УДК 378.147

К вопросу об организации тренировочного процесса школьников старших классов в секции общефизической подготовки на базе фитнес-клуба

Маслов Денис Андреевич – бакалавр Школы педагогики Дальневосточного федерального университета

Хакимов Болат Шихмурадович – бакалавр Школы педагогики Дальневосточного федерального университета

Банку Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики физической культуры и спорта Школы педагогики Дальневосточного федерального университета

Аннотация: В данной научной статье авторами исследуются особенности проведения занятий по общефизической подготовки с учениками старших классов. Авторы указывают, что развитие силовых способностей в данном возрасте является приоритетным направлением тренировочного процесса, так как это самый благоприятный период для занятий подобного рода физической активностью. Основываясь на анализе научно-методических источников, авторами были предложены практические рекомендации для разработки эффективных тренировочных планов с учетом возрастных особенностей старшеклассников и базирования их секции на территории фитнес-клуба. Кроме того, был рассмотрен вариант плоскостного распределения нагрузки для равномерного распределения нагрузки.

Ключевые слова: общефизическая подготовка, плоскостная теория, унилатеральные упражнения, силовые способности.

Актуальность: в настоящее время молодое поколение все более заинтересовано в занятиях физической культурой. Ученики старших классов, чаще всего, уже имеют определенные достижения в избранном виде спорта, которым занимаются с малых лет. Однако, есть и те, кого не интересует соревновательная деятельность, а критерием выбора секции служит желание разностороннего физического развития. В таком случае, на помощь приходят секции общефизической подготовки, организованные на базе фитнес-клубов.

Цель работы: предоставить рекомендации по составлению программы занятий для учеников старших классов, с учетом базирования секции в рамках фитнес-клуба и возрастных особенностей занимающихся.

Ход работы: если касаться вопроса возрастных особенностей занимающихся, то становится ясно, что период обучения в школе наиболее благоприятен для развития силовых способностей: абсолютные показатели силы основных мышечных групп достигают увеличения от 200 до 500%, показатели относительной силы вырастают на 150% у девочек и на 200% у мальчиков [5, c. 278-279.].

Отмечается, что прирост мышечной силы до 11 лет проходит медленно, а после 14 лет более существенно, особенно это проявляется у мальчиков. Наиболее благоприятным периодом для развития силы является возрастной промежуток от 14 до 17 лет [2, c. 62-63].

Исходя из вышеуказанной информации об особенностях развития старшеклассников, и, учитывая тот факт, что, в основном оборудование фитнес-клубов направлено на занятие силовыми тренировками, необходимо акцентировать внимание на построение тренировочного процесса вокруг силовых способностей.

Поскольку основным приоритетом для составления плана тренировок является равномерное распределение нагрузки, мы обратимся к следующей классификации движений:

  • колено-доминантные;
  • тазово-доминантные;
  • жимовые (включают в себя горизонтальные и вертикальные жимы);
  • тяговые (включают в себя горизонтальные и вертикальные тяги);
  • ротации или сгибания позвоночника;
  • циклические локомоции [4, c. 97-98].

Также, опираясь на статью Сираковской Я.В. и Ильичёвой О. В., мы можем сделать вывод, что применение унилатеральных упражнений положительно сказывается на развитии силовых, скоростно-силовых и координационных способностей у старшеклассников, поэтому их тоже не стоит обходить стороной [3, c.350-353].

Исходя из вышеперечисленного, мы можем дать следующие рекомендации:

  1. В недельном микроцикле должны присутствовать все плоскостные варианты движений. При этом количество жимовых движений должно быть равно количеству тяговых движений, количество колено-доминантных-движений должно быть равно количеству тазово-доминантных движений.
  2. Циклические локомоции (в рамках фитнес-клуба это либо ходьба/бег на беговой дорожке, педалирование велоэргометров, использование гребного тренажера и т.п) можно использовать как во вступительной части занятия, в качестве разминки; в основной части, в контексте комплексов по развитию работоспособности; в заключительной – в качестве заминки. Также возможно применение различных локомоций из видов спорта: например, вместо педалирования велосипеда в заключительной части занятия будут специально-беговые упражнения, выполняемые непрерывным методом [1, c. 82-83].
  3. При планировании тренировочной программы следует руководствоваться принципами «от простого к сложному», из цикла в цикл, по мере совершенствования владения навыками и развития физических качеств, движения должны постепенно усложняться. Отдельные элементы одного сложного упражнения должны собираться воедино:

Таблица 1. Пример распределения подводящих упражнений.

Мезоцикл 1

Мезоцикл 2

Мезоцикл 3

Мезоцикл 4

Протяжка рывковая

Протяжка рывковая + приседания со штангой над головой

Рывок от середины бедра

Рывок с помоста

Приседания со штангой над головой

Рывковые уходы

Рывок от уровня колен

 

  1. Акцент на развитии силовых способностей, так как возраст старших школьников наиболее к этому располагает.
  2. Включать в план занятий унилатеральные упражнения, так как они, как средство, благоприятно сказываются на физической подготовке старшеклассников. Следует учесть, что большинство подобных упражнений являются тяжелыми в освоении, поэтому включение их программу должно быть обоснованно уровнем готовности ученика к ним.

Выводы: руководствуясь анализом научно-методической литературы мы составили список рекомендаций по планированию тренировочного процесса у старшеклассников в рамках занятий в секции общефизической подготовки на базе фитнес-клубов. Данный анализ позволил выявить, что фокус работы должен быть направлен на развитие силовых способностей, а построение тренировок должно опираться на плоскостную теорию. Помимо билатеральных упражнений, в составе тренировки не лишними будут и унилатеральные упражнения, т. к. они доказывают свою эффективность в работе с физической подготовкой учеников данного возраста.

Список литературы

  1. Богачёв Е. Периодизация подготовки универсальных атлетов // М.: Буки Веди, 2020. – С. 81-82.
  2. Куценко Р. В. Развитие силовых способностей в старшем школьном возрасте / Р. В. Куценко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 2 (344). – С. 62-63. – URL: https://moluch.ru/archive/344/77460/ (дата обращения: 22.07.2023).
  3. Сираковская Я. В., Ильичёва О. В. Эффективность применения унилатеральных упражнений в физической подготовке хоккеистов 17-18 лет // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 7 (185). – С. 350-353. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-unilateralnyh-uprazhneniy-v-fizicheskoy-podgotovke-hokkeistov-17-18-let (дата обращения: 22.07.2023).
  4. Смирнов Д. И. Фитнес для умных // – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2011. – С. 97-98.
  5. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная //  учебник. – 7-е изд. / А.С. Солодков. Е.Б. Сологуб. – М.: Изд-во ЛитагентСпорт, 2017. – С. 278-279.

Интересная статья? Поделись ей с другими: