УДК 37.012

Научно-методические основы формирования патриотизма у обучающихся при изучении вокально-хорового репертуара в учебной и внеурочной деятельности

Динь Ян – аспирант Башкирского государственного педагогического университета М. Акмуллы

Аннотация: Изучение вокально-хорового репертуара содействует развитию духовности и нравственности, формированию патриотизма. Цель статьи – раскрытие научно-методических основ формирования патриотизма у обучающихся в ходе вокально-хоровой деятельности. Выделены особенности вокально-хоровой деятельности обучающихся школ, охарактеризована методология формирования патриотизма в их учебной и внеурочной деятельности, описаны основные средства формирования патриотизма у обучающихся при изучении вокально-хорового репертуара.

Ключевые слова: методология, духовно-нравственные качества, патриотизм, музыкальная культура, вокально-хоровая деятельность, пение, народная музыка, духовная музыка.

Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся, получающих общее образование, остается актуальным в современных социокультурных условиях. Важную роль играет приобщение обучающихся к музыкальному наследию, способствующему формированию у них музыкальной культуры в ходе вокально-хоровой деятельности [1]. Изучение вокально-хорового репертуара содействует развитию духовности и нравственности, которые раскрывают особенности культурного развития народов страны [5], а также стимулирует развитие «их гражданской ответственности за судьбы Отечества» [4, с. 114], что свидетельствует о формировании патриотизма как одного из важных духовно-нравственных качеств у обучающихся в школе.

Формирование патриотизма в учебной и внеурочной деятельности может достигаться посредством изучения вокально-хорового репертуара, охватывающего народные и духовные музыкальные произведения [4]. Несмотря на имеющиеся исследования развития музыкальной культуры в ходе вокально-хоровой деятельности [1; 3; 4] и воспитания патриотизма средствами вокально-хорового искусства [2; 6] важным остается вопрос синтеза научно-методических основ формирования патриотизма.

Цель статьи предполагает раскрытие научно-методических основ формирования патриотизма у обучающихся в ходе вокально-хоровой деятельности. Для этого намечено решение следующих задач исследования: выделить особенности вокально-хоровой деятельности обучающихся школ; охарактеризовать методологию формирования патриотизма в учебной и внеурочной деятельности обучающихся; описать основные средства формирования патриотизма у обучающихся при изучении вокально-хорового репертуара в учебной и внеурочной деятельности.

Вокально-хоровая деятельность, организуемая с целью формирования у обучающихся школ музыкальной культуры, направлена на воспитание «нравственно устойчивых граждан, способных самостоятельно придерживаться четких культурных и социально-этических ориентиров» [4, с. 115]. Реализация вокально-хоровой деятельности осуществима при изучении вокально-хорового репертуара, включающего преимущественно произведения народной и духовной культуры. Изучение указанного репертуара связано с расширением диапазона музыкальных произведений, освоением обучающимися музыкальных умений и навыков, получением опыта музыкально-творческой учебной деятельности, усвоением основных вокально-хоровых навыков (певческой установки, певческого дыхания, звукообразования, ансамбля в хоре) [3].

Вокально-хоровая деятельность доступна, так как обучающиеся знакомятся с теоретическим и практическим содержанием отечественного и зарубежного музыкального наследия, особенностями исполнения произведений и овладевают умениями их восприятия [1]. Обучающиеся могут расширять эмоционально-творческий опыт посредством постижения духовно-нравственных ценностей, отраженных в музыкальных произведениях, и участия в музыкальных концертах. Данный опыт приобретается как в учебной (на уроках музыки), так и внеурочной деятельности (на школьных праздниках, в ходе самостоятельной деятельности, на музыкальных концертах и спектаклях, в творческих учреждениях).

В такой деятельности формирование духовно-нравственных качеств обучающихся достигается в ходе изучения вокально-хорового репертуара, включающего преимущественно произведения народной и духовной музыки. К таким качествам относят патриотизм, который описывается и как чувство любви к Родине, и как интерес к ее историческому прошлому ради сохранения безопасности государства. Проявлениями патриотизма в репертуаре выступают «любовь к своей Родине, родному языку, к природе родного края, к национальной культуре, чувство национальной гордости» [6, с. 188].

Основной методологией формирования патриотизма выступают формы и методы индивидуальной работы, которая предполагает анализ музыкальных произведений патриотической направленности, сопровождаемый изучением «интонационной природы музыки, музыкальных жанров, стилевых направлений, образной сферы музыки и музыкальной драматургии» [3, с. 8]. Важно уметь распознавать на слух и воспроизводить патриотические произведения, которые могут исполняться музыкальными инструментами, в том числе в составе оркестра, и разными видами хора. Индивидуальная работа выражается и в высказывании обучающимися личных мнений в отношении содержания и исполнения произведений духовной и народной музыки.

Целесообразно внедрение форм и методов групповой работы, связанной с организацией пения в хоре. Оно осуществимо в учебной и внеурочной деятельности, поскольку в коллективе обучающиеся объединены единой патриотической идеей, заложенной в содержании исполняемого музыкального произведения, и приобретают уверенность в усвоении основных вокально-хоровых навыков, исполняя свою партию в хоре. Регулярное следование подобной патриотической идее формирует у обучающихся патриотические качества: устойчивый интерес к музыкальным произведениям патриотической направленности, способность принимать духовно-нравственные ценности в вокально-хоровом репертуаре, «потребность сознательного патриотического отношения к народной песне, национальной музыкальной культуре народа как общечеловеческой ценности и достоянию мировой культуры» [2, с. 14].

Индивидуальная работа и пение в хоре, организуемые в учебной и внеурочной деятельности, выстраиваются на основе народной и духовной музыки как средствах формирования патриотизма. В музыке заложены те духовно-нравственные ценности и патриотические настроения, которые способствуют «формированию национальной и культурной идентичности» [3, с. 12] у обучающихся школ. Народную и духовную музыку пронизывает опыт человечества, накопленный веками и определяющий внутреннюю силу фольклора и церковных песнопений.

Формирование патриотизма средствами народной музыки предполагает знакомство с авторами фольклорных музыкальных произведений и изучение образцов народного фольклора [3], среди которых можно назвать «частушки и потешки, колыбельные, заклички, здравицы, прибаутки, небылицы» [2, с. 14]. Изучение подобного вокально-хорового репертуара связано с пониманием народной манеры звукоизвлечения и освоением элементов многоголосия [3]. Такая манера раскрывает особенности культурного развития народов, несущих гражданскую ответственность за судьбу страны.

Обучение гармонии, описывающей внутренний строй музыкальных произведений и внутреннюю дисциплину человека, характерно для методики формирования патриотизма посредством духовной музыки. Под гармонией понимается «совокупность строгой, ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного, четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливаются все голоса хора» [3, с. 20]. Понимание гармонии расширяет эмоционально-творческий опыт обучающихся благодаря постижению духовно-нравственных ценностей, заложенных в духовной музыке.

Необходимо формировать патриотизм, развивающий духовность и нравственность обучающихся школ, а также расширяющий их эмоционально-творческий опыт в ходе изучения народных и духовных произведений на уроках музыки, школьных праздниках, в ходе самостоятельной деятельности, на музыкальных концертах и спектаклях, в творческих учреждениях.

Список литературы

  1. Бартенева А. И., Бартенева В. Б. Возможности вокально-хоровой работы в воспитании музыкальных способностей // Современное художественное образование: теория и практика: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2019. С. 14-18.
  2. Богатов В. В., Александрова Е. А. Хоровое искусство как средство патриотического воспитания школьников // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. № 1. С. 9-15.
  3. Волегова Ю. Б., Рослова П. А., Плохов А. В., Теплова Н. В., Фалетрова О. М. Вокально-хоровой практикум. Часть I: метод. рекомендации. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. 51 с.
  4. Ильяева Л. П. Традиции русской вокально-хоровой музыки в художественно-эстетическом воспитании молодежи // Развитие личности средствами искусства: мат-лы VII междунар. науч.-практ. конф. студентов, бакалавров, магистрантов и молодых ученых. Саратов, 2020. С. 111-117.
  5. Калинкина И. А., Калинкина С. Е. Организация внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта // Наука и образование: новое время. 2016. № 2. URL: https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2016/04/2_2016_Kalinkina-Kalinkina-1.pdf (дата обращения: 16.07.2023).
  6. Сафина Г. Р. Хоровое пение как средство патриотического воспитания личности в системе образования // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества: мат-лы всеросс. науч.-практ. конф. в рамках Всеросс. конкурса AR/VR «Хакатон в сфере культуры». Казань, 2021. С. 188-191.

Интересная статья? Поделись ей с другими: