УДК 378

Проблемы и перспективы взаимодействия казахстанских университетов с научно-исследовательскими организациями, бизнесом и государством1

Жумажанова Сания Камариденовна – магистр гуманитарных наук, старший научный сотрудник Национальной академии имени И. Алтынсарина (Республика Казахстан, Астана).

Тыныбаева Мадина Аглановна – PhD, старший научный сотрудник Национальной академии имени И. Алтынсарина (Республика Казахстан, Астана).

Аннотация: В этой статье рассматриваются проблемные вопросы сотрудничества казахстанских вузов с научно-исследовательскими организациями, бизнесом и государством, а также позиции Казахстана в международных рейтингах, измеряющие инновационное взаимодействие вузов с бизнесом и наукой.

Ключевые слова: тройная спираль, экономика знаний, взаимодействие науки и бизнеса, Глобальный индекс инноваций, Глобальный индекс конкурентоспособности, Европейский инновационный индекс, Лейденский рейтинг, третья миссия.

Введение

Одним из ключевых мировых трендов в высшем образовании является проактивное участие вузов в обеспечении опережающих темпов экономического, социального, технологического и индустриально-инновационного роста. Современные университеты выполняют не только образовательную (первая миссия) и научно-исследовательскую (вторая миссия) функции, но и социальную (третья миссия).

В рамках третьей миссии вузы стремятся внести свой вклад в развитие инновационной экономики и интеллектуального капитала страны. Ключевым условием достижения этой цели является высокий уровень взаимодействия университетов с бизнесом и государством (т.н. «тройная спираль»). Партнерство в рамках данной модели включает множество направлений, такие как совместные научно-исследовательские и инновационные проекты, частное финансирование научных исследований, трансфер инноваций и технологий и их коммерциализация, обмен финансовыми, материальными и интеллектуальными ресурсами, информационное сотрудничество и т.д.

Вопрос укрепления научно-инновационного потенциала Казахстана не раз поднимался Главой государства К.К.Токаевым. В частности, Президентом ставились задачи по повышению уровня научных исследований и их применения на практике [1], широкому привлечению талантливых молодых ученых в научную среду, снижению бюрократических барьеров для науки и совершенствованию системы ее финансирования [2].

Поскольку «тройная спираль» выступает одним из ключевых факторов инновационного развития и конкурентоспособности страны, актуальным представляется изучение факторов, влияющих на эффективность, взаимодействия вузов, государства и бизнеса в Казахстане.

Показатели эффективности научно-инновационного сотрудничества казахстанских вузов, науки, бизнеса и государства в мировых рейтингах

Одним из мерил эффективности инновационного взаимодействия в стране является ее представленность в соответствующих мировых рейтингах. Анализ результатов Казахстана в различных международных индексах, замеряющих взаимодействие вузов, науки, бизнеса и государства, показал следующее.

  • Глобальный инновационный индекс (ГИИ)

ГИИ содержит 81 показатель, которые объединены в семь блоков: институты, человеческий капитал и наука, инфраструктура, развитие внутреннего рынка, развитие бизнеса, развитие технологий и экономики знаний, развитие креативной деятельности [3]. В блоке «Развитие бизнеса» одним из показателей является «Сотрудничество между университетами и промышленностью в области НИОКР» (University-industry R&D collaboration). Данный показатель складывается из результатов опроса руководителей высшего звена, проводимого Всемирным экономическим форумом (вопрос «В какой степени в вашей стране компании и университеты сотрудничают в области исследований и разработок? [1 = совсем нет; 7 = в значительной степени])». В ГИИ-2022 Казахстан показал один из самых худших результатов по данному показателю – 117 позиция из 132 (2021 г. – 95 из 132). Также в данном рейтинге у страны зафиксированы невысокие результаты по показателям «Затраты на исследования и разработки, % от ВВП» – лишь 101 место (0,12%) и «Численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) на 1 млн чел.» – 62 место (630 чел. на 1 млн).

  • Глобальный индекс конкурентоспособности (ГИК)

ГИК разрабатывается Всемирным экономическим форумом и рассчитывается на базе 103 индикаторов по 12 категориям: качество институтов, состояние инфраструктуры, развитие ИКТ и современных коммуникаций, макроэкономическая стабильность, рынок товаров, рынок труда, финансовая система, размер внутреннего рынка, состояние здоровья населения, образование и навыки людей, динамичность бизнеса и инновационный потенциал. Категория «Инновационный потенциал» включает индикатор «Многостороннее сотрудничество» (Multistakeholder collaboration), который, аналогично предыдущему рейтингу, высчитывается из результатов опроса Всемирного экономического форума (вопросы: 1. «В какой степени в вашей стране люди сотрудничают и обмениваются идеями внутри компании?» [1 = совсем нет; 7 = в значительной степени]; 2. «В какой степени в вашей стране компании сотрудничают в обмене идеями и инновациях?» [1= совсем нет; 7 = в значительной степени]; 3. «В какой степени в вашей стране компании и университеты сотрудничают в области исследований и разработок? [1 = совсем нет; 7 = в значительной степени])» [4]. По данному индикатору Казахстан занял только 63 место из 141 (3,7 балла). В целом, категория «Инновационный потенциал» входит в тройку наименее результативных по стране (95 место).

  • Лейденский рейтинг (CWTS)

Один из наиболее престижных международных рейтингов по оценке научно-публикационной деятельности составляется в виде интерактивной цифровой платформы Центром исследований науки и технологий Лейденского университета (Нидерланды). В 2022 году в рейтинге ранжировались 1318 вузов из 69 стран с более чем 800 публикаций на английском языке, которые индексируются системой Web of Science за период 2017-2020 годы [5]. Направление рейтинга «Сотрудничество в научно-исследовательской работе» (Сollaboration) включает различные показатели, в том числе показатель «количество / доля публикаций университета, которые были написаны в соавторстве с одной или более промышленной организацией». По данным 2022 года в рейтинге по количеству таких публикаций лидируют топовые вузы США, по доле – нефтяные вузы Китая. При этом ни один из вузов Казахстана не попал в данный рейтинг.

Сильные и слабые стороны, проблемные вопросы взаимодействия вузов, государства и бизнеса в Казахстане

Несмотря на проводимую государственную политику по созданию условий для развития модели «тройной спирали», Казахстан в настоящее время занимает слабые позиции в мировых рейтингах в сфере науки и инноваций [6]. Низкая результативность страны объясняется многими факторами, начиная от малого числа ученых, низкого уровня их зарплат, небольшого количества технологических компаний и заканчивая расходами на НИОКР [7].

Для изучения более глубинных факторов, влияющих на эффективность взаимодействия вузов, НИИ, государства и бизнеса в Казахстане, проведено онлайн-анкетирование более чем 300 респондентов. В частности, опросом охвачено 259 сотрудников из 30 национальных, государственных, негосударственных и акционированных вузов и 47 представителей из числа ключевых инновационных партнеров вузов – предприятия, научно-исследовательские организации и государственные органы республики.

  • Результаты опроса сотрудников вузов

Анализ характера взаимодействия показал, что большинство вузов сотрудничают с научно-исследовательскими организациями, бизнесом и госсектором в рамках системы практик и стажировок студентов. Об этом сообщили 4 из 5 респондентов (82%). Наименьшая доля ответов – по таким направлениям, как «информационное взаимодействие» (19%), «коммерциализация знаний и технологий» (25%), «привлечение сотрудников компаний / госорганов к преподаванию в вузе» (29%), «совместные научные публикации» (30%).

Что касается барьеров, с которыми сталкиваются вузы при сотрудничестве с бизнесом, наукой и государством, чуть более половины (52%) опрошенных преподавателей и сотрудников вузов выделили недостаточный интерес к научным разработкам со стороны предприятий, бизнеса. Следовательно, более 45% респондентов заявили о сложностях в дальнейшей коммерциализации научно-исследовательских разработок и внедрении их на производстве. Из трех стратегически значимых партнеров вузов (бизнес, научно-исследовательские организации, государственные органы) наименьшую заинтересованность, по мнению работников вузов, проявляет именно бизнес-сектор.

Порядка 40% респондентов назвали в качестве основного барьера недостаточную развитость научно-инновационной инфраструктуры вузов (слабая техническая и технологическая база для проведения качественных научных исследований, слабое финансирование научной работы и др.). Менее четверти респондентов отметили следующие барьеры:

  • информационные (ограниченность информации для поиска потенциальных партнеров, нехватка информации о нуждах индустрии, коммуникационные трудности, разобщенность предпринимательского сообщества);
  • мотивационные (отсутствие ощутимых преимуществ в плане карьерного роста, сложности совмещения обязанностей преподавателя / исследователя и др.);
  • кадровые (отсутствие / нехватка компетентных менеджеров для обеспечения практической направленности исследовательского процесса и др.);
  • внешние (несовершенство нормативной правовой базы для осуществления совместной инновационной деятельности, недостаточная эффективность мер государственной поддержки).

В целом, только 37% опрошенных преподавателей и сотрудников вузов высоко оценили эффективность взаимодействия вузов с научно-исследовательскими организациями, бизнесом и государственным сектором, отметив такие позитивные изменения в их вузах, как повышение качества и количества научных публикаций / исследований / проектов, спроса реального сектора экономики на научные результаты вуза и др.

  • Результаты опроса инновационных партнеров вузов – бизнеса, научно-исследовательских организаций и государства

Анализ ответов респондентов показал, что наиболее успешно ведется взаимодействие в рамках системы практик и стажировок студентов (75%). При этом 28% респондентов скорее или категорически не согласились с утверждением «академическая подготовка студентов, участвующих в мероприятиях / стажировках / проектах моей организации, соответствует потребностям рынка труда и, в частности, моей организации».

Наименее успешно налажено сотрудничество в области коммерциализации знаний и технологий (17%).

Среди основных барьеров, препятствующих взаимодействию научно-исследовательских организаций, госорганов, предприятий с вузами, респонденты назвали недостаточную развитость научно-инновационной инфраструктуры вузов (слабая техническая и технологическая база для проведения качественных научных исследований, слабое финансирование научной работы и др.) – 40%, неориентированность научных исследований и разработок вузов на практическое применение, их краткосрочный характер и оторванность от потребностей реального сектора экономики – 36%.

В целом, представители бизнеса, научно-исследовательских организаций и государства оценивают готовность вузов к сотрудничеству на среднем (51%) уровне.

Таким образом, наименее развитым направлением взаимодействия является стратегическое и научно-инновационное сотрудничество вузов с бизнесом. Научно-исследовательские разработки вузов недостаточно соответствуют потребностям индустрии, следовательно усложняется их дальнейшая коммерциализация.

Измерение эффективности взаимодействия науки-бизнеса-государства на национальном уровне

Усиление взаимодействия науки-бизнеса-государства является одним из главных направлений Концепции развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023-2029 годы. Согласно данному стратегическому документу, эффективность реализации мер по инновационному и научному развитию страны оценивается по показателю «Сотрудничество между университетами и промышленностью в области НИОКР» в ГИИ (целевой индикатор «Позиция Казахстана в рейтинге ГИИ по показателю «Сотрудничество между университетами и промышленностью в области НИОКР»: 2023 г. – 115 место, 2029 г. – 100 место).

Для достижения данного целевого индикатора, предусмотрено 10 мероприятий: трансформация НИИ, университетов, предприятий, реализующих НИОКР, в научно-производственные, инжиниринговые центры, научно-технологические парки; формирование и развитие специализированных инжиниринговых центров, научно-технологических парков при ведущих ОВПО и крупных предприятиях; принятие «шефства» со стороны крупного бизнеса над региональными университетами в части их научной и инновационной деятельности; принятие мер по увеличению количества казахстанских НИИ и университетов в рейтинге Scimago и др.

Качественная реализация данных мероприятий позволит существенно снизить выявленные в результате вышеотмеченного опроса барьеры в инновационном взаимодействии вузов с бизнесом, государством и наукой. При этом, следует отметить, что большинство этих мероприятий носят преимущественно институционально-правовой характер. Следовательно, важным условием для их качественной реализации должно стать проведение регулярного мониторинга эффективности результатов деятельности действующих и создаваемых научно-производственных и инжиниринговых центров, научно-технологических парков, сотрудничающих с предприятиями и НИИ вузов.

В Казахстане разработка системы показателей для измерения взаимодействия вузов с индустрией и государством проводится в основном на уровне отдельных казахстанских исследований. К примеру, следует выделить Т. П. Драх, З. А. Сальжанову, А. А.Витренко [8] с рейтинговой оценкой эффективности взаимодействия вузов и бизнеса на основе расчета интегрального показателя на мезо-уровне по регионам РК; Ж. Мукашеву [9] с оценкой академического и неакадемического сотрудничества вузов с предприятиями; А. М. Абдырова, К. А. Сарбасову, Ж. М. Ташкенбаеву [10] с описанием индикаторов, отражающих вклад исследовательского вуза в инновационное развитие государства. Вместе с тем, на общенациональном уровне рейтинговые системы оценки эффективности интеграции образования, науки и производства в настоящее время отсутствуют.

Заключение

Учитывая невысокие результаты Казахстана в международных рейтингах, замеряющих эффективность «тройной спирали», государственным органам при реализации стратегических планов / документов в сфере развития высшего образования и науки необходим повсеместный мониторинг и анализ эффективности заложенных в них мероприятий.

Действенным мониторинговым инструментом может стать разработка национальной системы показателей, оценивающей эффективность развития университетской науки и, в частности, инновационного взаимодействия вузов с НИИ и предприятиями.

В международных рейтингах, измеряющих уровень взаимодействия бизнеса, государства и вузов в рамках модели «тройной спирали» (Лейденский рейтинг, Европейский инновационный индекс и др.), используются показатели, которые могут быть адаптированы на страновом уровне: государственное и частное финансирование НИОКР в вузах и научно-исследовательских организациях, совместная публикационная активность вузов и предприятий, налоговая поддержка для бизнеса в НИОКР и др. Наряду с этим, учитывая прогресс Казахстана в области цифровизации образования, позитивным решением также может стать создание интерактивного цифрового ресурса (наподобие Лейденского рейтинга) для мониторинга реализации сотрудничества в рамках «тройной спирали».

Вышеуказанные меры позволят в перспективе повысить эффективность сотрудничества казахстанских вузов с бизнесом и государством, а также улучшить позиции страны в ГИИ, ГИК и других авторитетных международных рейтингах.

Cписок литературы

  1. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [web-сайт]. – 2018. – URL: https://www.akorda.kz/ru/ addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana (Дата обращения: 10.06.2023).
  2. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [web-сайт]. – 2021. – URL: https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 (Дата обращения: 10.06.2023).
  3. Global Innovation Index. 2022. https://www.wipo.int/global_innovation_index/en/.
  4. World Economic Forum. 2019. The Global Competitiveness Report 2019. https://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf
  5. CWTS Leiden Ranking 2022 https://www.leidenranking.com/ranking/2022/list.
  6. Об утверждении Концепции развития науки Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 мая 2022 года № 336. https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000336.
  7. И. Осипова. Апгрейд для науки. Почему проекты НИОКР так трудно вывести на коммерческие рельсы. URL: https://kz.kursiv.media/2022-07-19/apgrejd-dlya-nauki-pochemu-proekty-niokr-tak-trudno-vyvesti-na-kommercheskie-relsy/?ysclid=liw6rsxtos441594974.
  8. Драх Т.П., Сальжанова З.А., Витренко А.А. Рейтинговая оценка эффективности взаимодействия вузов и бизнеса по регионам Казахстана.Central Asian Economic Review. 2021;(5):53-63. https://doi.org/10.52821/2789-4401-2021-5-53-63.
  9. Мукашева Ж. Усиление сотрудничества между университетами и индустрией в Казахстане для развития инноваций: роль государства. Программа для молодых исследователей в области публичной политики [Электронный ресурс] // Фонд Cорос-Казахстан [web-сайт]. – URL: https://www.soros.kz/wp-content/uploads/2021/.pdf (Дата обращения: 16.05.2023).
  10. Абдыров А. М., Сарбасова К. А., Ташкенбаева Ж. М. Формирование исследовательских университетов и их роль в инновационном развитии Республики Казахстан // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6(3). – С. 496–500.

1 Статья выполнена в рамках программно-целевого финансирования научно-технической программы OR 11465474 «Научные основы модернизации системы образования и науки» (2021-2023 гг., Национальная академия образования им. Ы. Алтынсарина).