УДК 615.825

Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья методами физической культуры

Коркишко Ольга Владимировна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Севастопольского государственного университета.

Мудрецова Светлана Александровна – старший преподаватель кафедры Физического воспитания и спорта Севастопольского государственного университета.

Аннотация: Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) представляет теоретический и практический интересы, поскольку ни один человек не застрахован от случайной травмы, болезни, или от возможности изначально родиться с ОВЗ. При этом, такие люди в целом находятся в окружении здорового общества, потому важно разработать такую программу физических нагрузок, что позволит людям с ОВЗ включиться в общество и приобрести полноценные условия жизни.

Ключевые слова: реабилитация, ограниченные возможности, инвалиды, полноценное развитие, спорт.

Цель работы: изучить подходы физической культуры к реабилитации лиц с различными видами ОВЗ, проанализировать эти подходы, и получить цельное представление о реабилитации лиц с ОВЗ.

Комитет экспертов всемирной организации здравоохранения дает следующую трактовку реабилитации: «Реабилитация инвалидов должна включать все мероприятия, призванные сократить последствия возникшей непригодности и позволить инвалиду полностью интегрироваться в общество. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает его интеграцию в общество…».

 Между понятиями «инвалид» и «лицо с ОВЗ» нет чёткой границы. Проблема ОВЗ острее всего стоит для детей и подростков, так как ограниченные возможности здоровья приводят в частности к ограниченным возможностям в получении образования, что может послужить преградой к полноценному развитию. Не любая инвалидность приводит к трудностям в обучении, и для этого случая вводится понятие «обучающийся с ОВЗ». В случае взрослых и пожилых людей, отдельно разграничивать способность к обучению и жизнедеятельности не требуется, и ОВЗ и инвалидность стоит полагать синонимичными понятиями. Физические упражнения способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия , сосудистого тонуса, гомеостаза, а также сна. [1, с. 15] Например, у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы выполнение спецупражнений вызывает поток импульсов от сосудов, сердечной мышцы, легких и других органов, и тем самым происходит нормализация артериального давления,скорости кровотока,венозного давления,улучшает кровоснабжение мышц. [1, с. 17]

Классификация, предложенная авторами В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов, к ОВЗ относит:

  • Нарушение слуха;
  • Нарушение зрения;
  • Нарушение речи;
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата;
  • Умственная отсталость;
  • Задержка психологического развития;
  • Нарушение поведения и общения;
  • Комплексные нарушения.

Интерес представляет фактическая реабилитация посредством выполнения физических упражнений, то есть осознанным сокращением или расслаблением тех или иных мышц, направленным на соответствующие задачи. Это направление называют лечебной физической культурой, а для лиц с отклонениями в состоянии здоровье выделена адаптивная физическая культура (далее — АФК). Целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации.

Основные виды АФК:

  • Адаптивное физическое воспитание;
  • Адаптивный спорт;
  • Адаптивная физическая рекреация;
  • Адаптивная двигательная реабилитация.

Адаптивное физическое воспитание представляет собой обучение специальным знаниям, подготавливающим человека с ОВЗ к бытовой и трудовой деятельности, и формирование позитивного отношения к АФК.

Адаптивный спорт призван предоставить пространство для самореализации, получения высших достижений и мастерства, пусть и в сравнении с людьми с такими же проблемами.

Адаптивная физическая рекреация призвана удовлетворить потребность человека с ОВЗ в отдыхе, развлечении, интересном времяпрепровождении.

Адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены на длительный срок в связи с причиной инвалидности). Адаптивная физическая рекреация направлена на удовлетворение потребности в движении, активном отдыхе,содержательном развлечении. Для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии адаптивная физическая рекреация это не только биологически оправданная двигательная деятельность, но и способ преодоления замкнутого пространства,возможность общения,самопроявления личности. [3, с. 25]

Нарушение слуха, согласно исследованию Н.Л. Найденовой, в 62% случаев сопровождается нарушением вестибулярного аппарата . Это связано с тем, что слуховой анализатор изначально был сформирован как система анализа вестибулярных раздражений, и лишь его отдельная подсистема занимается анализом звуков. При этом, при двустороннем поражении, слуховое восприятие лучше на ухе с менее поражённым вестибулярным аппаратом. Можно предположить, что воздействуя на вестибулярную систему, можно оказать влияние на слух.

Поэтому при нарушении слуха специально подбираются упражнения на развитие координации, динамического равновесия, пространственной ориентации, согласование движений рук и ног.

Нарушение зрение является одним из наиболее тяжёлых видов нарушения здоровья, в случае него человек лишается 85—90% информации о внешнем мире. Комплекс упражнений зависит от состояния и характера нарушения зрения, однако основной идеей является использование других органов чувств. То есть, используется инвентарь со звуковыми, осязательными, обонятельными, и в случае наличия остаточного зрения, зрительного ориентиров. При этом, противопоказаны упражнения с резкими перемещениями тела и возможными травмами головы.

Очень большую роль в профилактике и приостановке слабовидения играют специальные упражнения для глазных мышц — глазная гимнастика.

При нарушении речи несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в крупной, лицевой, артикуляционной, а так же в движениях кистей и пальцев рук. Речевая область головного мозга расположена рядом с двигательной областью. Поэтому независимо оттого, изначально ли речь не была развита, или травма нарушила работу мозга, тренировка мелкой моторики оказывает положительное влияние на способность к речи.

Нарушения опорно-двигательного аппарата включают в себя проблемы в суставах, в позвоночнике, в костных тканях, в мышцах, и так далее. Упражнения подбираются исходя из конкретной проблемы. Несмотря на многообразие возможных проблем, общий принцип заключается в том, чтобы укрепить ослабленные мышцы, и не допустить излишнего «накачивания» и так сильных мышц, и тем более перенапряжённых мыщц.

Это может быть ходьба на месте или на специальных дорожках, упражнения со спортивным инвентарём, растяжки на локальные группы мышц и сухожилий. Эти упражнения могут так же выполняться для травмированной конечности с помощью инструктора, что помогает на первых стадиях реабилитации. У детей постарше и подростков подвижность позвоночника особенно при функциональных нарушениях, часто улучшается без спецупражнений – достаточно нормализовать осанку, расслабить и растянуть перенапряженные мышцы и улучшить их силу. [2, с. 70]

В отличие от адаптации к нарушению слуха, зрения, речи, реабилитация при нарушениях опорно-двигательного аппарата связана с самими мышцами, суставами, и потому требует соблюдения нескольких принципов, чтобы занятия пошли на пользу:

  • Регулярность занятий;
  • Правильность выполнения;
  • Отсутствие резких движений;
  • Акцентирования внимания на каждой задействованной мышце.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что потребность в реабилитации появляется, когда человек не способен исполнить ту или иную функцию. И реабилитацию объединяет то, что для её успешности человек с ОВЗ должен приспособиться к решению имеющейся проблемы. В случае проблем с органами восприятия, спорт помогает адаптироваться к собственным ограничениям либо преодолеть их. В случае проблем с самим физическим телом, спорт помогает восстановлению работоспособности мышц.

Список литературы

  1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учеб. Для студ.высш.учеб. заведений.-3-е изд.- М.-ВЛАДОС,2004.-624с.
  2. Милюкова И.В. , Евдокимова Т. А. Лечебная и профилактическая гимнастика –М : Изд-во Эксмо,2004-496с.
  3. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры // Моска «Советский спорт», 2003. — 464 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими: