УДК 37.03

Организационные модели взаимодействия общеобразовательной школы и музея в рамках культурно-досуговой деятельности

Баранова Анна Романовна – магистрант Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

Научный руководитель Белухина Наталья Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Педагогики и социальной работы Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.

Аннотация: В статье охарактеризованы концептуальный, содержательный и процессуальный компоненты организационных моделей взаимодействия общеобразовательной школы и музея в рамках культурно-досуговой деятельности. Суть краеведческой модели заключается в организации изучения историко-культурного наследия родного края и страны; экспозиционной – в создании на базе школы собственного музея; виртуальной – в использовании потенциала электронной информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: музей, культурно-досуговая деятельность, краеведение, виртуальный музей, информационные технологии.

Организация досуговой активности учащихся на ступени начального общего образования является обязательным элементом воспитательной работы по социализации и культурному развитию. Активизация педагогического потенциала досуговой деятельности осуществляется с помощью сотрудничества школы и культурных учреждений, посещение которых формирует модели социального поведения, необходимые для патриотического, нравственного, культурного и эстетического развития воспитанников. Одним из эффективных средств организации культурно-досуговой деятельности является музей, посещение которого в офлайн- и онлайн-режиме способствует развитию у младших школьников уникального социокультурного опыта. Организация культурно-досуговой деятельности в рамках взаимодействия с областными и региональными музеями предполагает разработку следующих структурно-функциональных педагогических моделей, которые могут быть реализованы в воспитательной работе общеобразовательной школы.

1. Краеведческая модель – изучение историко-культурного наследия родного края и страны в процессе посещения музеев.

1.1. Концептуальный компонент данной модели составляют принципы гражданско-патриотического воспитания: принцип культуросообразности – популяризация ценностей и норм национальной культуры; принцип патриотической направленности – создание педагогических условий для самоидентификации младшего школьника с историей и культурой родной страны; принцип социального закаливания − включение младших школьников в ситуации, которые требуют волевого усилия для решения тех или иных задач [4, с. 176]. Цель организации краеведческой модели заключается в формировании познавательного интереса, гражданского поведения и ответственного отношения к социокультурной природной среде района, людям, населяющим его, продуктам их труда.

1.2. Содержательный компонент данной модели составляют план воспитательной работы на учебный год, а также рабочие программы внеурочной деятельности, в которых запланированы выездные мероприятия в краеведческие музеи.

1.3. Процессуальный компонент − организационно-методический инструментарий, который включает следующие формы музейных занятий и методы педагогического воздействия:

  • Экскурсия-лекция – последовательное изложение новой информации об исторических и культурных достопримечательностях и природно-географических особенностях родного края с помощью словесных методов и методов проблемного изложения.
  • Иммерсивная экскурсия − экспонирование и презентация краеведческих материалов в рамках театрализованного представления, в котором участвуют музейные работники и посетители-учащиеся. Активность младших школьников стимулируется с помощью игровых методов и приёмов театрализации.
  • Мастер-класс – ознакомление учащихся с техниками декоративно-прикладного творчества населяющих родной край народов с помощью объяснительно-иллюстративного и репродуктивного метода.

2. Экспозиционная модель – организация в образовательном учреждении музея (краеведческого, этнографического, художественного). В решении воспитательных задач у школьного музея имеются возможности пропагандировать материал, в которых осуществляется досуговая и творческая деятельность учащихся [1, с. 200].

2.1. Концептуальный компонент данной модели – сотрудничество с организациями города и района (консультационная поддержка работников музеев, библиотек, исторических архивов, национальных культурных центров) для создания на базе школы художественного и поликультурного пространства, наполненного объектами материальной культуры и творческими работами учащихся. Данное взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами коллективности (получение опыта совместной культурно-досуговой деятельности), диалогичности (духовно-ценностная ориентация детей и их развитие в процессе социального творчества), поддержки самоопределения воспитанника (формирование осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности).

Цель организации экспозиционной модели – формирование целостной познавательной картины миры учащихся посредством позитивной атмосферы сотрудничества. Основная функция школьного музея заключается в ретранслировании важной историко-культурной информации, что может быть реализовано с помощью работников региональных и городских музеев, которые могут ознакомить учащихся с принципами поисковой и экспозиционной работы.

2.2. Содержательный компонент данной модели − учебные пособия для учителей по направлению «музейная педагогика», конспекты внеклассных и урочных мероприятий поликультурной и художественной направленности, локальные нормативные акты, регламентирующие работу школьного музея.

2.3. Процессуальный компонент – формы и методы включения школьного музея в урочную и досуговую деятельность учащихся начальной школы. В музейном пространстве появляется уникальная возможность в развлекательной форме дополнить вербальную информацию визуальной и предметной с помощью следующих организационных форм и методов:

  • Сюжетно-ролевая игра – использование музейного пространства как площадки для театрализованной деятельности, для активизации которой педагог использует метод игрового проектирования.
  • Квест – поиск предметов в музейной обстановке в рамках командной или индивидуальной работы, организованной с помощью частично-поискового (эвристического) метода.
  • Творческий проект − изготовление поделки или рисунка на заданную тему, продукты творческой деятельности учащихся будут использованы в выставках школьного музея. Организация активного досуга осуществляется с помощью метода демонстрации и метода наглядности.

3. Виртуальная модель – использование потенциала электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) общеобразовательного учреждения для приобщения учащихся к экспозициям музеев, которые недоступны для посещения. Музейные предметы в интерактивном пространстве воздействуют на когнитивную и эмоционально-ценностную сферы личности ребёнка, способствуя приобретению им чувственного и культурного опыта [2, с. 188].

3.1. Концептуальную основу данной модели составляет сотрудничество начальной школы с учреждениями культуры посредством интерактивных технологий, которое основано на принципах организации ЭИОС: принцип деятельности – досуг учащихся протекает в условиях интерактивности познавательной деятельности; принцип корпоративности – возможность коммуникации в режиме реального времени с преподавателем и одноклассниками. Цель реализации виртуальной модели – формирование информационной и социокультурной компетентности учащихся.

3.2. Содержательный компонент данной модели − локальные нормативные акты, регламентирующие организацию ЭИОС (в частности её социокультурного компонента − размещения в соответствующем разделе на сайте школы гиперссылок на виртуальные туры мировых музеев).

3.3. Процессуальный компонент – адаптированные для дистанционного режима следующие формы и методы:

  • Интерактивный диалог – демонстрация учащимся виртуального тура с последующим обсуждением, построенным в соответствии с методом этической беседы.
  • Web-квест – комплекс задач проблемного характера, включающих игровые элементы [3, с. 11] Педагогу необходимо задействовать методы, повышающие познавательную активность учащихся: элементарный анализ, синтез информации, группировка и классификация.
  • Культурные мероприятия online − концерты, импровизации, премьеры документальных фильмов, транслируемые в режиме реального времени на официальных страницах музеев [5, с. 50].

Реализация краеведческой, экспозиционной и виртуальной моделей взаимодействия общеобразовательной школы позволит качественно организовать досуговую деятельность учащихся, стимулировать личностно-профессиональный рост членов педагогического коллектива в рамках освоения методов и форм музейной педагогики.

Список литературы

  1. Алексеев С.С., Буданова Е.А. Особенности влияния музейной педагогики на личность младшего школьника // Студент года 2018: сборник статей IV Международного научно-практического конкурса, Пенза, 25 марта 2018 года. – Пенза: «Наука и Просвещение», 2018. – С. 198-201.
  2. Алферьева-Термсикос В.Б. Виртуальные музейные экспозиции как средство социокультурного развития младших школьников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 5-1(68). – С. 188-191.
  3. Алферьева-Термсикос В. Б. Оптимизация выбора организационных форм для дистанционного обучения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 2-2(65). – С. 10-12.
  4. Арябкина И.В., Крыжина Е.В. Социокультурное развитие учащихся начальной школы средствами музейной педагогики // Эпоха науки. – 2022. – № 30. – С. 173-177.
  5. Ванюшкина Л.М., Тихомиров С.А. Музей на пересечении реального и виртуального миров // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – Т. 2, № 1. – С. 44-57.

Интересная статья? Поделись ей с другими: