сталкиваются с рядом проблем, мешающих их самореализации и получению качественных знаний.

Заключение

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать о влиянии социальных аспектов на процесс обучение английскому языку. Но мало о нём знать, теперь мы имеем чёткое представление о характере и периодах этого влияния. С какими-то из проблем можно бороться, к каким-то приготовиться или приспособиться, а о каких-то остаётся только знать. В любом случае, читатель с ними ознакомлен.

Список  литературы

  1. Возрастные особенности подростков и методы организации образовательного процесса / Н. Э. Касаткина, Е. С. Брыксина; 2014 – С. 77-80.
  2. Психология младшего школьника: учебно методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Екатеринбург, 2018 – С. 108
  3. Басманова, Е. С. Гендерные особенности детей в организации образовательного процесса / Е. С. Басманова. / Молодой ученый. – 2014. – № 17 (76). – С. 565–567.
  4. Дьячкова, Н. А. Гендерный подход в обучении школьников / Н. А. Дьячкова. // Молодой ученый. – 2014. – № 20.2 (79.2). – С. 14-15.
  5. Панасенко, В. П. Гендерный подход при обучении английскому языку / В. П. Панасенко // Молодой ученый. – 2017. – № 6 (140). – С. 439-441.
  6. Влияние социальной ситуации развития на особенности учебной мотивации и мировоззрения студентов / Немцов А.А. // Российский государственный гуманитарный университет. – 2014. – 39 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: