УДК 37
Педагогические аспекты концепции значимого учения Карла Роджерса
Андреева Юлия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Башкирского института социальных технологий (филиала) Академии труда и социальных отношений.
Аннотация: Автор выявляет педагогические аспекты в гуманистической психологии Карла Роджерса, которые реконструируют концепцию «значимого» учения. Раскрываются основные понятия, научные принципы данной концепции. Названы основные отличия и преимущества концепции значимого учения в сравнении с традиционным обучением
Ключевые слова: обучение, личность, значимое учение.
Постановка проблемы. В пятидесятых годах двадцатого столетия гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и психоанализу. Целый ряд представителей помогающих профессий: психологи, педагоги, учёные, священнослужители и социальные работники того времени выступили сторонниками гуманистических воспитательных идей добра, заботы и уважения в обучении.
При этом идеи гуманизма не стали предметом широкого распространения в педагогической науке и практике ни в России, ни за её пределами.
На сегодняшний день российская педагогика постепенно проявляет научный интерес и внедряет отдельные гуманистические идеи в образовательную практику.
Так, например, идея актуализации внутреннего потенциала личности и ее самореализации находятся в центре научного внимания и осмысления не только в российской гуманистической психологии, но и педагогики в целом. Среди видных представителей данного подхода в России известны А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс.
При этом в России Карл Роджерс известен преимущественно как психолог [5]. Большая часть его работ, из известных четырехсот, остаются в первоначальном варианте издания в США, на русском языке известны лишь: «Взгляд на психотерапию», «Становление человека» (2018), «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем» (1987), «Свобода учиться» (2002). Однако, это ключевые работы, которые образуют целую педагогическую концепцию Карла Роджерса и дают представление о его педагогических взглядах, поскольку посвящены вопросам образования и воспитания. Педагогическое наследие Карла Роджерса в России требует дальнейшего изучения.
Цель статьи – педагогическая реконструкция концепции «значимого» учения Карла Роджерса в соотнесении ее фундаментальных положений с вызовами современного образования и с основами традиционного.
Методы исследования. Сопоставительный анализ, авторская интерпретация и педагогическая реконструкция концепции «значимого» учения Карла Роджерса.
Результаты исследования. Поучительно, но Карл Роджерс чуть ли не единственный психолог, который создал собственную концепцию обучения. В основе её зарождения скрыта критика традиционной системы образования на тот момент и сейчас в США. Традиционная система образования, подвергшаяся критике, опиралась на ряд принципов, среди которых [1]:
- учитель авторитарно выступал в качестве единственного источника знаний, его авторитарная роль очевидна;
- учебно-педагогического взаимодействия нет, осуществляется педагогическое воздействие, авторитарное влияние;
- ключевой и активной фигурой в обучении выступает учитель, дети не активны в самостоятельном поиске учебной информации;
- педагогическое руководство построено на ученическом страхе как системе педагогического контроля, а не на доверии и осознанной учебной самостоятельности.
Выяснилось, что у растущей, развивающейся и позитивно меняющейся личности в учебно-педагогическом процессе нет места постановке целей и выбору учебных заданий по уровню сложности; нет места природной любознательности младшего школьника, энергии подростка, стремлению к самореализации старшего школьника. Все жизненные планы и силы растущей личности сдерживаются или подавляются, переживания нивелируются, а к моменту окончания школы «приветствуются только рациональные проявления души» [7, p. 6-10].
Такая система обучения, уже тогда, считалась авторитарной, основанной на идее господства учителя в образовательном процессе и требовала переработки и коррекции.
В таких обстоятельствах появилась гуманистическая психология Карла Роджерса. Основными положениями его концепции были следующие:
- наличие врождённого внутреннего потенциала позволяет человеку преодолевать трудности: «человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения» [2, с.197-198];
- человеческая природа позитивна и готова к самовосстановлению, цель учителя: разглядеть природные склонности и способности растущей личности. «Нелегко доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нами, предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися» [4, с. 307].
- для полноценного развития личность нуждается в создании благоприятных педагогических условий, ключевым из которых является психологический климат каждого учебного занятия: «исцеление происходит тогда, когда человек чувствует себя принятым и понятым» [3, с. 132-139];
- благоприятный психологический климат основан на системе отношений взаимного уважения [8];
- растущая личность нуждается в интеллектуальном поиске и активном добывании учебной информации, ей не актуальны знания, полученные в готовом виде. Дочь Карла Роджерса, детский психолог Натали Роджерс продолжила дело отца, дополнила его концепцию техниками арт-терапии, и писала: «Я верю. И буду поддерживать Вас» [6, с. 103-104].
Концепция значимого учения К. Роджерса была принята, но не сразу, поскольку традиционно система образования не склонна меняться, во всяком случае – меняться быстро.
В большей мере «Значимое учение» (significant-learning) – это корректировка недостатков традиционной системы обучения; это такое учение, которое открывает перед учениками возможности (интеллектуального поиска, интеллектуальной радости, радости общения, учения, познания, радости созидающей деятельности в целом).
Традиционное учение – это формальное накопление знаний без переживания личностного смысла добытого знания – в частности; значимости учения – в целом.
В традиционной системе обучения растущая личность не учится быть ответственной, творческой, не умеет опираться на себя. Тогда как значимое учение меняет личность. Значимое учение включает в себя «чувства и личные значения» [8, с. 3-4].
В одной из книг Карл Роджерс сформулировал ряд основных принципов значимого учения [8, с. 114]:
- по своей природе люди склонны учиться и общаться;
- способность к обучению повышается, если обучение отвечает жизненным целям личности;
- усвоение знаний происходит быстрее при личном участии и самостоятельном активном интеллектуальном поиске ученика и, если проходит в благоприятной обстановке, где его внутренние стимулы учиться и общаться получают должную развёрнутость.
Так, постепенно, К. Роджерс перенёс акценты с внешних стимулов школьной отметки на внутренние побуждения и самооценку самой личности; сместил внимание с преподавания на учение; использовал собственную методику, осуществил переход от передачи знаний, умений и навыков к активному их освоению.
В концепции «значимого» учения учитель перестал быть авторитарным лицом и стал значимой фигурой, организующей учебный процесс, стал фасилитатором (от англ. facilitate – облегчать, помогать, способствовать) в учебном процессе.
В своей книге «Свобода учиться» К. Роджерс [8, с. 164] показал нового учителя, который:
- выступает организатором учебного процесса и создает «благоприятный психологический климат» (термин К. Роджерса);
- выявляет возможности ученика и фиксирует наиболее значимые учебные достижения;
- открывает возможности, педагогические средства обучения и источники учебной информации;
- позиционирует себя как помощника в освоении знаний;
- учитывает и интеллектуальное содержание учебного занятия, и эмоциональный настрой учеников, стремясь определить их значимость;
- постепенно, в благоприятной атмосфере учения, становится организатором группы, коллектива.
Итак, основные научные положения концепции «значимого» учения Карла Роджерса постепенно вышли за пределы его психотерапевтической практики и послужили основой личностно-ориентированному подходу в образовании.
Список литературы
- Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. № 10. С. 22-24.
- Роджерс K. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. M., 2015.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132-139.
- Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.
- Роджерс К. Становление человека: взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. 241 с.
- Rogers N. Creative Connection. Palo Alto Scieme & Behavior Books, Inc., 1993.
- Rogers C. Some personal learnings aboutinterpersonal relatiosships // Word, 1969, V. 7, № 2, p. 6-10.
- Rogers C., Freiberg H. J. Freedom to Learn. Third Edition. Macmillan College Publishing Company. 1994.