УДК 373

Влияние метода проектов на мотивацию старших школьников при обучении английскому языку

Виктория Гиль – бакалавр кафедры Иностранных языков Российского университета дружбы народов

Аннотация: Проблема мотивации школьников возникает по каждому школьному предмету, однако, учитывая сложность иностранного языка, большие временные затраты на его изучение, отмечается достаточно низкий уровень мотивации школьников, особенно на среднем и старшем этапе. Это объясняется возросшим уровнем сложности и объемом учебного материала. Цель данного исследования заключается в выявлении специфики влияния метода проектов на мотивацию старших школьников при обучении английскому языку.

Ключевые слова: метод проектов, проект, мотивация, старшие школьники, обучение английскому языку.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного и среднего общего образования в качестве цели обучения иностранным языкам в школе указывается развитие коммуникативных компетенций учащихся. Достигнуть обозначенную цель можно только в том случае, если у учащихся высокий уровень мотивации к обучению.

Повышению уровня мотивации школьников может способствовать применение современных образовательных технологий, которые все активнее используются в школьной деятельности. Одной из наиболее эффективных технологий можно считать проектную деятельность.

Анализ научных подходов к определению понятия проекта и проектной деятельности и систематизация их позволила выделить широкий и узкий смысл понимания проекта. Так в широком смысле данное понятие рассматривается как система, деятельность, а также результат данной деятельности, метод, процесс и технология. В узком смысле под проектом понимается результат проектной деятельности [3, c. 15].

Можно заключить, что проектная деятельность направлена на создание специальных условий, в рамках которых учащиеся могут:

  • самостоятельно и с интересом пополнять собственные знания через различные источники информации;
  • использовать полученные в ходе обучения знания для того, чтобы решить познавательную или практическую задачу;
  • развивать коммуникативные способности через работу в различных группах;
  • развивать исследовательские умения, такие как выявление проблемы, сбор необходимой информации по ней, наблюдение, экспериментирование, анализ, выдвижение гипотез и обобщение полученных результатов;
  • развивать системное мышление [5, с. 253-254].

Проектная деятельность может быть разделена на несколько этапов: подготовительные упражнения, которые выступают в качестве связующего звена и помогают учащимся настроиться на проектную деятельность, и собственно работа над самим проектом.

В научной литературе выделяются определенные требования, которые необходимо учитывать педагогу в процессе организации работы над учебным проектом. В качестве основных требований можно обозначить рассмотрение значимой с практической точки зрения проблемы, результаты деятельности должны способствовать развитию личности учащихся, работа должна быть организована таким образом, чтобы школьники могли проявить самостоятельность при ее выполнении, а также применять на практике методы исследовательской работы [1, c. 69].

Анализ научных подходов к рассматриваемой теме показал, что проектная деятельность выступает в качестве одного из основных методов повышения мотивации школьников к изучению английского языка. Под мотивацией в научной литературе понимается система побуждающих импульсов, направлением которых является учебная деятельность, стремление на углубленное изучение иностранного языка, совершенствование своих навыков, а также стремление к развитию потребности к познанию иностранной речевой деятельности [7, c. 82].

По мнению М. Райхельт, следует выделять такие типы мотивации, как внешние и внутренние. Первые основаны на потребности учащихся во внешнем благополучии, сюда же можно отнести их желание избежать возможное наказание. Среди внешних мотивов выделяется мотив оценки и успеха, в этом случае желание выполнить работу связано со стремлением к получению хорошей оценки за нее. Еще один внешний мотив - стремление к благополучию, так выполнение работы связано с давлением со стороны родителей и желанием избежать возможных неприятностей в случае отказа от ее выполнения. Сюда же можно отнести мотив самоутверждения, то есть повышение собственного престижа и завоевание уважения со стороны окружающих.

Основанием внутренних мотивов учащихся является то, как они относятся к учебном у материалу, а также самому процессу обучения. при этом важно, чтобы построение процесса приобретения новых знаний было организовано таким образом, чтобы отсутствовало какое-либо принуждение к нему, так как новые знания являются важными для самого обучающегося [8, с. 17].

В работах Р. Гарденера выделены следующие виды мотивации при обучении иностранным языкам: инструментальная и интегративная мотивация. Первый вид связан с практическим характером изучения языка. Второй вид мотивации основан на интересе к культуре языка и стремлением выстраивать процесс взаимодействия с носителями изучаемого языка [10, c. 31].

Также стоит отметить, что внутренние и внешние мотивы взаимно дополняют друг друга. Так внешние мотивы побуждают учащихся к деятельности, а внутренние наполняют их личностным характером [2, c. 46]. При формировании видов мотивации (интегративной и инструментальной) следует учитывать комплекс внешних и внутренних мотивов, влияющих на условия формирования успешной деятельности учащихся.

В качестве наиболее эффективного варианта решения проблемы по повышению уровня мотивации школьников при изучении английского языка А.А. Миролюбовым рассматривается использование в процессе обучения нетрадиционных форм занятий, в рамках которых обучение затрагивает коммуникативную сферу и личностно ориентировано [6, c. 118]. В качестве одного из подобных методов может быть рассмотрена проектная деятельность школьников.

Стоит отметить, что работа с проектами развивает у школьников потребность обрабатывать информацию, активным образом взаимодействовать с другими учащимися, проявлять лидерские качества. Повышение качества обучения посредством метода проектов становиться возможным в том случае, когда учащиеся проявляют ответственное отношение за собственное обучение.

Мы предполагаем, что мотивация старших школьников к обучению английскому языку сформирована на среднем уровне, в связи с чем, необходимо проведения дополнительной работы в рамках изучаемой темы.

Цель исследования - выявить особенности мотивации к обучению английскому языку у старшеклассников.

Задачи исследования:

  1. Организовать и провести эмпирическое исследования особенностей мотивационной сферы старших школьников.
  2. Организовать и провести исследование особенностей мотивации к обучению английскому языку у учащихся старших классов.
  3. Провести анализ полученных результатов и сделать выводы об особенностях мотивации.
  4. Разработать основные направления деятельности и практические рекомендации по развитию мотивации старших школьников к обучению английскому языку посредством использования метода проектов.

Для достижения цели исследования нами проведена экспериментальная проверка эффективности использования метода проектов для повышения мотивации старших школьников при обучении английскому языку. В исследовании приняли участие 26 старшеклассников, которые обучаются в настоящий момент в 10 классе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были подобраны следующие методики исследования:

  • методика «Мотивы учебной деятельности»;
  • анкетная методика «Изучения мотивации учебной деятельности» Е.А. Калинина;
  • опросник для оценки мотивации к изучению иностранного языка (Attitude/Motivation Test Battery) Р. Гарднера [10, c. 41].

Исследование уровня мотивации по первой методике показало, что в целом школьники положительно относятся к обучению. При этом на первом месте выступает мотив престижа, то есть стремление занимать авторитетную позицию в школьном коллективе и пользоваться уважением одноклассников. Также для значительной доли старшеклассников характерна мотивация «прессом», то есть в целом позитивное восприятие обучения, но при этом рассмотрение его больше с точки зрения возможности выстраивания коммуникации с другими людьми, а не получение знаний.

Данные исследования по методике «Мотивы учебной деятельности» представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования структуры мотивации по методике «Мотивы учебной деятельности» в процентном соотношении.

Группы мотивов

Количество

%

Широкие социальные мотивы

3

12%

Мотивация благополучия

2

8%

Престижная мотивация

8

31%

Мотивация содержания

2

8%

Мотивация «прессом»

6

22%

Узкие социальные мотивы

5

19%

Так, при обобщении полученных результатов был сделан вывод о том, что старшеклассников к обучению мотивирует желание пользоваться авторитетом в классе и быть лучшим среди других учащихся. При этом само получение знаний рассматривается как второстепенное, а школа для них представляет собой место, где можно пообщаться и встретиться с друзьями.

 Как видно из полученных данных, первое место у старшеклассников занимает мотивация в соревновательном характере учебной деятельности. Следующей по значимости является мотивация в общении и коллективной деятельности. При этом незначительно выражена мотивация на достижение целей, которая непосредственно связана с учебной деятельностью.

Данные по второй методике также подтверждают обозначенные выводы. Данные исследования представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Результаты исследования учебной мотивации по методике Е.А. Калинина.

Виды мотивации

Количество

%

Мотивация достижения цели

4

15%

Мотивация в соревновательном характере учебной деятельности

9

35%

Мотивация в самосовершенствовании

3

12%

Мотивация в общении и коллективной деятельности

7

26%

Мотивация в приобретении новых знаний вне процесса учебной деятельности

3

12%

Анализ исследования особенностей мотивации старших школьников при изучении иностранного языка позволил сделать следующие выводы. В целом отменено наличие интереса к изучению английского языка. При этом в большей степени выражены следующие мотивы: коммуникационные, профессиональные и узко-личностные. В то время как академические мотивы отмечены у незначительной части школьников. Оценка результатов показала, что инструментальная мотивация развита больше, чем интегративная. Это может быть рассмотрено как показатель того, что школьникам больше важна практическая ценность английского языка как средства коммуникации с другими людьми, а также инструмента для расширения возможностей межкультурного общения.

Для повышения уровня мотивации учащихся старших классов при изучении английского языка было предложено организовать проектную деятельность учащихся по теме «Cafes and Restaurants». Данная работа осуществляется в рамках следующих этапов: поисковый, аналитический, практическая деятельность, презентация проекта и подведение результатов [4, c. 190]. На первом этапе организуется работа по согласованию общей линии ведения проекта, формируются групп и составляется подобный план организации рабочей деятельности в рамках проекта. Далее проект оформляется, разрабатывается презентация полученных результатов. На заключительном этапе формируется отчет по проделанной работе и осуществляется ее оценка. Оценивание проектов осуществляется комплексно. Оценка самой работы включает в себя оценку актуальности и новизны решений, самостоятельный характер решения проблемы, качественное оформление результата. Для оценки защиты результатов проектной деятельности рассматривается качественность подготовки доклада и презентации, демонстрация глубины и широты знаний школьником, полноценные ответы на вопросы, а также умение самостоятельно оценить проделанную работу.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что использование проектной технологии на уроках английского языка  оказывает положительное воздействие  на личностно-эмоциональную сферу школьника, что способствует увеличению познавательной активности обучающихся, повышению интереса к предмету в целом, развитию у старших школьников самостоятельности, а также позволяет сформировать творческую личность, способствует формированию устойчивой мотивации школьников к изучению английского языка, причем, всех ее трех компонентов: коммуникативного, лингвопознавательного и инструментального.

Список литературы

  1. Афанасьева А.А. Метод проектов как способ организации учебной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка / А.А. Афанасьева, Е.Б. Савельева // Студенческая наука Подмосковью. Материалы межд. науч. конф. молодых ученых. – Орехово-Зуево: ГГТУ. – 2017. – С. 69-70.
  2. Захарова В.А. Появление проектной деятельности / В.А. Захарова // Вестник магистратуры. – 2019. – №2-1 (89). – С. 45-46
  3. Копылова В.В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка: 8-9 классы, английский язык: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / В.В. Копылова / Моск. городской пед. ун-т. – Москва, 2001. – 26 с.
  4. Линева Е.А. Влияние проектной деятельности на повышение учебной мотивации на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе / Е.А. Линева, Е. Г. Котова, Е. Б. Савельева, А.В. Леонтьева // ПНиО. – 2019. – №5 (41). – С. 189-202
  5. Лобанова, Е. В. Технология проектного обучения: история и современность / Е. В. Лобанова // Молодой ученый. – 2 – № 11 (406). – С. 253-256.
  6. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов. – М.: Ступени, ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
  7. Никифоров А.А. Организация проектной работы по иностранному языку на старшем этапе обучения школьников / А.А. Никифоров // Наука и перспективы. – 2018. – № 4. – С. 80-85
  8. Седова Е.А. Особенности интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку у девушек и юношей, студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижегор. гос. пед. университет / Е.А. Седова. – Нижний Новгород, 2012. – 27 с.
  9. Шумская О.А. Средства повышения мотивации старших школьников к изучению иностранного языка / О.А. Шумская, И.Г. Придворева, Е.Г. Татарникова // Молодой ученый. – 2020. – № 41 (331). – С. 208-210.
  10. Gardner R.C., Lalonde R.N., Moorcroft R., Evers F.T. Second language attrition: The role of motivation and use / C. Gardner, R.N. Lalonde, R. Moorcroft, F.T. Evers // Journal of Language and Social Psychology. – 1987. – Vol 6. – Issue 1. – P. 29-47.

Интересная статья? Поделись ей с другими: