УДК 37

Педагогические аспекты концепции значимого учения Карла Роджерса

Андреева Юлия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Башкирского института социальных технологий (филиала) Академии труда и социальных отношений.

Аннотация: Автор выявляет педагогические аспекты в гуманистической психологии Карла Роджерса, которые реконструируют концепцию «значимого» учения. Раскрываются основные понятия, научные принципы данной концепции. Названы основные отличия и преимущества концепции значимого учения в сравнении с традиционным обучением

Ключевые слова: обучение, личность, значимое учение.

Постановка проблемы. В пятидесятых годах двадцатого столетия гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и психоанализу. Целый ряд представителей помогающих профессий: психологи, педагоги, учёные, священнослужители и социальные работники того времени выступили сторонниками гуманистических воспитательных идей добра, заботы и уважения в обучении.

При этом идеи гуманизма не стали предметом широкого распространения в педагогической науке и практике ни в России, ни за её пределами.

На сегодняшний день российская педагогика постепенно проявляет научный интерес и внедряет отдельные гуманистические идеи в образовательную практику.

Так, например, идея актуализации внутреннего потенциала личности и ее самореализации находятся в центре научного внимания и осмысления не только в российской гуманистической психологии, но и педагогики в целом. Среди видных представителей данного подхода в России известны А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс.

При этом в России Карл Роджерс известен преимущественно как психолог [5]. Большая часть его работ, из известных четырехсот, остаются в первоначальном варианте издания в США, на русском языке известны лишь: «Взгляд на психотерапию», «Становление человека» (2018), «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем» (1987), «Свобода учиться» (2002). Однако, это ключевые работы, которые образуют целую педагогическую концепцию Карла Роджерса и дают представление о его педагогических взглядах, поскольку посвящены вопросам образования и воспитания. Педагогическое наследие Карла Роджерса в России требует дальнейшего изучения.

Цель статьи – педагогическая реконструкция концепции «значимого» учения Карла Роджерса в соотнесении ее фундаментальных положений с вызовами современного образования и с основами традиционного.

Методы исследования. Сопоставительный анализ, авторская интерпретация и педагогическая реконструкция концепции «значимого» учения Карла Роджерса.

Результаты исследования. Поучительно, но Карл Роджерс чуть ли не единственный психолог, который создал собственную концепцию обучения. В основе её зарождения скрыта критика традиционной системы образования на тот момент и сейчас в США. Традиционная система образования, подвергшаяся критике, опиралась на ряд принципов, среди которых [1]:

  • учитель авторитарно выступал в качестве единственного источника знаний, его авторитарная роль очевидна;
  • учебно-педагогического взаимодействия нет, осуществляется педагогическое воздействие, авторитарное влияние;
  • ключевой и активной фигурой в обучении выступает учитель, дети не активны в самостоятельном поиске учебной информации;
  • педагогическое руководство построено на ученическом страхе как системе педагогического контроля, а не на доверии и осознанной учебной самостоятельности.

Выяснилось, что у растущей, развивающейся и позитивно меняющейся личности в учебно-педагогическом процессе нет места постановке целей и выбору учебных заданий по уровню сложности; нет места природной любознательности младшего школьника, энергии подростка, стремлению к самореализации старшего школьника. Все жизненные планы и силы растущей личности сдерживаются или подавляются, переживания нивелируются, а к моменту окончания школы «приветствуются только рациональные проявления души» [7, p. 6-10]. 

Такая система обучения, уже тогда, считалась авторитарной, основанной на идее господства учителя в образовательном процессе и требовала переработки и коррекции.

 В таких обстоятельствах появилась гуманистическая психология Карла Роджерса. Основными положениями его концепции были следующие:

  • наличие врождённого внутреннего потенциала позволяет человеку преодолевать трудности: «человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения» [2, с.197-198];
  • человеческая природа позитивна и готова к самовосстановлению, цель учителя: разглядеть природные склонности и способности растущей личности. «Нелегко доверять людям, сочетать свободу с ответственностью. Путь, представленный нами, предполагает изменение нашего мышления, нашего способа бытия, наших отношений с учащимися» [4, с. 307].
  • для полноценного развития личность нуждается в создании благоприятных педагогических условий, ключевым из которых является психологический климат каждого учебного занятия: «исцеление происходит тогда, когда человек чувствует себя принятым и понятым» [3, с. 132-139];
  • благоприятный психологический климат основан на системе отношений взаимного уважения [8];
  • растущая личность нуждается в интеллектуальном поиске и активном добывании учебной информации, ей не актуальны знания, полученные в готовом виде. Дочь Карла Роджерса, детский психолог Натали Роджерс продолжила дело отца, дополнила его концепцию техниками арт-терапии, и писала: «Я верю. И буду поддерживать Вас» [6, с. 103-104].

Концепция значимого учения К. Роджерса была принята, но не сразу, поскольку традиционно система образования не склонна меняться, во всяком случае – меняться быстро.

В большей мере «Значимое учение» (significant-learning) – это корректировка недостатков традиционной системы обучения; это такое учение, которое открывает перед учениками возможности (интеллектуального поиска, интеллектуальной радости, радости общения, учения, познания, радости созидающей деятельности в целом).

Традиционное учение – это формальное накопление знаний без переживания личностного смысла добытого знания – в частности; значимости учения – в целом.

В традиционной системе обучения растущая личность не учится быть ответственной, творческой, не умеет опираться на себя. Тогда как значимое учение меняет личность. Значимое учение включает в себя «чувства и личные значения» [8, с. 3-4].

В одной из книг Карл Роджерс сформулировал ряд основных принципов значимого учения [8, с. 114]:

  • по своей природе люди склонны учиться и общаться;
  • способность к обучению повышается, если обучение отвечает жизненным целям личности;
  • усвоение знаний происходит быстрее при личном участии и самостоятельном активном интеллектуальном поиске ученика и, если проходит в благоприятной обстановке, где его внутренние стимулы учиться и общаться получают должную развёрнутость.

Так, постепенно, К. Роджерс перенёс акценты с внешних стимулов школьной отметки на внутренние побуждения и самооценку самой личности; сместил внимание с преподавания на учение; использовал собственную методику, осуществил переход от передачи знаний, умений и навыков к активному их освоению.

В концепции «значимого» учения учитель перестал быть авторитарным лицом и стал значимой фигурой, организующей учебный процесс, стал фасилитатором (от англ. facilitate – облегчать, помогать, способствовать) в учебном процессе.

В своей книге «Свобода учиться» К. Роджерс [8, с. 164] показал нового учителя, который:

  • выступает организатором учебного процесса и создает «благоприятный психологический климат» (термин К. Роджерса);
  • выявляет возможности ученика и фиксирует наиболее значимые учебные достижения;
  • открывает возможности, педагогические средства обучения и источники учебной информации;
  • позиционирует себя как помощника в освоении знаний;
  • учитывает и интеллектуальное содержание учебного занятия, и эмоциональный настрой учеников, стремясь определить их значимость;
  • постепенно, в благоприятной атмосфере учения, становится организатором группы, коллектива.

 Итак, основные научные положения концепции «значимого» учения Карла Роджерса постепенно вышли за пределы его психотерапевтической практики и послужили основой личностно-ориентированному подходу в образовании.

Список литературы

  1. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. № 10. С. 22-24.
  2. Роджерс K. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. M., 2015.
  3. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132-139.
  4. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Смысл, 2002.
  5. Роджерс К. Становление человека: взгляд на психотерапию. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2018. 241 с.
  6. Rogers N. Creative Connection. Palo Alto Scieme & Behavior Books, Inc., 1993.
  7. Rogers C. Some personal learnings aboutinterpersonal relatiosships // Word, 1969, V. 7, № 2, p. 6-10. 
  8. Rogers C., Freiberg H. J. Freedom to Learn. Third Edition. Macmillan College Publishing Company. 1994.

Интересная статья? Поделись ей с другими: