УДК 159.99

Психологические риски курсантов учебных заведений МВД РФ

Богомолова Олеся Викторовна – магистрант Тихоокеанского государственного университета

Аннотация: В современном мире все более престижной становится служба на благо общества, особенно если она касается безопасности данного социума. Одним из стражей правопорядка являются сотрудники правоохранительных органов, которые должны обладать определенными уникальными качествами, приобретаемыми в ходе учебной деятельности, сопряженной с некоторыми сложностями. В статье рассматриваются психологические риски курсантов учебных заведений МВД РФ.

Ключевые слова: курсант, МВД, сложности, риски, напряженность, психология.

Служба в правоохранительных органах сложна и очень опасна. Необходимо знать не только правовую базу и грамотно применять ее на практике, но и быть хорошим психологом, а также обладать иными важными качествами (стрессоустойчивость, хорошая физическая форма, сила воли и так далее). Такая работа тесно связана с опасностью: контакт с нарушителями закона, общение с психически нездоровыми людьми. Поступая в учебное заведение Министерства внутренних дел (МВД), будущие курсанты должны помнить об этом. Данное влияет на них в ходе учебной деятельности. Также имеется еще ряд психологических рисков, которые оказывают давление на студентов данных заведений.

В первую очередь необходимо разграничить студенческое сообщество учебного заведения МВД на мужской и женский пол. Естественно, девушкам приспособиться к образовательному процессу намного сложнее, чем парням, поскольку данная профессия считается неженской и представительниц прекрасного пола в ней очень мало. К тому же, женский пол не приспособлен к высоким физическим нагрузкам и к обращению с оружием. Поэтому девушкам-курсанткам образовательного учреждения МВД крайне сложно психологически настроится на такой темп и такое разнообразие учебных средств. Парням в этом плане проще, поскольку они с детства играют в войнушку, прыгают и бегают.

Еще одна сложность с психологической точки зрения — преобразование умственной деятельности и речи в сторону специфики данного рода деятельности. Будущие правоохранители согласно популярной фразе (чтобы поймать преступника, нужно думать как преступник) должны перестраивать свое мышление. Данное не стоит воспринимать буквально, однако умственная деятельность сотрудников МВД отличается от мышления рядовых граждан. Речь также подвергается трансформации, она становится более лаконичной, официальной, емкой. Будущим работникам правоохранительных органов в будущем придется общаться со многими людьми, в том числе и с неуравновешенными, поэтому следует тренировать и тембр голоса, где-то нужно быть помягче (чтобы расслабить своего визави), где-то пожестче (надавать, припугнуть). Это все оказывает воздействие с психологической точки зрения на курсантов образовательных заведений МВД.

Также нужно принимать тот факт, что бывшие школьники без предварительной подготовки сразу попадают в среду законов, строгости, командиров и оружия. Курсантам порой трудно психологически перестроится со школьной жизни на службу в правоохранительных органах, поскольку курсантов с первого курса приобщают к своей профессии. К тому же на них оказывает давление коллектив, он однороден в отличие от предыдущего учебного заведения. Порой психологически непросто, когда вокруг тебя только будущие служители правопорядку. К тому же существуют определенные требования к форме, поведению (профессиональная этика) и внешнему виду, что также влияет на курсантов, поскольку они постоянно должны думать об этом [3, с. 382-383].

Виноградов М. В. и Ульянина О. А. отмечают еще одно обстоятельство, которое психологически давит на студентов учебного заведения МВД – наличие командиров. Это не учителя школы и преподаватели иных ВУЗов. Они намного строже и требовательнее, что оказывает влияние на курсантов [1, с. 3-10].

Для некоторых учащихся этих заведений представляют сложность физические нагрузки. Для них сложно подготовится психологически к ним, постоянно присутствуют сомнения: вдруг не подтянусь или не отожмусь нужное количество раз, не уложусь в норматив.

Многие студенты данных организаций испытывают страх перед оружием и огневой подготовкой. Он порой не проходит и после нескольких занятий, поскольку курсанты понимают, какую опасность оно в себе таит, если с ним неправильно обращаться [4, с. 56]. 56

Широкоступова А. О. в своей статье упоминает о том, что учащиеся образовательных организаций МВД после зачисления на первый курс автоматически становятся работниками правоохранительных органов. Это также психологический риск, так как из-за боязни ответственности (вчера были школьники, а сегодня уже работники правоохранительных органов) такие новоиспеченные сотрудники могут проявить себя не с лучшей стороны в учебной деятельности [5, с. 57].

Таким образом, курсанты образовательных учреждений МВД России – это субъекты, основная, учебная и служебная деятельность которых связана с высоким уровнем напряжённости. Отдельные периоды в учебной жизни курсантов (поступление в ВУЗ, сессии, защита дипломной работы) можно сравнить с периодами деятельности студентов гражданских ВУЗов. Однако специфика службы курсантов придаёт их деятельности повышенную, по сравнению со студентами, напряжённость. К курсантам предъявляются более высокие требования в плане организации личности, развития волевых и моральных качеств, их подвергают жёсткому контролю, в периоды, как обучения, так и досуга. Для многих курсантов подобные требования служат базой для развития кризисной ситуации, а личные проблемы, возникающие в кризисные периоды учебной деятельности, только усугубляют ситуацию. Присутствие в структуре органов внутренних дел жёсткой субординации, господство субъект-объектных отношений в учебно-воспитательном процессе затрудняет адаптацию курсантов к ВУЗу, по сравнению со студентами [2, с. 43-44].

Все упомянутое очень сильно давит на психику курсантов, которые еще не успели забыть беззаботные школьные дни. Постепенно в уме студентов этих заведений все вышеперечисленное откладывается и накапливается, вызывая стрессы, тревогу, страх и так далее. Это создает напряженность у курсантов рассматриваемых заведений, с которой необходимо справляться, чтобы освоить данную специальность.

Получается, курсанты учебных заведений МВД впервые в своей жизни сталкиваются с высоким уровнем ответственности, строгости и требовательности; необходимостью менять свое мышление; властью; однородным коллективом; оружием; повышенными физическими нагрузками. Это все психологические риски, которые должны преодолеть студенты образовательного заведения МВД. Также они должны прекрасно понимать, что в ходе профессиональной деятельности им предстоят колоссальные рабочие нагрузки, стрессы, ночные и дневные смены или готовность прибыть на работу в любое время суток. Это все отражается на моральном состоянии курсантов данных учебных заведений.

Список литературы

  1. Виноградов М. В., Ульянина О. А. Основные направления психологической работы с курсантами и слушателями, а также сотрудниками, впервые принятыми на службу, в период профессионального обучения, в образовательных организациях системы МВД России (Часть 1). Журнал «Психология и право» 2019. Том 9. № 2. С. 1-14.
  2. Грозная Т. А. Проблема кризисных ситуаций жизни и деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России. Журнал «Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта», № 1 (71). – 2011 год. 41-47 с.
  3. Рабазанов С. И. К вопросу о педагогических особенностях социальной адаптации курсантов ведомственных вузов МВД России / С. И. Рабазанов. – Текст: электронный // NovaInfo, 2017. – № 61. – С. 381-384.
  4. Ратников С. В., Саратовский Д. В., Гайдамакин А. В. Некоторые вопросы формирования психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2, № 9 (26). С. 55-57.
  5. Широкоступова А. О. Особенности формирования эмоциональной устойчивости курсантов 1 курса Нижегородской академии МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 22. – С. 56–58.

Интересная статья? Поделись ей с другими: